Битумные мастики для кровли

Содержание

Преимущества мастики нефтяного происхождения

Самая обычная битумная мастика обладает рядом ценных преимуществ:

  • Малым весом.
  • Стойкостью почти к любым агрессивным средам.
  • Возможностью колеровки.
  • Простой нанесения, с которой легко справится любой человек.
  • Эластичностью.
  • Достаточной вязкостью, что делает такую мастику универсальной.
  • Доступностью по цене и экономичностью.
  • Стойкостью к инсоляции.
  • Отличными гидроизоляционными свойствами, благодаря чему ремонт кровли получается надежным и долговечным.
  • Долговечностью.
  • Бесшовностью. Наличие швов и стыков – самая большая проблема любой кровли.
  • Особой прочностью на разрыв, особенно у битумных мастик с каучуком и резиной в составе.
  • Стабильностью и равномерностью нанесения.
  • Возможностью ремонт кровли любой формы и конструкции, даже самой сложной.
  • Огнестойкостью. Битумная мастика способна выдерживать достаточно высокие температуры.

А самое ценное свойство битумной мастики как ремонтного материала в том, что она растягивается и сжимается без каких-либо последствий. Ведь каждая вторая трещина на кровле подвержена расширению (ввиду причин, из-за которых она возникла), и обычные ремонтные составы без нужной эластичности просто ломаются. В это же время битумная мастика полностью берет на себя деформационную нагрузку и отлично с ней справляется.

Но, чтобы все эти качества не были потеряны, покупайте мастику только хорошего качества, у проверенного производителя. Иначе результат довольно сложно предсказать, а любые новые протечки, пока вы их снова залатаете, успеют доставить немало проблем. А потому, главное, чтобы битумная мастика, которую вы планируете использовать для ремонта кровли, была произведена по всем стандартам ГОСТ. А это значит:

  1. Однородность состава.
  2. Легкость в нанесении на ремонтируемое место.
  3. Теплостойкость не ниже 70°.
  4. Отсутствие вредных для здоровья человека выделений.
  5. Отличная клеящая способность.
  6. Водонепроницаемость и биостойкость.

Так, самые известные отечественные производители битумных мастик – «Грида», «Технониколь» и «РусМонолит».Наиболее качественными и долговечными считаются бутилкаучуковые «Поликров М-140», битумно-латексная «Блэм-20», хлорсульфополиэтиленовая «Поликров-Л» и такие, как «Эламаст», «Вента-У», «Гекопрен» и «Блем-20».

Какая битумная мастика подходит для ремонта?

Но современный строительный рынок предлагает большой выбор самых разных битумных мастик, которые отличаются по своему составу. Условно битумные мастики, которые используют для кровли, делят на такие виды.

Мастика холодного применения

Это однородный состав, уже готовый к использованию. По желанию вы его можете разбавить различными растворами, и быстро использовать, пока сам раствор не испарился и мастика не вернула свои первоначальные свойства.

Холодная битумная мастика – спасение для кровли, когда нужно решить проблему в максимально сжатые сроки. Причем такая мастика универсальна и подходит практически для любых покрытий. А ведь и подготовительных работ для нее не нужно – ни костра, ни газовой горелки.

Плюс самый удивительный момент: холодную мастику разрешено наносить даже на мокрое покрытие! Это – идеальный вариант, когда нужно срочно остановить протечку в крыше.

Отметим, что некоторые виды холодных мастик все же нужно немного подогреть – всего до 30-40°С.

Мастика горячего применения

Использовать битумную мастику можно как готовую, прямо с магазинных полок, так и делать ее самому.

Эту мастику нужно разогревать до 150-180°С. Здесь важно соблюдать все правила техники безопасности, ведь наносить такую мастику на ремонтируемые места нужно только в горячем виде. Зато, как только мастика остынет, она приобретет нужную вам форму.

Готовить битумную мастику на самом деле не сложно:

  • Шаг 1. Разжигаем хороший костер.
  • Шаг 2. Кладем по бокам два обычных кирпича.
  • Шаг 3. Берем любое старое ведро и кладем туда кусок битума.
  • Шаг 4. Осторожно помешиваем, чтобы не расплескался.
  • Шаг 5. В несколько слоев замазываем трещину или дырку.

И отличная замазка для ремонта крыши получается из горячей битумной мастики, которую готовим из опилок и сухого песка. А приготовить такую мастику вы можете самостоятельно, только все делайте аккуратно:

Но даже в готовую битумную мастику вы можете по желанию вносить свои добавки, модификаторы и растворители. Так, для ремонта кровли на наклонной плоскости, чтобы нанесенная мастика не стекала, добавьте загуститель, а если мастика слишком густая для горизонтальной поверхности и «не заталкивается» в трещину, используйте растворители.

Мастика на водной основе

Такой вид битумных мастик относится к самым экологичным. Такая мастика более безопасна и проста в нанесении, и в нее входит куда меньше токсичных веществ.

Битумная мастика с добавками и наполнителями

Сегодня в самую обычную битумную мастику добавляют и пластификаторы, и минералы, и самые разные связующие, чтобы изменить ее свойства в нужную сторону. И это хорошо, ведь для ремонта одной и той же кровли вам в разное время может понадобится:

  • достаточно густой состав, чтобы заделать дыру;
  • достаточно жидкий, чтобы изолировать края листов;
  • особо пластичный, чтобы скрепить две половинки растрескавшегося шифера.

Поэтому давайте рассмотрим каждый вид по отдельности, а вы уже определитесь, какой на данном этапе нужен вам:

Каучуковые и полиуретановые битумные мастики

Рекордсмены в плане эластичности – битумные мастики с каучуком и полиуретаном. Их защитная пленка, которая образовывается во время ремонта, способна растягиваться без разрывов в 20 раз!

Битумно-латексная мастика

Еще один относительно новый вид битумной мастики – битумно-латексная. В ее состав добавлены разные синтетические связующие вещества и минеральные наполнители. Говоря простым языком, это битум и латекс, которые обогащены такими наполнителями, как асбест, волокна минеральной ваты и модификаторы. Чем лучше обычной битумной мастики? Такая ремонтная смесь обладает не только прочностью, но и более высокой водонепроницаемостью.

Битумная мастика с масляным растворителем

А вот битумная мастика с масляным растворителем и вовсе не твердеет. Но ее есть смысл использовать для ремонта только тех кровельных элементов, которые подвержены постоянной вибрации. Дело в том, что битумно-масляная мастика вообще не образует жесткую пленку, зато никогда не растрескивается, пластична и в любых условиях сохранят целостность защиты.

Битумно-резиновая мастика

И, наконец, довольно известная среди обывателей битумно-резиновая мастика. Ее активно используют для автомобилей, но и для ремонта кровли это – замечательный вариант. Такая мастика отличается особой стойкостью к растяжениям, ударам и вибрации. А, самое главное, еще и сцепляется с любой поверхностью!

А теперь – о том, что делать со всеми этими мастиками и как именно ими ремонтировать самые разные кровельные дефекты.

Ремонт мягкой кровли битумной мастикой

В летнее время, особенно в жару, рулонные материалы кровли и битумная черепица подвергаются особо интенсивному нагреву. Итог – вздутия в кровельном покрытии. Откуда? Дело в том, что в любом кровельном ковре есть более влажное основание, которое при нагреве выделяет водяные пары (при 60°С – давление 2т/м2). В итоге образовываются воздушные и водяные мешки, вытекает битумная мастика и образовываются заметные пузыри, иногда до 30 см высотой!

Обычно ремонт такой кровли сводится к замене или заделке всех дефектных мест. Все мастики на основе битума наносят двумя способами – механическим или ручным. Конечно же, для мелких кровельных работ легче использовать кисть и шпатель, а вот для восстановления старого рулонного покрытия больше подойдет распылитель.

Простая заплатка на битумной основе

Проблемные места расчищают, покрывают мастикой и накладывают заплатку:

Иногда заплату приходится усиливать алюминиевой лентой:

Повреждения от воды

Если же материал в каком-то месте уже сгнил, делаем так:

  • Шаг 1. Гнилой материал нужно вырезать, причем вокруг повреждения убрать его нужно еще на 10 см.
  • Шаг 2. Теперь выемку, которая в результате всего этого образовалась, тщательно очищаем.
  • Шаг 3. Смазываем ремонтируемое место мастикой и заклеиваем еще одним слоем рулонного материала так, чтобы место повреждения перекрывалось на 15 см.

Отставание от основания и воздух

Если полотно ковра отстает от основания, тогда само основание нужно промазать мастикой, снова прижать к нему полотно ковра, а сверху наклеить заплатку так, чтобы место разреза было перекрыто на 10 см.

С местами вздутия поступают по-другому:

  • Шаг 1. Делаем крестообразный надрез.
  • Шаг 2. Отгибаем полотна на четыре стороны.
  • Шаг 3. Тщательно расчищаем основание.
  • Шаг 4. Просушиваем основание, смазываем битумной мастикой отогнутые полотна ковра, прижимаем к основанию и приклеиваем снова.
  • Шаг 5. На это место делаем заплатку и восстанавливаем покрытие.

Большие и маленькие трещины

Особенно часто нуждается в битумном ремонте кровельный рубероид: даже сложенный в три слоя, он начинает разрушаться под солнечными лучами уже через 8 лет! Вся его поверхность медленно, но уверенно покрывается мелкими трещинами, а если в них еще и попадает влага – пиши пропало. Но вы справитесь:

Если восстановить нужно старый рубероид, покрытый мелкими трещинами от старости, тогда поступаем так:

  • Шаг 1. Тщательно очищаем рубероид от пыли и посыпки. Используйте для удобства соляровое масло, которое помогает очистке и делает загрубевшие рулонные материалы более эластичными и прочными. А удалить посыпку легко стальными щетками или шпателем.
  • Шаг 2. Если это необходимо, в проблемных местах делаем заплаты. Каждая заплата должна быть больше ремонтируемого участка минимум на 10 см с каждой стороны. Причем, если вам приходится клеить одну заплатку на другую, тогда перекрывайте каждой следующей предыдущей.
  • Шаг 3. На очищенное основание наносим битумную смазку – кистями, распылителем, щетками или тряпками.
  • Шаг 4. Если какие-то заплаты выпучиваются, их нужно разгладить. Например, прижать каким-то грузом.
  • Шаг 5. Лишнюю мастику вокруг ремонтируемых мест или по краям кровли аккуратно убираем шпателем.
  • Шаг 6. Все отремонтированные места посыпаем подогретым песком, который в будущем защитит мастику от солнечных лучей и не даст ей плавиться.

Если трещины на рулонной кровле небольшие по ширине, их разрезают, удаляют оттуда мусор (а он там есть, поверьте), хорошо просушивают строительным феном и заливают горячей мастикой с паклей. Далее разравнивают и, по желанию, накрывают заплатками. Примерно по такой технологии:

А для самых сложных случаев применяют так называемый метод флешинга:

Ремонт жесткой кровли

Битумная мастика замечательно подходит и для ремонта жестких кровель.

Защита от дальнейшей коррозии

Так, при помощи этого материала чаще всего ремонтируют места, поддавшиеся коррозии:

  • Шаг 1. Очищаем кровлю от пыли и грязи.
  • Шаг 2. Жесткой металлической щеткой счищаем ржавчину так, насколько это возможно.
  • Шаг 3. Аккуратно сметаем всю ржавую пыль и сразу же замазываем битумом.

Более подробно этот процесс выглядит так:

Битумные заплаты

Битумной мастикой пропитывают и заплаты для жестких кровель:

  • Шаг 1. Делаем заплату из брезента или плотной мешковины, размером от 30 до 200 мм.
  • Шаг 2. Пропитываем заплату битумной мастикой и укладываем на ремонтируемое место.
  • Шаг 3. Даем хорошо просохнуть и снова покрываем мастикой.

А еще битум сложно чем-то заменить, когда нужно качественно загерметизировать примыкания:

Итак, битумную мастику наносят на нужные кровельные элементы в жидком виде. Уже после испарения в ней растворителя получаем сплошную бесшовную пленку, толщина которой будет зависеть от того, как много сухого остатка было в мастике. Отметим, что битумные мастики, в составе которых растворитель не использовался, своей толщины нанесенного слоя не уменьшают.

Еще в мастику для ремонта любых других кровель, кроме рулонной, желательно ввести специальные наполнители для вязкости – это разные загустители и цемент. Дополнительно, чтобы защитить место ремонта от механических воздействий, к которым битумная мастика обычно неустойчива, желательно сделать защитный слой из битумных листов, клейкой ленты, песка или мелкого гравия.

Что хорошо, для обработки кровельных участков битумной мастикой не нужно до основания зачищать от ржавчины или старой краски, и тем более еще как-то готовить основание, что особенно хлопотно при работе на высоте. Ценное преимущество!

Что такое мастика битумная?

Мастика битумная – это достаточно пластичный строительный состав, в основе которого имеются битум и всевозможные добавки, наделяющие материал теми или иными свойствами. Вещество имеет высокие значения гидроизоляции, застывает в короткие сроки после нанесения, бывает различных видов. И ее вполне можно использовать самостоятельно, не прибегая к помощи опытных мастеров. Консистенция достаточно густая, в нагретом состоянии становится жидкой.

Мастика битумная

Различные добавки и наполнители, присутствующие в том или ином виде мастики, придают веществу определенную степень вязкости, скорости застывания, стойкости к воздействию температуры и т. д. Как правило, в качестве добавок могут быть использованы как минеральные компоненты, так и органические вещества. Сделать более плотной и устойчивой к низким температурам мастику помогут минеральная вата, комбинированная зола, асбестовая пыль, известняк. А вот компоненты типа мела или торфяной крошки, используемые для придания составу густоты, сделают нанесение вещества более удобным и быстрым, снизят расход, да и теплоизоляция битумного слоя увеличится. Волокнистые наполнители армируют материал, а повысить гидроизоляционные качества помогут полимеры.

Состав и производство битумной мастики

После распределения по поверхности основания мастика застывает – на нем формируется некая мембрана либо пленка без стыков и швов. Также при помощи мастики можно приклеивать различные материалы.

Мастика для кровли

На заметку! Основание, на которое будет наноситься мастика, в особой подготовке не нуждается – вещество прекрасно клеится даже на ржавые поверхности. Однако все равно строители рекомендуют проводить определенные подготовительные работы.

За стойкость к изгибам и армирование материала отвечают волокнистые наполнители битумной мастики

Преимущества и недостатки

Мастика не зря пользуется популярностью как у опытных строителей, так и у тех, кто просто проводит какие-либо ремонтные кровельные работы. У нее масса достоинств:

  • высокие показатели гидроизоляции;
  • возможность скрыть мелкие дефекты и выровнять поверхность;
  • устойчивость к формированию на поверхности битумного слоя колоний живых микроорганизмов, плесени и т. д.;
  • идеальные адгезионные свойства к любой поверхности – материал не отслаивается и не вздувается со временем;
  • высокая эластичность и отсутствие склонности к появлению трещин.

У битумной мастики много преимуществ

На заметку! Обладая таким внушительным набором достоинств, мастика еще и стоит дешево. А значит, ремонт или гидроизоляционные работы на крыше можно максимально удешевить.

Но у материала есть и свои минусы использования. Например, пользоваться мастикой нельзя при некоторых погодных условиях (в дождь), а контролировать толщину наносимого слоя порой достаточно сложно – неровные поверхности могут увеличить расход материала, из-за чего увеличивается стоимость работ.

Применение битумной мастики

Применяться битумные мастики могут для различных работ в строительной сфере. Например, одна из основных областей использования – это гидроизоляция полов, фундамента, трубопроводов, монтаж паркетного пола, бассейна и т. д. Также мастика применяется для обработки дерева, заглубляемого в землю, бетонных изделий. Можно даже укладывать линолеум, используя это средство. Конечно, применяется она и для гидроизоляционных и ремонтных кровельных работ.

Функциональность мастики в отношении кровли

Мастика может использоваться для проведения различных кровельных работ и на любых поверхностях. Она часто применяется на скатных и купольных крышах, используется для отделки шпилей, применима и на плоских крышах. Оптимальный вариант использования – гидроизоляционные работы, покрытие рулонными материалами, ремонт некоторых видов кровли.

Битумную мастику можно использовать для любой поверхности

На заметку! В ряде случаев пользоваться мастикой можно, даже не удаляя старого кровельного покрытия.

Битумная мастика отлично герметизирует швы и саму поверхность, за счет высокой эластичности надежно защищает кровлю от протечек. Она также подходит для герметизации дымоходов, вентиляционных и водосточных каналов. Притом кровля может быть изготовлена абсолютно из любых материалов, будь то черепица, бетон, рубероид и т. д. Практически везде используется битумная мастика, начиная от устранения дефектов кровельных покрытий и заканчивая заделкой стыков и швов.

Битумная мастика для гидроизоляции пола

На заметку! Битумная мастика в строительстве и создании кровли может применяться не только как гидроизоляционный и герметизирующий материал, но и в качестве клеевого состава.

Виды мастик

Существует большое количество различных видов мастик, которые можно классифицировать в зависимости от типа, способа и цели использования, методики нанесения, состава и т. д. Например, две основные категории существующих материалов – мастики горячие и холодные. Они отличаются способом применения. В первом случае вещество нужно разогреть до высоких температур и просто вылить на подготовленное основание, а затем тщательно разровнять. Во втором мастика наносится на определенные участки при помощи шпателя, имеет более густую консистенцию.

Когда испаряется растворитель, мастика становится как резина, которая обладает физико-механическими и гидрофобными свойствами

Горячая мастика отличается повышенной эластичностью, прочностью, отсутствием пористости и склонности к усадке. Ей можно пользоваться даже при низких температурных показателях воздуха. Холодная же намного проще в использовании, не требует нагрева, имеет различные варианты расцветок, а значит, ее проще всего использовать в тех случаях, когда нужно сделать заделку швов незаметной. И она не боится воздействия ультрафиолета.

ГОСТ допускает использование мастики в качестве самостоятельного кровельного покрытия

Также все мастики можно разделить на два основных типа по методу приготовления:

  • однокомпонентные – мастики, применяемые без добавления других компонентов, их можно использовать сразу после открытия тары. Главный недостаток – необходимо сразу израсходовать весь состав;
  • двухкомпонентные – мастики, которые перед применением требуется смешать со специальными загустителями.

Двухкомпонентную мастику перед применением нужно разбавить

Мастики могут отличаться и по составу. В зависимости от этого параметра различают:

  • резино-битумную (она изготавливается с использованием наполнителей минерального типа, нефтяного битума, крошки резины, растворителей и синтетического каучука. Ей присущи высокий уровень адгезии, устойчивость к ударам, к колебаниям температур);

Характеристики резино-битумной мастики

  • БКМ-мастика (с каучуковым наполнителем. Имеет высокие показатели эластичности, не рвется, используется для приклеивания рубероида);
  • битумно-полимерная (на основе модифицированного латекса, водной битумной эмульсии. В составе нет органических растворителей. Может использоваться для внутренних и наружных работ).

Мастика битумно-полимерная

На заметку! Наиболее популярными готовыми мастиками являются составы, выпущенные под брендом Технониколь и Шинглас.

Таблица. Технические характеристики битумной мастики.

Характеристика Холодная мастика на основе воды Горячая мастика Холодная мастика на основе растворителя
Толщина слоя, мм 1 2 1
Время высыхания на воздухе (t = 20 градусов, влажность 50%) 5 4 24
Расход, кг/м кв. (1 слой) 1,5 2-2,5 1-2
Влажность основания, не более, % 8 4 4
Температура, градусы +5 — +40 -10 — +40 -10 — +40

Ремонт кровли с использованием мастики

Шаг 1. Первым делом производится приготовление мастики или покупка готовой смеси подходящего типа. Важно тщательно перемешать вещество, при необходимости используя и добавляя в смесь рекомендуемые растворители.

Подготавливается все необходимое

Шаг 2. Далее необходимо тщательно очистить поверхность кровли. Да, считается, что мастику можно наносить на любую, даже слабо очищенную поверхность, но, тем не менее, наиболее качественной работа будет только в том случае, если поверхность предварительно очищена от мусора и грязи. Важно удалить и куски деформированного покрытия – лучше вырезать их и заменить на ровные заплаты.

Подготовка рабочей поверхности

Важно! Если в инструкции к мастике не указано, что она может быть использована во влажной среде, то кровлю также предварительно стоит максимально просушить.

Шаг 3. Рубероид, предназначенный для создания заплат, нужно нарезать на отрезки необходимых размеров. Далее мастику при помощи обычного металлического шпателя требуется нанести на изнаночную сторону подготовленной заплатки.

Нанесение мастики на заплатку

Шаг 4. Также требуется промазать и само основание кровли в области ремонтируемого участка.

Нанесение мастики на требуемый участок кровли

Шаг 5. Далее заплатку нужно уложить на промазанный участок кровли в то место, для которого она и готовилась. Затем ее просто нужно прижать руками.

Укладывается заплатка

Шаг 6. Затем нужно промазать мастикой край поверхности заплаты, тщательно закрывая все стыки и места соединения заплаты с поверхностью кровли. После этого заплатки рекомендуется присыпать песком, чтобы они не перегревались на солнце.

Промазываются края заплатки

В этом случае работы производились с использованием холодной мастики. В свою очередь, горячую нужно наносить прогретой и в несколько слоев (2-3), пользуясь кистью. Обычно она наносится толщиной 1-3 мм в общей сложности. Важно помнить, что при работе с мастикой погода должна быть сухой и солнечной – выполнять ремонт кровли во время дождя или при низких показателях температур (ниже -5 градусов) категорически не рекомендуется.

Важно! Работать с горячей мастикой нужно на приличном расстоянии от любых источников огня – это горючий материал.

Мастики битумные холодного применения

Мастеру, выполняющему работы, рекомендуется надеть не просто ненужную одежду, которую не жалко запачкать, а такую, которая в случае попадания горячей мастики не расплавится и сможет защитить кожу от ожогов.

Другие правила работы с мастикой

Чтобы работа получилась максимально качественной, важно соблюдать ряд правил.

  1. Мастика всегда должна быть хорошо перемешана. Лучше всего для этих целей использовать строительный миксер или оснащенную специальной насадкой дрель.
  2. Чем мастика теплее/горячее, тем проще ее наносить, так как пластичность при повышении температуры становится лучше. Холодную мастику тоже нужно греть, но в этом случае будет достаточно разогрева всего в +15 градусов.

    Горячая мастика для настила рулонных материалов

  3. На те поверхности, которые часто испытывают значительные механические нагрузки и воздействия, не рекомендуется наносить горячий тип мастики. Но зато такая мастика намного лучше проникает в мелкие трещины и держится на поверхности намного крепче.
  4. Для больших объемов работ рекомендованы горячие составы – работать ими намного проще, удобнее и быстрее, хоть и требуется разогрев.
  5. Работать с данным строительным составом, где в основе имеется битум, нужно при температуре не менее -10 и не более +50 градусов.

    Правила работы с битумной мастикой

  6. Мастика токсична! Работать с ней нужно, надев респиратор. А внутри кровли, в чердачном помещении работать можно только при наличии хорошей вентиляции.
  7. Лучше всего готовую смесь наносить на прогретое основание.

Видео – Ремонт кровли при помощи мастики

Простой ремонт протечек крыши

Есть и другие составы для ремонта кровельной поверхности, по внешнему виду напоминающие обычную мастику на основе битума. Однако они более жидкие, чем холодная мастика, и не требуют сильного нагревания перед использованием. Например, так называемая «жидкая кровля».

«Жидкая кровля»

Шаг 1. Кровельную поверхность требуется тщательно очистить от растительности и грязи. Можно использовать щетки, шпатели и любые подручные средства.

Очистка кровельной поверхности

Шаг 2. Далее смесь нужно тщательно перемешать и подогреть до небольшой температуры.

Подготовка смеси

Шаг 3. Подготовленную смесь можно вылить на очищенную поверхность кровли.

Смесь выливается на поверхность

Шаг 4. Далее ее нужно равномерно нанести на ремонтируемую поверхность, распределив широким шпателем. При необходимости количество смеси можно увеличить. Толщина итогового слоя должна составлять 1-2 мм. Распределять смесь нужно, начиная от конька крыши и двигаясь к ее краю.

Для распределения используется широкий шпатель

Шаг 5. Далее поверхность нужно посушить. Готовым составом также можно обработать и стыки рулонных материалов, уложенных на крыше.

Нанесенный состав должен хорошо просохнуть

Фото обработанных стыков

Битумная мастика – настоящая «палочка-выручалочка» для тех, кто хочет быстро отремонтировать крышу и не бояться, что в ближайшее время она протечет. В целом, это универсальное средство применимо практически в любой строительной сфере, но именно для кровли, а также для обустройства фундамента этот материал используется чаще всего.

Густотертые краски

Такие составы менее популярны ввиду того, что перед применением их необходимо разводить

Изделия данного вида представляют собой густую пасту, в состав которой входят пигменты, придающие составу тот или иной цвет, и наполнители, придающих покрытию прочность, для улучшения свойств раствора и придания ему высоких эксплуатационных свойств в некоторые виды изделий вводятся специальные добавки.

Все эти компоненты затираются на олифе и продаются в виде густой пасты.Составы масляных красок могут отличаться лишь типом олифы, на основе которой происходит растирание.

Все изделия данной группы должны соответствовать нормам ГОСТ 8292-82 «Краски масляные цветные густотертые. Технические условия».

Способ применения имеет свои особенности, перед применением в краску добавляется олифа, количество которой зависит от марки состава, более подробно данный момент мы рассмотрим ниже.

Составы для наружных работ

К данной группе изделий относится достаточно широкий спектр изделий, каждый из которых имеет свои особенности:

  • Так называемые масляные земляные краски – мумия, охра и сурик железный относятся к группе МА-015, но на банках прописано именно название пигмента. Такие растворы должны сохранять прочность защитной пленки при применении на открытом воздухе в течение как минимум полутора лет. В качестве разбавителя должна использоваться олифа комбинированного типа, при этом объем синтетического компонента не должен превышать отметку в 30%.

Сурик железный – одна из самых известных красок данной группы

  • Белила свинцовые и зелень свинцовая – составы, содержащие свинец, достаточно вредный для здоровья человека, поэтому использовать их можно только для наружной отделки. Группа изделий имеет маркировку МА-011 с различными добавочными цифрами и обозначениями, которые зависят от особенностей состава. В качестве покрытия чаще всего используется натуральная олифа.
  • Белила цинковые и белила титановые также маркируются МА-011, но в их составе нет вредных для здоровья человека веществ, поэтому применять их можно как снаружи, так и внутри помещений. Чаще всего составы разбавляются пентафталевыми или глифталевыми олифами, срок службы на открытом воздухе – не менее полутора лет.

Не зная особенностей состава, по названию сложно понять особенности использования того или иного раствора

  • Цветные краски также присутствуют в линейке продукции и в зависимости от олифы, на которой производилось затирание, могут иметь следующие марки: МА-011, МА-015, ГФ-013, ПФ-014. Олифа, применяемая для разведения, зависит от вида краски для отделки, инструкция на упаковке подскажет, какой вариант будет оптимальным. Срок службы покрытий на улице составляет в среднем полтора года при нанесении двух слоев на предварительно подготовленное основание.

Из эксплуатационных свойств необходимо отметить следующие:

  • Фасовка может быть самой различной – от маленькой банки объемом 0.5 литра до больших барабанов в 50 литров. Нужный вариант выбирается, исходя из ваших потребностей, но помните, чем больше упаковка, тем ниже цена. Наиболее популярный тип упаковки – банки объемом 3 литра.

Каждый может подобрать себе емкость оптимального размера

  • Срок хранения должен быть не менее полугода, это не означает, что по прошествии данного периода состав будет непригодным к использованию. Но производитель гарантирует высочайшие свойства в течение полугода, а фактические свойства во многом зависят от условий хранения.
  • Срок высыхания одного слоя не должен превышать одни сутки, более длительное время обозначает, что качество раствора низкое. При этом помните, что высокая влажность может стать причиной увеличения периода высыхания.

Совет!
Как определить, что слой высох?
Да очень просто: прислоните к поверхности палец, слегка прижмите его и подержите в течение пяти секунд.
На пальце не должно остаться никаких следов состава, если же это не так, значит, поверхность просохла не до конца.

  • Расход краски на м2 зависит от цвета покрытия, подробную информацию можно узнать на упаковке. Но не забывайте, что расход во многом зависит от способа нанесения и внешних условий.

Составы для внутренних работ

Ма-025 — единственный специализированный состав для работ внутри зданий

Данная группа изделий достаточно небольшая, так как почти все виды составов (кроме содержащих свинец) могут использоваться и для внутренней отделки. Из специализированных марок можно выделить лишь МА-025. Эти краски не предназначены для работ на открытом воздухе, в остальном их свойства аналогичны всем другим маркам.

Когда вы проводите работы своими руками, то помните, что если в качестве разбавителя используется комбинированная олифа или оксоль, то полученный состав должен использоваться для внутренних работ.

Ввиду достаточно сильного запаха работы следует производить в хорошо проветриваемых помещениях. Лучше не находиться в помещении до полного высыхания.

Жидкотертые составы

Краска готова к применению, что очень удобно

Эта группа изделий намного популярнее предыдущих в силу того, что они продаются в готовом виде и не требуют долговременного размешивания, а также добавления большого количества олифы. Все качественные составы должны соответствовать нормам ГОСТ 10503-71 «Краски масляные, готовые к применению. Технические условия».

Состав масляной краски данного типа аналогичен густотертым с той лишь разницей, что необходимое количество разбавителя уже присутствует в составе. При загустении допускается небольшое количество растворителя.

Масляные жидкотертые цветные краски бывают нескольких марок, поэтому сориентироваться в них достаточно просто:

  • Составы МА-22 отличаются высокой прочностью покрытия и могут применяться для любых работ, в том числе и для покраски полов. Они изготавливаются на основе высококачественных компонентов, и при необходимости для разведения нужно использовать только чистую олифу без различных синтетических добавок.

Если вам нужно надежное покрытие для пола, обратите внимание на данный вариант

  • МА-25 – самая распространенная и востребованная марка изделий благодаря универсальности и простоте проведения работ. Составы выпускаются в определенном цветовом диапазоне, поэтому найти необычный вариант цвета вряд ли удастся. В зависимости от целей использования могут применяться разные растворители, поэтому лучше ознакомиться с информацией на упаковке.

Краска для наружных работ

Тут присутствует один вариант – МА-15, при этом использовать эту краску можно и при внутренних работах. Важно применять только изделия, имеющие удостоверения качества, так как случаи продажи некачественных изделий достаточно нередки.

Идеальный вариант, когда на упаковке указан ГОСТ изделия

Для разбавления следует применять качественные растворители комбинированного типа на основе олифы, какая из марок подойдет лучше всего, подскажет этикетка на банке.

Как видите, масляные жидкотертые краски представлены всего тремя марками, поэтому разобраться в особенностях каждой из них не составит большого труда.

Совет!
Лучше приобретать краску известного, проверенного временем производителя, как правило, чем больше опыт производства, тем качественнее составы.

Некоторые особенности использования красок

Если вам нужна матовая масляная краска, то стоит воспользоваться данным советом: берется кусок хозяйственного мыла, натирается на терке, после чего растворяется в небольшом количестве теплой воды. Данный состав понемногу разбавляется в трех литрах краски при энергичном помешивании.

Мыло – самый простой вариант для получения матового покрытия

Если на поверхности образовалась пленка, ее необходимо удалить. Перемешивание вряд ли поможет избавиться от затвердевших кусков. А чтобы пленка не образовывалась, на поверхность краски можно налить немного олифы или подсолнечного масла.

Избавиться от запаха после ремонта можно очень простым способом: в каждой комнате нужно поставить емкость с соленой водой, через несколько часов воздух станет гораздо чище.

Многие не знают, что масляно-битумная краска или, как ее еще называют, мастика не имеет с масляными составами ничего общего. Ее изготавливают из битума и машинного масла, и она используется для гидроизоляции поверхностей.

Для укрепления лакокрасочного покрытия поверхность после высыхания лучше протереть теплой водой с добавлением нашатырного спирта (1 чайная ложка на ведро воды). Это сделает краску прочнее и придаст ей блеск.

Для работы можно использовать кисть, валик или краскопульт для покраски, все зависит от особенностей поверхности.

Масляно-фталевая краска производится западными производителями, ее свойства гораздо выше обычных вариантов, поэтому можно рассмотреть и данный вариант.

Выбор варианта зависит только от вас

Лакокрасочные материалы на основе природных смол

Среди всех лакокрасочных материалов, которые изготавливаются из природных смол, наиболее широкое применение получили ЛКМ на основе эфира гарпиуса (глицериновый эфир канифоли или просто эфир канифоли). К масляно-канифольным лакам и эмалям на основе эфира гарпиуса (канифоли) относятся: эмали КФ-252, КФ-248 и др., лаки КФ-965, КФ-274, КФ-574, МА-594, МА-592 и т.д. Грунтовка КФ-030 и эмаль КФ-751 выпускаются на основе резинатов канифоли (например, цинкового). Лак ЯН-153 выпускается на основе природного янтаря (плавленой янтарной смолы), подобные ЛКМ выпускаются в небольшом количестве. Существуют некоторые лакокрасочные материалы, представляющие собой растворы полимеризованных высыхающих масел (это масляные лаки и эмали, не содержащие в своем составе смолы), например, эмаль МА-952.

Масляно-канифольные лаки изготавливаются холодным либо горячим способами. Под холодным способом подразумевается смешивание предварительно подготовленных полуфабрикатов в определенных пропорциях (эфира гарпиуса или другой смолы, растворы оксидированного или полимеризированного масел). Горячий способ предусматривает сплавку при температуре 200 — 280°С смолы и масла. Полученный сплав некоторое время выдерживают при данной температуре (пока не будет достигнута определенная вязкость). Масло можно использовать предварительно полимеризированное либо же оно может полимеризироваться уже в процессе сплавления.

Лакокрасочные материалы на основе битумов

Битумные лаки

Битумные лаки – это вид лакокрасочного материала, в основу которого входит битум – твердое вещество, которое имеет свойство размягчаться и плавиться при воздействии повышенной температуры. Битумы могут растворяться только в растворителях органического происхождения. К лаковым битумам можно отнести: древесные и каменноугольные пеки, искусственные нефтяные битумы, природные битумы (садкинский, гильсонит, сирийский, печорский асфальты и асфальтиты). В качестве пленкообразователей наиболее широкое распространение получили специальные нефтяные битумы. Их получают путем перегонки ухтинских нефтей или же остатков от их перегонки.

По химическому составу все битумные лаки можно разделить на безмасляные и масляные. В свою очередь безмасляные лаки делятся на: битумно-смоляные и битумные. Битумно-смоляные лаки – это растворы смеси смолы (зачастую канифоли) и битума в органическом растворителе. В состав битумных лаков входит только растворитель и битум. Масляные лаки делятся на: масляно-битумно-смоляные (в них часто используется канифольная или глифталевая смола) и масляно-битумные. Есть еще и каменноугольные лаки – это растворы в органических растворителях каменноугольного пека и других битумов.

Битумные эмали

Битумные эмали – это пигментированные битумные лаки. Т.е. суспензии алюминиевой пудры, а также пигментов (иногда железной лазури, а чаще – технического углерода) в масляно-битумных лаках. Битумные лаки, в которых в качестве пигмента используется алюминиевая пудра, выпускаются под названием «краска», а не эмаль. По свойствам битумные эмали очень схожи на битумные лаки, но имеют повышенную укрывистость. Они обладают высокими противокоррозионными и диэлектрическими свойствами. Существуют покрывные и электроизоляционные битумные эмали. Покрывные битумные эмали используются для окраски деревянных поверхностей, для защиты от коррозии деталей автомобилей и многих других металлических поверхностей, деталей велосипедов (БТ-180), которые эксплуатируются внутри помещений и в атмосферных условиях. Электроизоляционные битумные эмали нашли широкое распространение в электротехнической промышленности.

Промышленные марки лакокрасочных материалов на основе природных смол

Лак КФ-5106 представляет собой раствор эфира гарпиуса и жирных кислот тунгового (ойтисикового) масла в органических растворителях с добавлением сиккатива. Сначала смешивают эфир гарпиуса с растворами жирных кислот, далее образовавшуюся смесь типизируют и центрифугируют. Со дня изготовления гарантийный срок хранения лака КФ-5106 составляет шесть месяцев. При горячей сушке образуется глянцевая и ровная поверхность. Лак часто используется для покрытия белой литографированной жести (наносят при помощи лакировальной установки).

Краска КФ-513 — это раствор канифольно-глифталевой смолы в органическом растворителе, дополнительно пигментированный индулином. Окрас – от синего до сине-фиолетового. Краска КФ-513 обладает хорошими маркировочными свойствами, поэтому часто применяется для маркировки магниевых и алюминиевых сплавов (и изделий из них). Срок годности — полгода со дня изготовления.

Лак КФ-574 – это раствор смеси оксидированных и полимеризированных масел, натуральной олифы, эфира гарпиуса в уайт-спирите. Жидкость имеет коричневый цвет. Для приготовления лака используется смеситель с пропеллерной мешалкой. В смеситель загружаются полуфабрикаты: ЛО-300 (раствор оксидированного льняного масла), ЛУ-430 (раствор уплотненного льняного масла), раствор эфира гарпиуса в уайт-спирите. Все хорошо перемешивается. Далее в полученную смесь добавляют растворитель или сиккатив и при температуре не выше 40°С проводят центрифугирование. Срок годности лака КФ-574 составляет 6 месяцев. Лак КФ-574 часто используется для грунтования ремизных изделий на лакировальных установках.

Лак ЯН-153 (старое название ЯК-1) представляет собой раствор янтарной плавленой смолы, которая модифицированная маслами на растительной основе с добавлением сиккативов. По внешнему виду лак ЯН-153 является темно-коричневой жидкостью. При изготовлении янтарного лака Ян-153 в реакторе с обогревом сплавляют по одной части следующих компонентов: полимеризированное льняное масло (полуфабрикат ЛУ-12), янтарная смола (плавленый янтарь), полимеризированное тунговое масло (полуфабрикат ТУ-18). Затем полученную смесь разводят уайт-спиритом, типизируют и очищают. Янтарный лак ЯН-153 используют при изготовлении шлифовальной шкурки (водостойкой), но основным его назначение является покрытие белой консервной жести. После сушки при температуре 180°С в течение 40 минут лак образует эластичное, прочное, водостойкое, устойчивое к механическим повреждения декоративное покрытие золотистого цвета (кроме того, глянцевое). На защищаемую поверхность янтарный лак ЯН-153 можно наносить при помощи окунания, кистью, валиком, наливом или распылением. При необходимости лак разводится уайт-спиритом. Срок хранения – 6 месяцев.

Лак КФ-274 (старое название 331 «Мороз») представляет собой раствор эфира гарпиуса в смеси льняного и тунгового масел с добавлением растворителя и сиккативов. Для того, чтоб получить лак, необходимо смешать: раствор эфира гарпиуса в уайт-спирите в соотношении 3:2 (данная смесь известна еще как полуфабрикат 7673), раствор полимеризированного льняного масла в уайт-спирите в соотношении 2:1 (полуфабрикатный лак ЛУ-430), кроме того, добавляют еще сырые льняное и тунговое масла. Полученную смесь очищают, проводят типизацию лака по содержанию нелетучих веществ, вязкости, цвету и фильтруют. В лаке КФ-274 должно содержаться не меньше 42% масел. Данный состав можно наносить на поверхность краскораспылителем или же кистью. Используется лак КФ-274 для покрытия деревянных и металлических поверхностей, которые предварительно окрашены алкидными эмалями (желательно высушенные при повышенных температурах). Если лак наносился на поверхность с использованием краскораспылителя, то получившийся слой будет более равномерным. Сушить изделие, покрытое лаком КФ-274, можно в специальных камерах. В таком случае по истечении 25 минут на поверхности лака появляется рисунок, напоминающий изморозь (отсюда и старое название лака «Мороз»). Если рисунок проявился не полностью, то поверхность остается глянцевой, а если же полностью – белесоватой и матовой. Полученное покрытие не отличается высокой прочностью, а гарантийный срок годности лакокрасочного материала – 3 месяца.

Лак КФ-965 (ранее известный, как 302) – это коричневая жидкость, в состав которой входят: эфир гарпиуса, сиккатив и смесь полувысыхающих и высыхающих уплотненных растительных масел, растворенных в органическом растворителе. На защищаемую поверхность лак КФ-965 наносится пир помощи кисти, наливом, окунанием, струйным обливом, пневмораспылением и с использованием специальных лакировальных машин. Покрытие, нанесенное на электротехническую сталь и отвержденное при помощи горячей сушки, будет отличаться повышенной электрической прочностью, маслостойкостью и устойчивостью к высоким температурам. Срок годности лака КФ-965 составляет шесть месяцев со дня изготовления. При температуре 130°С и выше в трансформаторном масле покрытие служит около 8 лет.

Лак МА-592 (ранее известный, как 92-а) – это раствор в уайт-спирите эфира гарпиуса и смеси полимеризованных тунгового с подсолнечным или хлопковым масел, с добавкой сиккатива. Основой для лака служит смесь масел (тунгового 4 части и 1 часть подсолнечного или хлопкового). Лак МА-592, высушенный горячим способом, часто используется для защиты от коррозии металлических изделий. Срок годности данного лака на основе природных смол составляет 6 месяцев со дня его производства.

Эмаль КФ-248 (или 2013) – это суспензия в полуфабрикатном алкидном или масляно-канифольном лаке цинковых белил с добавлением сиккатива и растворителя. Процесс изготовления эмали КФ-248 довольно трудоемок и происходит в четыре стадии. Сначала на шаровой мельнице из цинковых белил изготавливают пасту на полуфабрикатном лаке. Шаровая мельница внутри футерована сталью, перетирочные шары также изготовлены из стали (для того, чтоб получить частицы размером не более 45 мкм). Далее полученную пасту фильтруют, используя одновалковую краскотерочную установку со специальным брусом для перетирки. Следующим этапом является смешивание в смесителе полуфабрикатного лака, уайт-спирита и белой пасты, которая была получена на предыдущих этапах, и типизация практически готовой эмали. Заключительным этапом является очистка эмали и разлив в тару. При нанесении на защищаемую поверхность эмали КФ-248 краскораспылителем ее предварительно нужно разбавить и довести до рабочей вязкости (при температуре 20°С 20-30 с по ВЗ-4). При температуре 60 — 65°С продолжительность высыхания эмали составляет 4 часа. В итоге получается матовое белое покрытие. Эмаль КФ-248 используют для защиты измерительного оборудования, циферблатов часов и некоторых других металлических изделий, предварительно обработанных грунтовкой ПФ-020 либо другой. Со дня изготовления эмаль КФ-248 можно хранить в течение 6 месяцев.

Грунтовка КФ-030 выпускается в двух цветах: серо-зеленом и желтом. Грунтовка представляет собой суспензию в масляно-канифольном полуфабрикатном лаке пигментов. Серо-зеленую грунтовку КФ-030 используют для грунтования стальных изделий, а желтую – магниевых и алюминиевых сплавов, а также стали. Желтая грунтовка изготавливается в несколько этапов. Сначала на краскотерочной машине затирается паста из цинкового крона и лак. Полученная смесь перемешивается в смесителе с растворителем и сиккативом. Следующий этап, типизация и фильтрование. На поверхность грунтовка наносится кистью или краскораспылителем, предварительно разбавленная смесью уайт-спирита и ксилола в соотношении 1:1 или же чистым ксилолом. При комнатной температуре рабочая вязкость грунтовки составляет 16-24 с по ВЗ-4. Со дня производства грунтовка пригодна к использованию в течение 12 месяцев.

Лак МА-594 (старое название «Мордан») раствор в смеси высыхающих полимеризированных масел (тунгового и льняного) эфира гарпиуса с добавками растворителя и сиккатива. В пропеллерную мешалку загружают следующие компоненты: раствор в уайт-спирите эфира гарпиуса, полимеризированное тунговое (ТУ-18) и льняное (ЛУ-430) масла в соотношении масс 7:1, смесь скипидара и уайт-спирита в соотношении 1:3, кобальтовый сиккатив. Лак МА-594 часто используется для приклеивания золотой фольги. Он обладает повышенной клеящей способностью, термостойкостью, эластичностью. Высыхает достаточно медленно и в течение двух суток после нанесения сохраняет легкий отлип. Срок годности – 6 месяцев.

Эмаль КФ-252 серая (ранее известна как антикислотная краска №1) представляет собой суспензию в масляно-канифольном лаке пигментов. Готовить эмаль можно, придерживаясь одной из следующих схем:

1) На шаровых мельницах. Сначала в замесочную машину, оборудованную турбинной мешалкой, засыпают технический углерод, лак №358, литопон и хорошо перемешивают в течение часа, пока не получится однородная смесь без комочков. Далее полученную смесь переливают в шаровую мельницу (футеровка – сталь и для охлаждения водяная рубашка) и еще раз перетирают до значения, не превышающего 30 мкм. Перетертую массу перекачивают в смеситель, где уже есть полуфабрикатный лак №358, включают его и постепенно из шаровой мельницы пересыпают пигментную пасту. Готовую эмаль типизируют по цвету, вязкости, степени высыхания, добавляют сиккативы, подцветку и уайт-спирит.

2) Смешение двух паст с последующей типизацией. В замесочных и краскотерочных машинах готовят черную (на основе технического углерода) и белую (на основе литопона) пасты с полуфабрикатным лаком №308. Потом загружают их в смеситель и вводят сиккатив, лак и растворитель. Хорошо перемешивают и типизируют по вязкости, цвету и степени высыхания.

Используется эмаль КФ-252 для покрытия различного оборудования и изделий из дерева и металла, которых эксплуатируются в помещениях. Если высыхать эмаль будет при обычных температурах (не используется горячая сушка), то ее перед нанесением доводят до необходимой вязкости при помощи растворителей (сольвент, уайт-спирит или сольвент) и наносят на поверхность кистью или краскопультом. Гарантийный срок годности – 6 месяцев.

Краска МА-514 представляет собой суспензию в масляно-лаковой основе пигментов. Краска МА-514 изготавливается без растворителей органического происхождения. Выпускаются в виде однородных масс белого, синего, оранжевого, черного и др. цветов. Отличаются краски очень хорошими печатными свойствами, поэтому используются для маркировки резисторов, конденсаторов и др. изделий электротехники. Высыхание отпечатков происходит в течении 1,5 часа при температуре 135-150°С. Нанесенный отпечаток данной краски устойчив в условиях тропиков. Срок годности – 4 месяца.

Эмаль КФ-751 — консервационный лакокрасочный материал. В состав данной безмасляной эмали входят токсические вещества (например, закись меди), пигменты, пластификаторы, которые образуют суспензию в растворе препарированной канифоли. Сначала в шаровой мельнице диспергируют токсические вещества и сухие цинковые белила в безмасляном пленкообразователе (раствор в сольвенте цинкового резината канифоли). В полученную смесь добавляют дибутилфталат и типизируют. Далее эмаль фильтруют и разливают в тару. После высыхания (при комнатной температуре) в течение 16 часов образуется красное глянцевое покрытие. Эмаль КФ-751 широко используют на флоте для защиты частей судов, которые находятся под водой и на ватерлинии, от обрастания водорослями и микроорганизмами (защита от биокоррозии). Срок годности – 1 год.

Промышленные марки лакокрасочных материалов на основе битумов

Лак БТ-566 – это покрывной безмасляный битумный лак черного цвета. В состав входит рубракс и нефтяной битум в соотношении 1:3, органические растворители (уайт-спирит, ксилол в пропорции 2,5:1). Изначально в реакторе расплавляют при температуре 240°С рубракс и нефтяной битум. Когда смесь станет однородной ее охлаждают до 170°С и вводят уайт-спирит, потом доводят температуру до 130°С и заливают ксилол. Все хорошо перемешивается в течение часа. В условиях производства наносят на защищаемую поверхность лак БТ-566 чаще всего наливом или окунанием. Он образует глянцевую однородную пленку. Основное назначение лака БТ-566 – противокоррозионная защита металлических изделий. Срок годности битумного лака – 12 месяцев.

Лак БТ-95 (ранее известный как 441) – это масляно-битумный клеящий электроизоляционный лак. В состав лака БТ-95 входят органически растворители, растительные масла и битумы. Изготавливается данный лак в две стадии. Сначала готовят основу для лака: уваривают в реакторе с рубашкой (для обогрева используются пары дифенильной смеси) специальный нефтяной битум, смешанный с тунговым и льняным маслами (в соотношении 1:1).

Эмаль БТ-180 представляет собой суспензию в масляно-битумно-смоляном полуфабрикатном лаке №125 технического углерода. После высыхания эмали образуется черная полуглянцевая пленка. Процесс изготовления эмали БТ-180 включает в себя несколько стадий. Сначала нефтяной технический углерод перетирают в краскотерочной машине до получения однородной пасты. Далее – в смеситель загружают лак, пасту и сиккатив и хорошо перемешивают. Следующие этапы – типизация эмали, очищение и разлив в тару. Чаще всего наносят эмаль на поверхность окунанием или наливом. Используют для защиты от атмосферной коррозии некоторых деталей автомобилей, шасси, велосипедов и очень многих других металлических изделий. Битумная эмаль БТ-180 обладает хорошей устойчивостью к перепадам температур (от -40 до +60) и отличается повышенной атмосферостойкостью. Битумное двухслойное эмалевое покрытие, нанесенное на поверхность, предварительно фосфатированную, сохранит свои свойства в умеренном климате на протяжении 2 лет. Срок годности – со дня изготовления – 6 месяцев.

Лак БТ-99 – это раствор специальных нефтяных битумов с растительными маслами в органических растворителях с введением сиккатива. Покрывной масляно-битумный лак предназначен для воздушной сушки. Изготавливают лак БТ-99 холодным способом. Смешивают специальный битум с 50%-м раствором ойтисикового или тунгового масла в уайт-спирите, сиккативом (НФ-1, не более 8%) и сольвентом. Лак разбавляется сольвентом, ксилолом или смесью в уайт-спирите 1:1 одного из приведенных растворителей. После высыхания лак БТ-99 образует однородную черную пленку, устойчивую к разбрызгиванию (если наносить лак на тафтяную ленту). Лаком БТ-99 покрывают обмотки электрических аппаратов и установок. Гарантийный срок хранения – 1 год со дня изготовления.

Битумные лаки БТ-987, БТ-988 и БТ-980 представляют собой пропиточные электроизоляционные составы. В их основу входят растворы нефтяных битумов (или их смесь с растительными маслами и асфальтитами) в растворителях органического происхождения, сиккативы. После высыхания на поверхности образуется однородная глянцевая пленка черного цвета. Различиями между лаками являются продолжительность высыхания и степень жирности лаковой основы. БТ-980 отличается наиболее жирной основой и долгим сроком высыхания (при температуре 150°С – 12 часов). Лаком средней жирности является состав БТ-987 (при такой же температуре он сохнет в течение 8 часов). Самым быстросохнущим (всего 3 часа) является лак БТ-988. Битумные лаки БТ-987, БТ-988 и БТ-980 также, как и БТ-99, используют для пропитки ими обмоток электроустановок. До рабочей вязкости данный лакокрасочный материал доводят сольвентом, толуолом, ксилолом или смесью любого из этих растворителей в уайт-спирите (в соотношении 1:1). Срок годности — 6 месяцев.

Эмаль БТ-538 представляет собой суспензию в масляно-битумном лаке технического углерода с дополнительным введением сиккатива. Первой стадией приготовления эмали является перетир на краскотерочной машине технического углерода и масляного связующего. Далее масляный лак №125 смешивают в специальном смесителе с полученной пастой, вводят в лакокрасочную систему сиккативы и проводят типизацию. Завершающие процессы – очистка от возможных комков, примесей и разлив в тару. Готовое эмалевое покрытие, полученное методом горячей сушки, обладает достаточно высокой устойчивостью к перепадам температур (не меняет своих свойств при перепаде температуры с -60 до +100°С). Также эмаль БТ-538 устойчива к воздействию минерального масла, бензина, воды, отличается термостойкостью. Используется битумная эмаль для окраски стальных изделий, пропитки алюминиевого и магниевого литья. Срок годности- 6 месяцев.

Лак БТ-569 – это раствор природного асфальтита или нефтяного битума (их смесь) в растительных маслах и растворителях с добавлением эфира гарпиуса и сиккативов. Данный масляный лак имеет черный цвет. При изготовлении льняное масло сплавляют с битумом. Полученную основу смешивают с полуфабрикатом окисленного льняного масла, раствором эфира гарпиуса и уайт-спиритом. Готовый лак БТ-569 типизируют, очищают и разливают в тару. Чаще всего лак наносится поверх эмали и служит окончательной отделкой для деталей моторов. Срок годности- 1 год со дня производства.

Лак БТ-5100 (ранее известен как 67) является быстросохнущим битумным безмасляным лаком. После отверждения образует прочную глянцевую пленку черного цвета. В смесителе растворяют специальный нефтяной битум в органических растворителях (ксилол с бензином БР-1 или сольвентом). На обрабатываемую поверхность лак наносится распыление, окунанием или наливом. Используется битумный лак БТ-5100 для создания защитных слоев на внутренних поверхностях деталей. При комнатной температуре продолжительность высыхания лака составляет 2 часа, а при 60°С – всего полчаса. Срок годности -1 год.

Лак БТ-577 используется при изготовлении алюминиевой краски БТ-177 и для непродолжительной консервационной защиты при хранении и перевозке. На металлическую поверхность наносить лак БТ-577 можно окунанием, кистью или распылением. В состав данного битумного лака входят: нефтяной битум (или его смесь с асфальтитом в соотношении 4:1), органические растворители (смесь уайт-спирита и сольвента 1:2), около 5% льняного масла препарированного, сиккативы. Сначала в реакторе с пропеллерной мешалкой и воздушной продувкой изготавливают лаковую основу, которую затем разбавляют в смесителе до вязкости не менее 18 с по ВЗ-4, типизируют, очищают в центрифуге и разливают в тару. Загрузка в реактор проходит последовательно: сначала нефтяной битум, потом асфальтит и льняное масло. Все это расплавляется (температура 120°С) и подогревается, при постоянном перемешивании, до 280°С. Однородность полученного сплава определяют пробой на стекле. Потом перемешивание прекращают и полученную массу продувают (с использованием барботера), окисляя его. Когда лаковая масса достигнет температуры размягчения (105 — 115°С), ее перекачивают в смеситель.

Срок годности битумного лака БТ-577 – 6 месяцев.

Лак БТ-5101 (ранее известный, как 68) — это безмасляный битумный лак. В качестве основы при изготовлении лака используют раствор нефтяного битума в растворителях органического происхождения. В смеситель загружают смесь ксилола или толуола с уайт-спиритом, а потом — специальный нефтяной битум. После того, как битум полностью растворился при температуре 75 — 85°С лак подергают типизации. Далее полученный битумный лак отстаивают, очищают и разливают в тару. Лак БТ-5101 наносят на металлические поверхности. Он достаточно быстро отверждается на воздухе. Срок годности – 6 месяцев.

Краска БТ-177 – битумный лакокрасочный материал, изготавливаемый на основе лака БТ-577 и алюминиевой пудры. Готовят краску непосредственно перед тем, как ее наносить на поверхность. В 80 – 85% лака (полуфабрикат БТ-577) разводят 15 – 20% алюминиевой пудры (полуфабрикат ПАП-2) и хорошо перемешивают. Краска БТ-177 широко используется для окраски металлических поверхностей, которые эксплуатируются на открытом воздухе. Наносят на поверхность методом распыления. Чаще всего битумная краска БТ-177 наносится на заранее прогрунтованную поверхность краскораспылителем в один-два слоя. Полученное покрытие сохраняет свои защитные свойства (в умеренном климате) в течение двух-трех лет (минимум).

Записи созданы 4315

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх