Содержание
История
Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников. В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шелковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно.
Традиционный американский узор «Зуб пилы».
В Новый Свет стёганое полотно попало вместе с переселенцами в 20-х годах XVII века. Из-за нехватки тканей починка стёганых одеял производилась с помощью кусков из старой одежды. Дальнейший дефицит тканей закрепил традицию изготавливать стёганые изделия из лоскутов. Они с течением времени усложнялись, каждая мастерица старалась создать квилт со своим особенным узором и комбинацией цветов. Обыкновенно американские хозяйки шили верхнюю часть квилта зимой. На простёжку квилта собирались весной все соседки, по вечерам, после работы, к ним присоединялись мужчины. Практически все американские квилты, созданные до 1750 года, изготовлены в технике пэчворка. С течением времени сформировались традиционные блоки узоров лоскутного шитья. Названия многих из них связаны с реалиями повседневной жизни («Зуб пилы», «Медвежья лапа», «Корзинка для штопки»); местностью, в которой этот узор был придуман («Звезда Огайо и Техаса»); ассоциациями с историями из Библии («Лестница Иакова»). Позднее (до 1850 года) стала популярна аппликация. Сохранилось очень мало старинных одеял в технике пэчворка, так как они были предметами повседневного обихода в то время, как квилты с аппликацией предназначались для особых случаев.
Квилт, выполненный в технике крейзи. 1897.
На Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии экспонировались английские работы в новой технике: крейзи (англ. crazy, безумный, известна также под названиями «Спираль», «Карусель», «Роза») из шёлковых тканей, дополненные вышивкой. Техника крейзи позволяла создавать композиции из лоскутков роскошных тканей (парчи, бархата, шёлка) любой формы, расцветки и рисунков, собранных произвольно. Швы, соединяющие лоскуты, украшались разнообразной вышивкой, сами изделия могли дополняться аппликациями и рисунками на ткани. Новый вид рукоделия в 1879 году описал иллюстрированный журнал «Петерсон». Это направление в пэчворке получило название «расшитый квилт» или «японский шёлк» (из-за широкого использования восточных мотивов). Изделия предназначались лишь для украшения, так как лоскутки скреплялись небольшим количеством швов без простёжки, края были декорированы бахромой, кистями, помпонами, кружевом, а прокладка давала усадку, что не позволяло стирать их. Более утилитарные вещи создавались в религиозных кружках рукоделия, где в полотно в стиле крейзи добавляли практичные материалы: шерстяные и хлопковые ткани. Новая техника породила целое направление в американской торговле, предлагающее всем желающим готовые наборы, рисунки вышивок и расписанные вручную блоки шёлка для изготовления пэчворка. К 10-м годам XX века популярность крейзи идёт на убыль, уступая место обычным видам лоскутного шитья. Модные веяния не коснулись некоторых религиозных общин, оставшихся верными приёмам шитья, выработанным годами: только традиционные узоры и одноцветные ткани используют и сегодня мастера квилта из сект амишей и менонитов.
Сборка пэчворка «Бабушкин сад» («Соты», «Гексагон»).
В 70-х годах XX века в Америке интерес к пэчворку возродился. Стали популярны квилт-клубы, специализированные магазины предлагают покупателю все необходимые материалы для этого вида декоративно-прикладного искусства, широкий ассортимент тематических книг и журналов. В 1971 году Ив Сен-Лоран создал модель, декорированную лоскутным шитьём, предвосхитив новое направление в моде — увлечение фольклорным романтизмом.
На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешевых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. Вещи, создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию. Однако в приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья: «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу), «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу), «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объемные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга). В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения. После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.
Инструменты
Ткань разрезается ножницами либо резаком-колёсиком на специальной подкладке, последний вариант удобен и обеспечивает бо́льшую точность кроя.
Ткани. Подготовка и раскрой
Наиболее широко применяемые в лоскутном шитье ткани — хлопчатобумажные. Они дёшевы, легки в крое, не скользят при шитье, держат заложенные вручную складки и являются идеальным материалом для начинающих. Недостатки хлопчатобумажных тканей — линька и усадка при стирке. Лён лёгок в шитье, меньше садится, прочен, это популярный материал для подкладок или фона. Льняные ткани сильно мнутся и трудно гладятся. Шёлк благодаря своей деликатной фактуре, естественному блеску, яркости красок смотрится в изделиях очень выигрышно. Однако он даёт сильную усадку при стирке и воздействии высоких температур, сложен в раскрое и шитье, края срезов осыпаются. Редко в сборке лоскутного полотна используется шерсть, тем не менее обладающая рядом достоинств: гигроскопичная, тёплая ткань подходит для изготовления покрывал, подушек, одежды. Края толстых шерстяных тканей не осыпаются, изделия из шерсти отлично держат форму. Кусочки шерсти можно соединять встык при помощи машинного шва «зигзаг». Искусственные и смесовые ткани выглядят нарядно, они не мнутся и отлично стираются, однако способны накапливать влагу. Вискозные ткани сложны в шитье: из-за подвижной структуры полотно скользит, к тому же сильно мнётся и даёт усадку при стирке, вискозу обязательно надо крахмалить. Интересно смотрятся в изделиях ткани (хлопок, шёлк, лён), расписанные или окрашенные вручную.
Картонные шаблоны
Если изделие предполагается использовать в быту, необходимо произвести декатировку ткани — намочить (выстирать без использования моющих средств), а затем высушить и отгладить. Если же шитьё будет изготовлено только из новой ткани и его предполагается хранить в месте, защищённом от пыли (например, под стеклом), декатировку можно не делать, сохранив фабричную пропитку и первоначальную яркость красок. Перед работой, во избежание перекоса тканей, срезаются все кромки. Не рекомендуется рвать ткань, это приведёт к распусканию краёв уже в готовом изделии, так как внутренние швы при лоскутном шитье не обмётываются.
Залогом успеха в сборке лоскутного полотна является высокая точность кроя. Раскрой ведётся при помощи шаблонов, представляющих собой простейшие геометрические фигуры, из картона с намеченными линиями обреза и шва или прозрачного пластика: они позволяют видеть рисунок. В продаже бывают металлические шаблоны для пэчворка с прорезями для разметки линии стачивания. На швы прибавляется от 5 мм (хлопчатобумажные ткани) до 1 и более см (ткани, легко осыпающиеся). При раскладке шаблонов на ткани учитывается направление долевой нити. У четырёхугольных деталей долевая должна совпадать с одной из сторон, у треугольников, шестиугольников — быть перпендикулярной основанию.
Сборка полотна
Блок с узором «Мельница».Ручная сборка с натягиванием ткани на картонный шаблонИзделие, выполненное в технике bargello.
Сборка полотна в пэчворке проходит от мелких деталей к более крупным. При последовательном стачивании деталей создаются блоки узоров, из которых и сшивается изделие. Пэчворк можно шить вручную или на машине. Для ручной сборки на изнаночной стороне ткани с помощью шаблона размечается деталь, две детали, сложенные лицевыми сторонами с совмещением линий разметки, смётываются или скалываются булавками и сшиваются мелким намёточным швом (Б. Штауб-Вахсмут на 4 стежка «вперёд иголкой» предлагает выполнять один «стегальный стежок»). Нить аккуратно закрепляется в начале и конце линии шва. При стачивании шва на швейной машине после того, как прошиты две детали, без обреза нити, переходят к соединению последующих пар деталей (так называемое шитьё «флажком», «цепочкой»). Когда шитьё закончено, нити полученной цепочки разрезаются. Ещё один вид сборки — ручной, с использованием ткани, натянутой на картонный шаблон, применяется для блоков типа «Бабушкин сад». На заготовки из картона (при сборке «Бабушкиного сада» используются шестиугольники) натягиваются и скрепляются несколькими стежками лоскуты, выкроенные с учётом припусков на швы. Заготовки с тканью складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются вручную потайным швом.
Одним из простых и быстрых способов сборки полотна является шитьё полосами. Полосы ткани выкраиваются по долевой нити с помощью шаблона и последовательно пристрачиваются на основе. В качестве основы используется хлопчатобумажная или льняная ткань, бумага (удаляется после шитья), флизелин. Чтобы избежать перекоса полотна полосы сшивают, каждый раз меняя направление (например, первая и вторая — сверху вниз, вторая и третья — снизу вверх и так далее). Припуски швов заглаживаются, если возможно, на сторону более тёмной ткани. Заутюживание швов в одну сторону добавляет прочности изделию. На сборке полотна полосами основана техника bargello: сшитые полосы разрезаются в поперечном направлении, а затем снова собираются в полотно со смещением. Такой приём при использовании гармонично подобранных тканей разных оттенков одного цвета, оттеняемых контрастными, создаёт эффект плавного перехода.
Для облегчения и ускорения процесса сборки выпускается неклеевой флизелин для пэчворка с размеченной сеткой геометрических фигур (квадратов или треугольников).
При сборке блоков с закруглёнными деталями («Обручальное кольцо», «Путь пьяницы», «Время и энергия») на соединяемых частях кромки присобираются, определяются и скалываются средние точки, совмещаются их углы. Деталь с выемкой аккуратно припосаживается и соединяется булавками с деталью с выпуклым срезом. При стачивании на машине деталь с выпуклым срезом располагается сверху.
При сборке «Витраж» фрагменты лоскутного полотна пришиваются встык, швы маскируются тесьмой, лентой, узкими полосами ткани. В классическом варианте этой сборки контуры фигур обрамляются материалом, контрастным по отношению к основному изображению.
Литература
- О. В. Зайцева. Лоскутное шитье: Практическое руководство М.; СПб, АСТ; Астрель-СПб, 2007, ISBN 978-5-972-51052-8.
- Ю. Иванова. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. — М.: Культура и традиции. 2007. ISBN 5-864-44126-0.
- Б. Штауб-Вахсмут. Пэчворк и квилт. Лоскутное шитьё. Профиздат. 2007. ISBN 978-5-255-01535-1.
- Исторический обзор // Журнал «Золушка шьёт». Специальный выпуск (48). Сентябрь 2004.
> Ссылки
- Патчворк
- И. Муханова. Шитьё из лоскутков. Журнал «Наука и жизнь» № 2, 1998
Лоскутное полотно, собранное из деталей с закруглёнными соединительными швами
Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «изделие из лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий .
Цветовой круг
Один из наиболее сложных моментов в технике лоскутного шитья — достижение гармоничного, взвешенного цветового решения произведения. Для преодоления этой трудности некоторые начинающие мастера используют цветовой круг. В настоящее время существуют специализированные компьютерные программы, позволяющие рассчитать гамму будущего изделия.
Ножницы
Для раскроя ткани используются ножницы с острыми длинными концами, для распарывания швов — маленькие ножницы. Также ткань может разрезаться резаком-колёсиком на специальной подкладке (коврике) с разметкой.
Булавки и иглы
При шитье на машине без намётки используются одностержневые булавки. Наиболее подходят для этой цели очень тонкие гибкие булавки с ушком в виде петли. Другие виды булавок (с пластиковыми шариками вместо петли, английские булавки) удобны при окончательной сборке изделия.
Нитки
Универсальная линейка с нанесёнными линиями, размерами и отметками для выполнения различных углов даёт возможность сделать раскрой ткани без предварительно заготовленных шаблонов.
- Б. Штауб-Вахсмут на 4 стежка «вперёд иголкой» предлагает выполнять один «стегальный стежок».
- 1 2 Нагель, 2000, с. 7.
- Штауб-Вахсмут, 2007, с. 10.
- 1 2 Штауб-Вахсмут, 2007, с. 13.
- Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага: Артия, 1988. — С. 317—321.
- Иванова, 2007, с. 31.
- 1 2 Нагель, 2000, с. 8.
- Нагель, 2000, с. 8—9.
- Нагель, 2000, с. 32.
- Иванова, 2007, с. 33.
- Иванова, 2007, с. 32.
- Ю. Иванова. Лоскутная мозаика России — 2001. «Наука и жизнь», № 4, 2002.
- Зайцева О. Лоскутное шитье: Практическое руководство. — М.; СПб: АСТ; Астрель-СПб, 2007. — ISBN 978-5-972-51052-8.
- Иванова Ю. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. — Тверь: Культура и традиции, 2007. — ISBN 5-864-44126-0.
- Нагель О. Художественное лоскутное шитье: Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута: Учебно-методическое пособие для учителя. — М.: Шк.-Пресс, 2000. — 95 с. — (Библиотека журнала «Школа и производство»). — ISBN 5-88527-268-9.
- Штауб-Вахсмут Б. Пэчворк и квилт. Лоскутное шитьё. — Профиздат, 2007. — ISBN 978-5-255-01535-1.
- Исторический обзор // Золушка шьёт. — 2004. — № 48. Специальный выпуск. Сентябрь.
Уход за роициссусом в домашних условиях
Освещенность
Лучше всего себя чувствует при ярком, но при этом рассеянном свете. Следите, чтобы на листву не попадали прямые лучи солнца, так как в результате этого ее окраска может стать бледной.
Температурный режим
Превосходно себя чувствует при температуре в 16–25 градусов в теплое время года. С наступлением зимы некоторые виды роициссуса рекомендуется переставить в прохладное место (от 10 до 12 градусов).
Как поливать
В теплое время года полив должен быть обильным. В осенне-зимний период надо особо внимательно отнестись к поливу. Его сокращают настолько, чтобы почва между полива немножко просыхала. Нельзя допускать не пересушки земляного кома, не переувлажнения, которые могут привести к тому, что растение сбросит листочки, а еще его побеги измельчают и усохнут. Также из-за застоя воды в почве на листве появляются пятнышки бурого цвета, и образуется плесень. А еще из-за этого листочки могут скручиваться.
Влажность воздуха
Лиана особо нетребовательно к уровню влажности воздуха. Однако нужно учитывать, что сухой воздух приводит к тому, что начинают засыхать кончики листочков. Поэтому время от времени ее необходимо опрыскивать.
Удобрение
Во время интенсивного роста, который наблюдается весной и летом, растение нуждается в подкормке. При этом подкармливать его нужно 1 раз в 2 либо 3 недели и использовать для этого комплексное удобрение. Если питательных веществ будет не хватать растению, то оно начнет расти очень медленно.
Особенности пересадки
Пересадку роициссуса проводят в весеннее время 1 раз в 2 либо 3 года. Однако ежегодно необходимо подсыпать свежую почву. Те же лианы, что растут в кадке, пересаживают по мере того, как гниет сама кадка.
Способы размножения
Размножить такую весьма эффектную лиану можно несколькими способами. Так, для этого можно срезать черенки или разделить разросшийся куст взрослого растения. А еще ее можно вырастить из семян.
Как правило, кустик разделяют в весеннее время. Эту процедуру рекомендуется проводить одновременно с пересадкой. Кстати, для деления нужно использовать очень острый нож.
Размножение черенкованием можно проводить круглогодично, однако опытные цветоводы советуют делать это в январе либо феврале или же в весеннее время. Для укоренения срезанные черенки сажают в небольшой горшок, наполненный почвой. При этом в одну емкость можно посадить сразу несколько черенков, а именно, 3 либо 4 штуки. Его необходимо поставить в теплое место. Так, температура постоянно должна быть в пределах 20–22 градусов. Спустя 2,5–3 недели у черенков должны появиться корешки. Укоренившиеся черенки нужно рассадить по разным емкостям, которые нужно наполнить специальной землесмесью. Ее можно сделать самостоятельно, для этого вам всего лишь надо будет соединить дерновую, листовую и перегнойную землю. Не забывайте про хороший дренажный слой. После того как черенок будет посажен в отдельный цветочный горшок, ему нужно обеспечить обильный, регулярный полив.
Вредители и заболевания
На данном растении чаще всего селится паутинный клещ, а также щитовка.
Несколько советов
- Для того чтобы сформировать красивый кустик, необходимо прищипывать побеги.
- Зимой на роициссусе очень часто появляется плесневелый грибок, а также он в этот период легко загнивает.
- Необходимо в зимнее время лиану переставить в место, где будет прохладно, а также значительно сократить полив. В этот период у нее наблюдается период покоя.
Видео обзор
Освещение:
Для Роициссуса ромбического нужно создать максимально хорошие условия освещения. Ведь при его недостатке лист стаёт маленький, побег слишком вытягивается. А при избытке света лист желтеет. Поэтому Роициссус ромбический надо поместить на место для роста с ярким рассеянным светом, можно и в лёгкой полутени.
Температура:
Роициссус ромбический нормально растёт и развивается при средней температуре воздуха в комнатном помещении. В основном самой подходящей температурой для растения считается 20 – 25 °C. Роициссус ромбический достаточно теплолюбив и к высокой температуре относится позитивно. Зимой также нужно создать температуру воздуха не ниже плюс 9 – 11°C. При белее низкой может плохо расти. Морозы не выдерживает, при попадании на них вымерзает и погибает.
Полив:
Роициссус ромбический требует к себе максимум обильный полив. Летом можно поливать растение два – три раза в неделю. Почва не должна слишком пересыхать. С наступлением зимы частоту полива можно снизить до одного раза в две недели. Почва остаётся чуть – чуть увлажнённой.
Влажность:
Роициссус ромбический отзывается позитивно, если его содержат при средней влажности воздуха. Оптимальной будет 45 – 55 %. Цветок лучше перенесёт сухой воздух, нежели повышенную влажность. Летом два раза в неделю можно проводить утром или вечером опрыскивание листьев прохладной водой.
Подкормка:
Роициссус ромбический нуждается в регулярной подкормке питательными веществами. Можно вносить в рост цветка раз в две недели комплексные минеральные удобрения. Также хорошо откликается на органические вещества.
Пересадка:
Роициссус ромбический можно пересаживать каждый год, если растение молодое, потому что быстро разрастается. Для пересадки берут горшок большого размера, а также плодородную рыхлую почву с добавлением листовой земли, песка, перлита, садовой земли и немного песка.
Размножение:
Роициссус ромбический размножается верхушечной черенкой с обязательным наличием почки. Слишком молодую черёнку не стоит брать для размножения, так как она плохо укореняется. Для размножения хорошо подойдёт такая же почва что и при пересадке. Срез можно обработать Корневином. Посадившую черёнку нужно содержать при высокой температуре воздуха и максимальном освещении.
Некоторые особенности:
Роициссус ромбический выращивается в комнатных условиях для озеленения помещений. Побеги цветка быстро растут и могут свисать вниз. Их нужно иногда обрезать.