Что лучше лен или фум лента?

Что лучше: металлопластиковые или полипропиленовые трубы? Делаем правильный выбор

Разнообразие стройматериала в наши дни подарило массу возможностей для воплощения идей того, как сделать пространство вокруг себя более комфортным. Однако, потребители одним материалам отдают предпочтение, а другим нет. В отношении покупки составляющих для системы отопления и водопровода ситуация та же, сразу возникает вопрос: что лучше: пластиковые трубы или металлопластиковые? Взвесим все за и против.

Любой тип современных труб имеет свои достоинства, недостатки и особенности

Какие свойства труб влияют на выбор?

Металлопластиковая труба включает в себя три слоя: внутренний слой – сшивной полиэтилен, средний – алюминий, внешний – защитный полиэтилен. Все слои между собой соединены специальным клеем, который не позволяет расслаиваться изделию.

Полимерный слой внутри устойчив к температурным нагрузкам и химическим веществам, антистатичен, обладает очень гладкой поверхностью. Есть у сшивного полиэтилена одна важная особенность – молекулярная память. После воздействия на этот материал он восстанавливает исходное состояние. Это очень значимое свойство, так как на крутых изгибах (в системе пола с подогревом, например) внутри изделия под односторонним напором воды не происходит сползания слоя пластика и закупорки труб. Алюминиевая фольга толщиной 0,2-1мм (оптимальная 0,5мм) минимизирует термическое расширение пластика.

Важно! Скорость термического расширения у полиэтилена и алюминия разная, поэтому перепад температур жидкости может привести к отделению слоев трубы в некачественно склеенных подделках, что приведет к течи и даже разрыву.

Современный металлопластиковый ассортимент хорошо себя зарекомендовал в производстве систем отопления и водоснабжения, так как сочетает в себе массу достоинств:

  • высокие рабочие показатели: температура 95-110 о С, давление от 25 атм. (1-25 о С) до 10 атм. (95 о С);
  • при соблюдении всех правил сборки и наличии качественного материала трубопровод для холодной воды гарантированно прослужит 50 и более лет, горячей – до 50 лет;
  • внутреннее покрытие сохраняет свою гладкость независимо от температуры и химических показателей теплоносителя, что предотвращает засорение труб;
  • большая теплопроводность – хороший показатель для отопления;
  • легкость и пластичность, возможность придавать водопроводу любые изгибаемые формы без спецоборудования;
  • длина бухты составляет 50-200м, это позволяет сократить количество стыков трубопровода (это удобно при лучевой разводке отопления);
  • монтаж можно выполнить самостоятельно, без применения сварки.

Соединять трубы из металлопластика следует специальными обжимными или пресс-фитингами

Но металлопластиковые трубы имеют ряд недостатков:

  • дороговизна самой трубы и соединительных элементов в сравнении с пластиковым аналогом;
  • узкий диапазон диаметров — 16 — 63 мм;
  • нет устойчивости к повреждениям, механическим нагрузкам, тепловому излучению (150 о С), ультрафиолету;
  • частые перепады температур ослабляют стыки, поэтому монтировать такие системы внутрь стены профессионалы не советуют;
  • заледеневшая внутри вода может разорвать трубопровод;
  • неприменимы для водопроводных систем пожаротушения.

Полипропиленовые трубы успешно конкурируют с металлопластиковыми в смежных сферах применения. Их характеристики во многом совпадают, так как в основу этих материалов заложены технические данные пластика, однако различие в рабочих показателях и способе монтажа заставляет колебаться в выборе: какие трубы лучше: металлопластиковые или полипропиленовые.

Пластиковые трубы из полипропилена благодаря своим свойствам и широкой размерной сетке используются для производства водопровода, отопления, канализации и вентиляции. В отопительных системах применяется полипропилен, армированный стекловолокном или алюминиевой фольгой с перфорацией, что снижает тепловую деформацию в 10 раз.

Трубы из полипропилена применимы для большинства систем водоснабжения

Помимо сходства, полипропиленовые трубы обладают рядом отличительных особенностей:

  • высокая прочность, устойчивость к механическим повреждениям;
  • структура не предполагает никакого расслоения, армирующий слой впаян в стенки трубы, не влияет на целостность;
  • расширение водопровода под воздействием горячей или заледеневшей воды не приводит к разрушению структуры, в последствии она принимает исходные параметры;
  • устойчивость к химическим добавкам в транспортируемой жидкости.

Это интересно! Сравнительно недавно пластиковые изделия стали обладать сопротивляемостью к окислению хлором благодаря добавлению в состав антиоксидантов. До этого момента «поли»пластиковые коллекторы для проведения питьевой воды не годились.

Рабочие показатели армированной трубы:

  • температура 75-95 о С, давление от 25 атм. (1-25 о С) до 7 атм. (95 о С);
  • малая теплопроводность сохраняет температуру горячей воды;
  • срок эксплуатации для холодной воды гарантированно более 50 лет, горячей – 25 лет;
  • армированный водовод можно смело монтировать под кафель;
  • небольшая стоимость труб и деталей соединения;

Существенные недостатки пластиковые трубы имеют такие:

  • в условиях одновременно высокого давления и температуры срок службы сокращается до 3 лет;
  • разрушается от воздействия ультрафиолетового излучения;
  • в помещениях с высокой пожарной опасностью установка не допустима;
  • в регионах с суровым холодным климатом температура теплоносителя свыше 110 о С, здесь пластик совершенно не применим в отоплении;
  • несгибаемость трубы требует дополнительного времени для монтажа с использованием переходных деталей;
  • горячий монтаж требует навыков и специальное оборудование.

Еще один фактор, влияющий на решение — какие выбрать полипропиленовые или металлопластиковые трубы – это способ монтирования. Монтаж у этих видов изделий принципиально разный.

Недостатком полипропилена является плохая гибкость, это увеличивает затраты на фитинги при большом количестве изгибов трубопровода

Монтаж металлопластиковых труб

Стыки металлопластиковых труб считаются слабым звеном, так как добиться 100% герметичности трудно, нужно быть уверенным в качестве материала и соблюсти все тонкости монтажа. Гарантировать долголетие службы стыков в многоквартирном доме никто не берется, из-за непостоянства давления и температуры в системе есть риск протекания (распада слоев). В частном доме такие показатели более стабильны, и здесь срок эксплуатации максимальный.

Соединение элементов металлопластикового трубопровода можно сделать быстро и самостоятельно (это плюс), достаточно уметь пользоваться гаечным ключом. Сперва нужно сделать разводку водопровода, а затем производить стыковку на зафиксированных трубах. Пластичность алюминиевой вставки позволяет обходить трудные места, формируя руками изгиб. Специальные соединительные детали бывают двух видов: пресс-фитинги и обжимные фитинги, они должны быть от того же производителя, что и трубы.

Обжимной фитинг крепится закручиванием гайки на обжимном кольце с резиновым уплотнителем. Такой способ соединения иногда требует подкручивания или замены для восстановления герметичности.

Важно! Дополнительное затягивание гайки требует осторожности, можно повредить алюминиевый слой трубы, после чего она разрушится.

Доступ к стыку здесь необходим, укладка под штукатурку не целесообразна.

Пресс-фитинг обеспечивает прочное, неразборное соединение с высокой степенью защиты от протекания. Такое соединение дорогостоящее, выполняется прессовочным инструментом, но не требует ремонта. Трубопровод с таким стыком можно прокладывать в стене или использовать для оборудования теплого пола.

Для монтажа некоторых типов фитингов нужны специальные клещи, без них качественно выполнить работы невозможно

Монтаж полипропиленовых труб

Самое выигрышное достоинство полипропиленовых труб – монолитная стыковка. Соединение частей (только химически однородных) выполняется спайкой посредством специального паяльника. Разогретые пластиковые трубу и фитинг (260 о С) стыкуют, происходит полное сливание материалов между собой, так что труба и элементы соединения становятся единым целым. До полного остывания конструкцию не следует шевелить. Протечки здесь гарантированно не возникнет, и вполне приемлемо зашивание трубопровода в стены.

Важно! Монтировать полипропиленовые составляющие в помещении с нулевой температурой воздуха нельзя.

Спайка полипропиленовых материалов — процесс длительный и трудоемкий. Здесь необходима скорость, точность движений, трубу перед спайкой тщательно готовят (чистота и правильность среза, отсутствие воды и загрязнения в месте стыка). Каждый поворот водовода требует припайки соответствующего элемента стыковки. По сравнению с малой стоимостью материала, монтажные работы обходятся дороже.

Опять-таки, весь процесс требует полного соблюдения технологии монтажа, нужен опыт выполнения таких операций, тогда при эксплуатации такого трубопровода можно быть спокойным.

Для горячей воды и отопления подходят только армированные полипропиленовые трубы, так как удлинение простого аналога при температуре воды свыше 90 о С составляет 14 мм на 1 метр. Крепеж труб должен быть скользящим. Независимо от длины стояк с горячей водой выгибается от нагревания, поэтому он должен быть зафиксирован петлями.

Монтаж пп-труб производится при помощи специального паяльника, которым разогревают торцы заготовок

Критерии выбора

Грамотно ответить на сложный вопрос «что лучше: пластиковые трубы или металлопластиковые?» можно, приняв во внимание такие аспекты:

  1. Цель использования трубного ассортимента. Для холодной воды полипропилен выгоднее, проблем с протеканием не будет. Для пола с подогревом удобнее металлопластик с пресс-фитингами. Для горячей воды и отопления решить, что лучше: пластиковые трубы или металлопластиковые, поможет информация опытных мастеров.
  2. Материал. Уверенность в качестве материала во многом определяет длительность жизни трубопровода. Требует внимания наличие сертификатов продукции, документация с техническими данными, внешний вид.
  3. Рабочие характеристики. Материал должен соответствовать использованию в необходимых условиях (температура, давление, дом с автономными системами или центральная магистраль). Линейное расширение одного метра трубы с повышением t на 1 о С у металлопластика составит 0,0002 см, у полипропилена 0,015 см.
  4. Способ сборки. Оба вида изделий можно легко собрать самостоятельно, если есть уверенность в своих знаниях и наличие необходимого инструмента. Помните, к соединению с использованием резьбового элемента должен быть доступ.
  5. Бюджет строительства. Стоимость материалов различна, главное найти для себя вариант с балансом цена/качество. Можно комбинировать изделия, например, выполнить межэтажные стояки в полипропилене или предпочесть его для стояка с холодной водой.

Со временем появляются все новые и новые пластиковые изделия с инновационными характеристиками. Полезная информация в сфере строительства/ремонта, накопившаяся путем проб и ошибок, поможет, отбросив сомнения, сделать ответственный выбор и решить, что лучше: металлопластиковые или полипропиленовые трубы.

Что лучше металлопластиковые или полипропиленовые трубы, выбор труб
Что лучше: металлопластиковые или полипропиленовые трубы, их свойства, применение, особенности монтажа, сравнительная характеристика, критерии выбора.

Технические характеристики

Материал, из которого сделаны трубы очень мягкий и пластичный, представляет он собой полностью синтетическую составляющую. Такие качества труб ПВХ становятся препятствием, когда речь идет о соединении элементов трубопровода между собой. Многие, кто применяли стандартные приемы для соединения, убедились в их не качественности и отрицательном результате. Причиной таких результатов становится качество материала крепежа и его характерные особенности, из-за которых происходит деформация ПВХ труб.

Чтобы избежать неприятностей в сооружении конструкции трубопровода, следует прибегнуть к применению соединения американка, для полипропиленовых труб она подходит идеально, потому, как обладает:

Характеристика Описание
Простота Получена из-за того, что трубы подвергаются демонтажу очень просто, при этом нет надобности производить вращение трубных элементов.
Легкость установки Соединяется конструкция труб за счет того, что американка имеет гайку накидного типа. Это является удобством, потому как кроме этого элемента в трубопроводе все остальные сохраняют свое стационарное положение;
Герметичность Обеспечивается этот параметр благодаря тому, то в соединительных элементах как американка, для полипропиленовых труб используется специального рода прокладочный материал, который при соединении плотно прижимается к трубам.

Из чего сделаны и как установить

Материал, из которого производится американка, может быть:

  1. чугуном;
  2. латунью;
  3. сталью;
  4. нержавейкой;
  5. полипропиленом.

В зависимости от того, какого материала необходимо приобрести американку, будет варьировать ее стоимость. Дополнительными параметрами, которые способны увеличить длительность эксплуатации, при выборе материала должны быть учтены, такие как:

  • качество жидкости, которая будет проходить по трубопроводу;
  • каков температурный показатель воды;
  • при каком уровне давления жидкости проходят по трубопроводу.

Кроме основного материала для изготовления американок применяется дополнительно никель. Им проводится напыление по внутренней и наружной поверхности американок, для полипропиленовых труб это необходимо, чтобы создать условия для надежной эксплуатации и обеспечить защитную пленку от негативного влияния. К тому же такое покрытие придает фитингам приятный внешний вид.

Учитывая, что трубопроводы все чаще стали конструироваться из полипропилена, то и соединительные приспособления стали делать из аналогичного материала, что стало позволять проводить прикрепление в системе конструкции элементов, используя пайку или приваривание.

Монтаж соединения с использованием американок

Технологический процесс по монтажу трубной конструкции в сочетании труб из полипропилена или их с металлическим видом, достаточно прост. Для таких целей очень хорошо подойдет американка по принципу соединения муфты, в которой есть металлическая вставка, а также накидная гайка, либо может быть использован полипропиленовый штуцер и накидная гайка.

При использовании фитингов типа американка для полипропиленовых труб необходимо знать, каким инструментом проводить рабочий процесс. Если приобретена американка, в которой имеется гайка накидного типа, то следует воспользоваться ключом соответствующего размера. В случае с фитингами, с имеющимися пресс-соединениями, понадобится, либо шестигранный внутренний ключ, либо специальный цилиндр, имеющий выборку под зацеп.

Процесс присоединения труб между собой легок, но нуждается в соблюдении некоторой последовательности действий:

Этап Описание
Подготовительный этап Прежде чем приступать к процессу установки, следует внимательно исследовать все трубы и соединения на целостность, перед этим сняв все фаски при их наличии в местах, где это требуется. В случае с трубами из полипропилена необходимо провести калибровочный процесс.
Присоединение фитинового элемента Фиксациюб начинают с той части, котора расчитана под сварочный процесс, после этого приступают к соединению места с обратной стороны элемента, где расположены резьбовые насечки.
Предварительное затягивание Дальше следует провести затягивание штуцеров таким образом, чтобы они были закреплены на ? от максимально возможного прикрепления. Сделать это нужно по той причине, чтобы можно было проверить, насколько качественно работает система трубопровода и при необходимости исправить неполадки еще на этом этапе.
Полное затягивание После того, как будет проверена работа системы, можно приступать к полному затягиванию фиксирующего элемента фитинга. Накидная гайка должна быть прикручена максимально плотно, поскольку именно от этого зависит степень герметичности соединительного элемента.
Завершение монтажа В принципе, предыдущий этап может быть завершающим, однако для тех, кто любит перестраховываться, есть возможность использовать ленту из тефлонов, которой проводят обмотку штуцерной резьбы. Это обеспечит дополнительную надежность соединения труб.

Эксплуатируя конструкцию, которая имеет соединение американка, для полипропиленовых труб срок использования может достигать 50 лет, в случае прохождения по системе холодной воды. Если же температура воды повышена, как в случае с системой отопления, то показатель эксплуатации, скорее всего уменьшится в два раза. Стоит не забывать о том, что показатель длительности использования фитингов зависит от характеристик жидкости по ним проходящей, в основном от температурного режима и уровня давления подаваемой воды.

Различие типов соединений

Прежде чем рассматривать разновидности, по которым могут быть произведены соединения, где используется американка для полипропиленовых труб, следует выделить некоторые ее характеристики:

  • представлена особым элементом, имеющим резьбу, способное поддаваться разборке и собираться заново, что позволяет применять такой элемент неоднократно;
  • очень важно и то, что при помощи американок обеспечивается высокая скорость при монтаже конструкции, а также такой процесс не нуждается в особых навыках или усилиях;
  • ремонт трубопровода в случае необходимости провести также легко, если была использована в качестве соединительного элемента американка для полипропиленовых труб.

Кроме того, обобщенное понятие соединение «американка» содержит в себе гораздо больше приспособлений. Отличительной особенностью всех приспособлений является нахождение в конструкции элемента накидной гайки:

  • муфты;
  • краны;
  • уголки.

Если рассматривать варианты, в которых может применяться американка для полипропиленовых труб, то они могут иметь:

Резьбу на внутренней поверхности Любая комбинация в сочетании из перечисленных вариантов.
Резьбу на внешней поверхности
Накидную гайку

Справка: если рассматривать соединения типа муфты, то оно обладает возможностью разбираться и использоваться заново. При этом в комплекте конструкции имеются штуцеры (2шт.), прокладочный резиновый материал и гайка накидного типа. Размеры приспособления невелики, вращение при установке трубных элементов нет.

Соединения, которые имеют резьбу всегда нуждаются в фитиновых соединениях. соорудить самостоятельно на трубах ПВХ резьбовой элемент не представляется возможным, а потому можно использовать ленточный тефлоновый материал в сочетании с уплотнителем. Они вместе смогут обеспечить прочность стыков.

Область применения

Множество сфер применения захватывает такое нехитрое приспособление как американка, для полипропиленовых труб она особенно незаменима. Если рассматривать детально возможность применения соединительного фитинга такого типа, то можно выделить следующие.

Где и как Описание
Краны, сложные узловые конструкции в системах водо- и теплообеспечения.
Устройство, служащее измерительным элементом разных показателей.
Такой фитинг в данном случае в зависимости от своей конструкции может стать даже основным и незаменимым элементом.
Домашняя система сантехнических коммуникаций Служит как переходная составляющая в системе счетчиков и устройств по контролю. В них выполнены все соединения на входное направление и обратно. Это обеспечивает удобное снятие счетчика в случае необходимости, например, для проверки.
Монтаж и ремонтные работы в системе отопления При возникновении неполадок в системе теплоснабжения, использованная американка для полипропиленовых труб значительно уменьшит временные затраты на ремонт.
Системы, где используется высокий уровень давления и повышенный температурный режим Достаточно востребована из-за способности создавать высокую степень герметичности в соединениях, находящихся в конструкции.
Сочетание пластикового и металлопластикового материала труб При таком сочетании материалов и необходимости их соединить не принципиально, какие именно материалы есть потребность соединить, американка для них в любом случае подберется.

Заключение

такой соединительный тип приспособления как американка. для полипропиленовых труб имеет большое значение потому как разработана в соответствии с требованиями надежности и легкости процесса монтажа. А учитывая ее перечисленные особенности, некоторые типы монтажных работ не могут быть сделаны без применения американки.

Труба (медный духовой музыкальный инструмент)

Труба это духовой музыкальный инструмент из семейства мундштучных (амбушюрных) инструментов, альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.

В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки.

Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.

Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров — Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Майлз Дэвис, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт.

Разновидности трубы

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы — от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Еs, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла. В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или на трубе in C.

Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и которая предназначена для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов — Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн.

Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне — инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.

Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе — Уинтон Марсалис, Морис Андре, Хокен Харденбергер.

Баритон:

Тенор:

Корнет:

Устройство трубы

Трубы делают из латуни или меди, реже — из серебра и других металлов. Уже в античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.

По сути своей труба представляет длинную трубку, которая изгибается исключительно для компактности. Она слегка сужается у мундштука, расширяется у раструба, а на остальных участках имеет цилиндрическую форму. Именно такая форма трубки придаёт трубе её яркий тембр. При изготовлении трубы важен предельно точный расчёт, как длины самой трубки, так и степени расширения раструба — это кардинальным образом влияет на строй инструмента.

Основным принципом игры на трубе является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей. На трубе применяется три вентиля, понижающих звук на тон, полтона и полтора тона. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей даёт возможность понизить общий строй инструмента до трёх тонов. Таким образом, труба получает хроматический звукоряд.

На некоторых разновидностях трубы (например, на трубе-пикколо) есть также четвёртый вентиль (квартвентиль), понижающий строй на чистую кварту (пять полутонов).

Труба — правосторонний инструмент: при игре вентили нажимают правой рукой, левая рука поддерживает инструмент.

Труба (музыкальный инструмент)

У этого термина существуют и другие значения, см. Труба. Запрос «Трубач» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Труба


Труба с помповыми вентилями

Пример звучания

Сигнал, подаваемый из часовой башни Королевского замка в Варшаве

Диапазон
(и строй)


Нотация диапазона трубы Си-бемоль: от ми малой октавы до си-бемоль второй октавы

Классификация

Медный духовой музыкальный инструмент

Родственные инструменты

Корнет

Труба на Викискладе

Эстандарт-юнкер Екатеринославского и трубач Казанского Кирасирского полков (труба в правой руке), 1797—1801

Труба́ (древневерхненем. trumba; итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) — медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. С древнейших времён натуральная труба использовалась в качестве сигнального инструмента, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент или в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах. Труба используется в разных музыкальных традициях, в том числе и русской.

Играющий на трубе называется трубачом. В гвардии и армии Российской империи (кавалерии и артиллерии) существовал нижний чин «Трубач», это был военнослужащий, подающий сигналы. Аналогичную функцию в пехоте выполнял горнист (от слова горн).

История

Общий обзор

Лицевой летописный свод (XVI век). «‎Князь великий Василий Васильевич разослал гонцов по всем своим станам, а сам взял трубу и начал трубить: и тот же час собрались полки великого князя Василия Васильевича»

Труба — один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях — в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий, вплоть до XVII века. В античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.

В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.

Труба эпохи барокко (реконструкция)

На рубеже Средневековья и Возрождения благодаря совершенствованию технологии изготовления труб интерес к этим инструментам значительно возрос. В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр. Появляются виртуозные исполнители, обладавшие искусством «кларино» (исполнение диатонического звукоряда в верхнем регистре трубы с помощью передувания). Период барокко можно с полным правом назвать «золотым веком натуральной трубы». С приходом классицизма и романтизма, основополагающим принципом которых был мелодизм, натуральные трубы, неспособные исполнять мелодические линии, уходят на второй план и в оркестрах употребляются лишь в для исполнения основных ступеней звукоряда.

Механизм вентилей, изобретённый в 1830-е годы и давший трубе хроматический звукоряд, первое время не получил широкого распространения, так как не все хроматические звуки были интонационно чисты и одинаковы по тембру. Верхний голос в группе медных духовых с этого времени всё чаще стал поручаться корнету — родственному трубе инструменту с более мягким тембром и более совершенными техническими возможностями. Корнеты (наряду с трубами) были постоянными инструментами оркестра до начала XX века, когда улучшение конструкции инструментов и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.

Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров — Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Клиффорд Браун, Майлз Дэвис, Чет Бейкер, Фредди Хаббард, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт, Артуро Сандоваль.

Натуральная труба

Натуральная, или старинная, труба является исторически первой разновидностью собственно музыкальной трубы — то есть применявшейся не для практических, а для эстетических целей. Её отличительные особенности — преимущественно цилиндрическое сечение, довольно поздно переходящее в коническое, а также относительно небольшие раструб и мундштук. В общей сложности труба этого рода была весьма длинной (примерно вдвое длиннее современной хроматической трубы) и относилась к числу инструментов с узкой мензурой, что позволяло без особых усилий воспроизводить с её помощью широкий спектр звуков — в принципе, при желании, путём сочетания различных строёв на ней можно было получить практически полный хроматический звукоряд. Однако композиторы классического периода не пользовались всем спектром её возможностей, поскольку в этот период трубы, равно как и ударные инструменты, применялись в оркестрах изредка и эпизодически, зачастую для воспроизведения некоторых отдельных звуков или несложных мелодических оборотов. В связи с невозможностью пользоваться закрытыми звуками партии труб того времени были менее богатыми, нежели, к примеру, партии валторн, однако это отчасти компенсировалось спецификой собственно их звучания. Ноты для натуральной трубы, так же, как и для валторны, писались в ключе «соль»; в силу её конструктивных особенностей исполнитель не мог менять изначальную высоту звуков, поэтому композиторам приходилось ориентироваться только на звуки, естественным образом производимые самой трубкой инструмента.

Звук в старинной трубе извлекался свободно и с высокой степенью точности, поэтому даже при употреблении довольно ограниченного набора вспомогательных приёмов играть на ней можно было вполне быстро. В период стиля clarino, или, как его называют альтернативно, во времена полифонистов, техника игры на натуральной трубе получила определённое развитие, однако впоследствии исполнительский стиль вновь возвратился преимущественно к воспроизведению несложных мелодических построений или простых гармоний. Классический оркестр в то время пользовался, как правило, двумя трубами в их сочетании с литаврами и валторнами, однако встречались и более многочисленные вариации — в зависимости от специфики конкретных произведений. В более поздние периоды, по мере возрастания силы оркестра, количество труб также увеличивалось: к примеру, Р. Вагнер в «Марше рыцарей» из оперы «Тангейзер» применил сразу 12 труб.

Трубы переходного периода

Труба с кулисой — один из образцов переходного периода

По мере того, как музыкантами осознавалась принципиальная ограниченность натуральной трубы, предпринимались разнообразные попытки по её совершенствованию и применению новых конструктивных решений. Полученные в результате этих поисков разновидности труб имели сугубо временное значение в истории оркестрового исполнительства, однако сыграли свою роль в процессе развития инструмента и обретения им своего нынешнего облика. Обобщение и систематизация спектра предлагавшихся вариантов позволяют говорить о том, что в общей сложности было сделано три попытки разной степени успешности.

Первой попыткой, которая датируется примерно XVIII веком, явилось намерение применить к трубе приём «закрытых звуков». Эта техника была разработана незадолго до того момента и использовалась при игре на валторне; исполнитель вводил руку в раструб инструмента, добиваясь тем самым иного звучания. Чтобы обеспечить играющему возможность совершить такое действие, была спроектирована натуральная труба полуовальной формы, внешним видом напоминающая полумесяц (в связи с чем во Франции, например, она получила соответствующее наименование — фр. trompette demi-lune). Основным для неё был крон «фа», имелась также возможность перевести звукоряд в «ми-бемоль» или «ре». Раструб, соответственно, при игре был направлен вбок. Хотя такой дизайн действительно позволял извлекать закрытые звуки, овальный изгиб отрицательно сказался на окраске звучания инструмента, а полученные в результате исполнительские эффекты оказались практически аналогичны закрытым звукам валторны — за исключением того, что последние были сильнее. Указанные недостатки стали причиной того, что уже в первой четверти XIX века труба-полумесяц полностью вышла из употребления.

Итогом второй попытки, которая также была совершена в конце XVIII века, стала так называемая клапанная труба. Хотя этот вид инструмента получил определённое распространение в военных ансамблях, в симфонической музыке указанная труба практически никогда не использовалась (исключением явилась лишь опера «Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера). Как следует из её наименования, эта труба имела четыре или пять клапанов, и во время игры требовала применения обеих рук; нововведённое устройство, с одной стороны, ликвидировало свойственные натуральной трубе особенности звучания, а с другой — стало причиной нестройности при извлечении звуков (что, собственно, и обусловило её непопулярность).

Третьей вариацией на соответствующую тему стала труба с кулисой, которая широко распространилась, к примеру, в Великобритании и оставалась там популярной вплоть до второй половины XIX века. По конструкции она была схожа с тромбоном, с той разницей, что её кулиса выдвигалась не вперед, а назад. Для этой трубы были характерны натуральный звукоряд и четыре возможных строя: «фа», «ми», «ми-бемоль» и «ре».

Труба с вентилями

Труба с поворотными вентилями

Окончательное завершение эпохи натуральной трубы связано с изобретением вентильного механизма, принципиально схожего с современным. Тем не менее, переходный процесс не был одномоментным и в различных странах мира проходил по-разному — к примеру, во Франции в течение довольно длительного периода времени был популярен корнет-а-пистон с пистонным механизмом, а в России в середине XIX века последние нередко использовались в сочетании с вентильными трубами (в частности, такие варианты характерны для Даргомыжского или Чайковского). При этом многие композиторы и после создания новых труб продолжали активно пользоваться натуральными, и лишь со временем хроматическая труба современного типа получила должное распространение. На протяжении переходного этапа распространение имела также «старинная хроматическая» — натуральная труба, но с вентильным механизмом, настроенным на тон, полутон и полтора тона, который позволял заполнить пробелы между основными ступенями.

Современная хроматическая труба — это, в сущности, укороченный инструмент, появление которого в определённой степени обусловлено стремлением композиторов ко всё более высоким по звучанию оркестровым партиям. Её устройство, для которого, в частности, характерны преимущественно коническая мензура и чашеобразный мундштук средней глубины, вызвало утрату полноты звучания, характерной для старинных труб, однако добавило инструменту ясности, звонкости и некоторой резкости.

Конструкция

Труба, как и другие медные духовые инструменты, состоит из трёх основных частей: мундштука, трубки и раструба. Трубка образует основной канал инструмента, в котором создаётся звучание за счёт вибрации воздушного столба. Длина трубки 130—150 см, для компактности она загнута дважды: так длина инструмента от мундштучной трубки до раструба составляет 47—50 см. На большей части длины (2/3) трубка имеет цилиндрическую форму с внутренним диаметром около 11 мм, на конечном отрезке от загиба до раструба она конусообразная (постепенно расширяется).

Материал трубок — медь и медные сплавы с цинком: латунь, томпак, полутомпак. Снаружи на трубки наносят защитно-декоративное покрытие из лака, никеля или серебра.

Помповые вентили 1, 2, 3 (вверху).
Кроны 1, 2, 3 и общего строя (внизу) Детали

  • Мундштук — очень важная часть любого медного духового инструмента, в которой губами музыканта образуется источник колебания воздушного столба в канале инструмента.
  • Мундштучная трубка — небольшая часть трубы, соединяющаяся с мундштуком.
  • Кроны — съёмные U-образные отрезки трубочек, облегчающие доступ к участкам канала инструмента для его технического обслуживания. Самая большая крона общего строя предназначена для настраивания трубы (путём выдвижения этой кроны на некоторую величину). Кроны 1, 2, 3 являются частью дополнительных трубок.
  • Дополнительные петлеобразные трубки разной длины увеличивают длину основного канала.
  • Вентили (клапаны) открывают и закрывают дополнительные трубки для понижения извлекаемых гармоник: 1-й клапан понижает на тон, 2-й на полутон, 3-й на полтора тона. Одновременное нажатие нескольких клапанов даёт суммарное понижение гармоники на два, два с половиной и три тона. На некоторых разновидностях трубы (например на трубе-пикколо) есть четвёртый квартвентиль, понижающий гармонику на чистую кварту (два с половиной тона).
  • Сливной клапан необходим для удаления скопившегося конденсата влаги из канала. Находится на кроне общего строя и дополнительно бывает на третьей кроне.
  • Растру́б — концевая расширяющаяся часть, которая направляет и усиливает звук.

Строй. Аппликатура. Регистры

Труба в строе B (си-бемоль) является транспонирующим инструментом: нотация для неё производится на целый тон (большую секунду) выше реального звучания.

Без использования вентилей на трубе можно извлечь только звуки натурального звукоряда (называемые гармониками), начиная со второго (основной тон не извлекается по причине узкой мензуры трубы):

Натуральный звукоряд трубы

Номер гармоники 2 3 4 5 6 7 8
Нотация
B

f1

B1

d2

f2

a2 ♭ {\displaystyle \flat }

B2
Частота гармоники, Гц 233.082 349.623 466.164 582.705 699.246 815.787 932.328
Отклонение от темпер., Цент +1.96 −13.69 +1.96 −31.17
Темперированная
частота, Гц
233.082 349.228 466.164 587.330 698.456 830.609 932.328

Система вентилей позволяет понизить каждую гармонику на величину от одного до шести полутонов, таким образом удаётся получить все звуки равномерно темперированного строя в пределах диапазона инструмента. При игре основной аппликатурой седьмую гармонику не используют, так как она звучит фальшиво (ниже темперированной ля-бемоль), вместо неё берут восьмую.

Аппликатура

Гармоника 2 3 4
Нотация
e

f

g ♭ {\displaystyle \flat }

g

a ♭ {\displaystyle \flat }

a

B

h

c1

d1 ♭ {\displaystyle \flat }

d1

e1 ♭ {\displaystyle \flat }

e1

f1

g1 ♭ {\displaystyle \flat }

g1

a1 ♭ {\displaystyle \flat }

a1

B1
Основная апп. 123 1-3 23 12 1 2 0 123 1-3 23 12 1 2 0 23 12 1 2 0
Вспомогательная 3 3 123 1-3 3 123 1-3 23

Регистры

Наиболее тембрально полноценные звуки извлекаются на гармониках с 3 по 6, на 2 гармонике (малая октава) звуки несколько грубоваты и неустойчивы (особенно на самых нижних нотах), на 8-й звучат напряжённо, на 9 и 10 очень сдавленно и извлекаются с трудом (практически не извлекаются).

Техника игры

Общие сведения

Принцип игры на трубе заключается в извлечении гармоник натурального звукоряда (путём изменения амбушюра) с их понижением при помощи системы вентилей.

Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет диатонические и хроматические пассажи, простые и ломаные арпеджио и т. д. Расход дыхания на трубе сравнительно небольшой, поэтому на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз в легато. Стаккатная техника на трубе блестящая и стремительная (за исключением самых крайних регистров). Одинарное, двойное и тройное стаккато получаются с предельной отчётливостью. На современных трубах хорошо получается большинство вентильных трелей.

Труба — правосторонний инструмент: при игре трубу удерживают левой рукой, а правой нажимают на вентили.

Применение сурдины

Устанавливаемые в раструб различные виды сурдин меняют громкость и тембровую окраску звучания трубы. Особенно широко они применяются в джазе. Их изготавливают из папье-маше, дерева или металла. Создаваемый эффект зависит от формы сурдины:

  • Груша, Прямая-острая (straight mute) из алюминия (или другого металла) или фибрового материала — делает звук звенящим и пронзительным. На Forte звучит резко и гротескно благодаря звенящему призвуку, создаваемому дрожанием стенки трубы, где сурдина почти перекрывает выход воздуха (похожий приём на валторне называется застопориванием), в Piano даёт эффект звучания в отдалении, при этом сохраняется типичная трескучесть звука.
  • Чашка (англ. cup mute) — приглушает звучание.
  • Грибок (robinson) — делает его мягким и бархатным, слегка плаксивым.
  • С рупором (solo-ton, mega mute) — гнусавым.
  • Дающая эффект «уа-уа» (harmon mute).

Разновидности

Басовая труба, труба и труба-пикколо

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы — от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Es, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла, а сама трубка инструмента стала короче и толще (её строй изменился на октаву, хотя тесситура осталась той же). В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или крайне редко на трубе in C.

  • Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. Звучит на октаву выше обычной трубы, так как длина её канала короче в два раза. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. С трубой-пикколо используют мундштук с уменьшенным размером чашки, чтобы было легче брать ноты верхнего регистра. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе — Уинтон Марсалис, Морис Андре, Хокен Харденбергер.
  • Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназначающаяся для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов — Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн.
  • Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне — инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.

Репертуар

Несмотря на то, что хроматические трубы, позволяющие исполнять мелодические линии без ограничений, появились только в начале XIX века, существует большое количество сольных произведений, написанных для трубы с натуральным звукорядом, которые в настоящее время исполняются на малой трубе.

Сольные сочинения

Хроматическая труба

  • Йозеф Гайдн — Концерт для трубы с оркестром Es-dur
  • Иоганн Гуммель — Концерт для трубы с оркестром E-dur (часто исполняется в Es-dur)
  • Василий Брандт — Концертштюк для трубы с оркестром #1 f-moll, #2 Es-dur
  • Александра Пахмутова — Концерт для трубы с оркестром (1955)
  • Альберт Лорцинг — Интродукция и вариации для трубы с оркестром B-dur
  • Джордже Энеску — «Легенда» для трубы и фортепиано
  • Сергей Василенко — Концерт для трубы с оркестром
  • Александр Гедике — Концерт для трубы с оркестром; Концертный этюд для трубы и фортепиано
  • Малькольм Арнольд — Фантазия для трубы и фортепиано
  • Александр Арутюнян — Концерт для трубы с оркестром As-dur
  • Мечислав Вайнберг — Концерт для трубы с оркестром
  • Пауль Хиндемит — Соната для трубы и фортепиано; Концерт для трубы и фагота с оркестром
  • Анри Томази — Концерт для трубы с оркестром; Триптих
  • Борис Блахер — Концерт для малой трубы с оркестром
  • Алан Хованесс — «Молитва Св. Григория» для трубы и струнного оркестра; «Вернитесь и возродите заброшенные селения» концерт для трубы и духовых инструментов
  • Родион Щедрин — Концерт для трубы с оркестром
  • Иоганн Себастьян Бах — Бранденбургский концерт № 2 F-dur
  • Михаэль Гайдн — Концерт D-dur
  • Иоганн Мольтер — три концерта
  • Леопольд Моцарт — Концерт
  • Георг Филипп Телеман — Концерт для трубы и струнных D-dur
  • Джузеппе Торелли — Соната для трубы и струнных D-dur

Соло в оркестре

  • Иоганн Себастьян Бах — Бранденбургский концерт № 2 F-dur; Месса h-moll; Рождественская оратория; Магнификат; Сюита для оркестра № 3 D-dur
  • Бела Барток — Концерт для оркестра (части I, II и V)
  • Людвиг ван Бетховен — увертюры «Леонора» № 2 и № 3
  • Иоганнес Брамс — Академическая праздничная увертюра; Симфония № 2
  • Аарон Копленд — балеты «Тихий город» и «Родео»
  • Клод Дебюсси — «Море»; «Празднества»
  • Джордж Гершвин — «Американец в Париже»; Концерт F-dur (II часть)
  • Густав Малер — Симфонии № 1 (часть I), № 2 (части I, II, III, V), № 3 (соло за сценой), № 5 (части I, III, V)
  • Модест Мусоргский (в оркестровке Мориса Равеля) — Картинки с выставки («Прогулка», «Два еврея»)
  • Морис Равель — Концерт для фортепиано с оркестром G-dur (части I и III)
  • Отторино Респиги — симфоническая сюита «Пинии Рима» (части I, II и IV)
  • Николай Римский-Корсаков — сюита «Шехерезада» (части III и IV); Испанское каприччио (часть IV)
  • Александр Скрябин — Симфония № 3 («Божественная поэма»); «Поэма экстаза»; «Прометей»
  • Дмитрий Шостакович — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 c-moll (с солирующей трубой)
  • Рихард Штраус — «Альпийская симфония»; симфонические поэмы «Дон Жуан» и «Жизнь героя»
  • Игорь Стравинский балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», опера «Соловей»
  • Пётр Ильич Чайковский — симфонии № 4 (вступление), № 5 (части I и IV) № 6 (III часть); Итальянское каприччио (корнет), балет «Лебединое озеро» (Неаполитанский танец — корнет)
  • Джузеппе Верди — опера «Аида»

> См. также

  • Рожок
  • Горн
  • Корнет
  • Пастушеская труба
  • Тромбон
  • Флюгельгорн

Записи созданы 4315

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх