Сравнение
Итак, не всякий узор определяется как орнамент. Существует один ключевой признак, на который следует опираться, и он хорошо просматривается при визуальном сравнении изображений. В чем разница между узором и орнаментом? Она заключается в том, что части узора могут иметь произвольное расположение, а в орнаменте обязательно присутствует чередование фрагментов, их упорядоченность. У повторяющейся части любого орнамента есть свое название – раппорт.
По характеру мотивов орнаменты разделяются на геометрические, представляющие собой последовательность абстрактных форм:
Реклама
Антропоморфные, с изображенными фигурами людей:
Зооморфные, стилизующие животный мир:
Растительные, составленные из изображений цветов, плодов и прочего:
Кроме организованности элементов, отличие узора от орнамента состоит в том, что узор может быть создан не только человеком, но и природой. Классический пример – чарующие завитки на окнах, которые можно наблюдать в морозные дни. Орнамент же всегда является творением человека. Расположение элементов такого изображения тщательно продумывается. А воплощение замысла художника нередко происходит с помощью специальных машин.
Что такое орнамент и что есть узор
Наши предки очень хорошо разбирались в символах и образах, стоящих за ними, и знали, как правильно символом передать образ и были мудрыми.
Эту мудрость видно из значения слов «орнамент» и «узор». Что понималось и понимается в русском языке под этими словами?
Слово «Орнамент» в русском языке появилось гораздо позже слова «узор». Слово «орнамент» заимствованное с латинского «ornamentum» (украшение»). Однако, отразившись с латинского, это слово стало означать в русском языке узор, который построен путём чередования в определенном порядке (ритме) символов, линий, повторяющихся элементов-мотивов (раппорте), которые являются основой.
«Раппорт» от французского rapport — «ответ, отклик, возвращение, отношение, отзыв», то есть повторяющаяся часть.
С точки зрения западной культуры, откуда и пришло это слово, орнамент не считается самостоятельным художественным произведением и только иногда он берётся за основу формообразования изделия. Считается, что основной функцией орнамента является декоративная стилизация.
Особенностью орнамента является его плоскостность, обязательная связь с несущей орнамент поверхностью и материалом, при этом выражая конструктивную логику вещи.
По характеру композиции, орнамент бывает центрическим, геральдическим, ленточным, окаймляющим, заполняющим поверхность. Могут так же сочетаться комбинации из этих типов. Это зависит от формы декорируемого предмета.
По используемым мотивам орнаменты классифицируют как:
— антропоморфный орнамент, где в качестве мотивов применяются женские и мужские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека;
— растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.);
— геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т. п.);
— зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.
В качестве мотивов используют также оружие, архитектурные фрагменты, различные эмблемы (гербы) и знаки. Особым видом орнамента являются стилизованные надписи на объектах архитектуры (на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (вязь).
Имеются так же сложные комбинации различных мотивов: звериных и геометрических форм (тератология), а так же растительных и геометрических (арабески).
Но орнамент все равно связан с материалом самого произведения, формой произведения, масштабом, назначением и образом. При этом, через орнамент передаются такие ощущения как: торжественность и сдержанность, плавность и изящество, спокойствие, легкость, свободное движение или внутреннее напряжение. Можно передать и эмоции. По орнаменту можно судить об особенностях культуры народа, который его создал, и эпохе возникновения.
Не всякий узор является орнаментом. Например, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной.
На Руси издревле говорили вместо слова «орнамент» — «узор». Это слово образнее и глубже, так как корни этого слова хорошо проглядываются. Узор – узреть — зреть. И здесь по Далю есть два смысла:
— ЗРЕТЬ (зрею) вызревать, поспевать, дозревать, созревать, назревать; спеть, приходить в зрелость, доходить, наливаться. Хлеб в поле зреет, яблоки зреют. Малый долго зрел, да не дозрел, медленно рос и развивался. У меня в голове созрела богатая мысль; Зренье, выспеванье набивной на ситцах краски, которой нужно время, чтобы дойти, дозреть.
— ЗРЕТЬ(зрю), зирать и зревать на что или что, глядеть, смотреть; видеть; понимать, постигать; зреть в корень, то есть постигать суть. Зирал (ЗИР АЛ) я с любовью на чад своих.
«Узреть» означало дойти, созреть, постигнуть суть (АЛ). Вот что означает это слово! А для украшения существовало слово «украс». И часто на узоры говорили – «украсы», видимо, подчёркивая внешние свойства узора (красивые, украшающие, пробуждающие красоту узоры).
То есть, наши предки через узоры передавали и постигали Мир вокруг, Суть его, Любовь и Красоту. Кроме того, они знали, что необходимо защищать обережной символикой края одежды (подол, края рукавов, ворот), места швов и жизненно важные места (голова, сердце и.т.д.), так как через эти участки идёт обычно воздействие иных сил.
Вышивкой орнаментов и узоров не только оберегались, но и гармонизировали себя с пространством, выбирая определённые символы и узоры под конкретное место и время. Эту великую мудрость мы, в большинстве своём, почти забыли и постигаем её вновь.
Виды минаретов
Архитектурно различают как минимум два типа минаретов — круглые или квадратные в основании и разрезе. Реже встречаются многогранные сооружения. Во всем остальном минарет — это подобие привычного маяка или колокольни. Так же, как и на них, на верхнем ярусе саумы устраивается специальная площадка, куда поднимается муэдзин. Она имеет вид балкона и называется шерефе. Венчает всю конструкцию, как правило, купол.
Квадратные, то есть четырехгранные в основании минареты чаще всего встречаются в Северной Африке. Круглоствольные, напротив, там попадаются редко, но зато они превалируют на Ближнем и Среднем Востоке.
В древности, чтобы подниматься наверх, минареты оснащались наружной винтовой лестницей или пандусом. Поэтому они часто имели спиралевидную конструкцию. Со временем лестницы все чаще стали делать внутри сооружения. Эта традиция распространилась и взяла верх, поэтому теперь трудно найти минарет, имеющий наружную лестницу.
Как и здание мечети, минарет часто украшается в характерном исламском стиле. Это может быть кирпичная кладка, резьба, глазурь, ажурные украшения балкона. Поэтому минарет — это не просто функциональное сооружение, это также предмет исламского искусства.
Если мечеть маленькая, к ней пристраивается, как правило, один минарет. Здания средних размеров снабжаются двумя. Особо крупные могут иметь четыре и больше. Максимальное количество минаретов насчитывается в знаменитой мечети пророка, которая располагается в Медине. Она оснащена десятью башнями.
Минареты в наше время
Технический прогресс вносит свои коррективы в уклад жизни мусульман. Часто сегодня уже нет необходимости муэдзинам подниматься на верх минарета. Вместо этого на балконе башни устанавливаются, как на столбах, динамики, которые просто транслируют голос муэдзина.
В некоторых странах минареты вовсе запрещены. Речь идет, конечно же, не о мусульманских странах, а о регионах и государствах Запада. Первой среди таких стран стала Швейцария. В 2009 году в ней по результатам всенародного референдума было запрещено строительство мизан. Поэтому минарет — это запрещенное строение в этой европейской стране.
Изразцы — керамические (глиняные) плитки, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др.
Значение слова Плитка по Ефремовой:
Плитка —
1. Небольшие плиты, обычно используемые для мощения тротуара, настила полов, облицовки стен.
2. Кусок какого-л. вещества, спрессованного в форме четырехугольной пластинки.
3. Нагревательный — обычно электрический — прибор для приготовления пищи.
1. Плита — «большой плоский с ровной поверхностью кусок твёрдого материала»
2. Плита — (в геологии) — см. в ст. Платформа.
>>3. Плита — кухонная печь с конфорками в верхней металлической доске
Слово происходит от др.-русск. плита «камень, кирпич»; ср.: укр. пли́та «плита», болг. пли́та, возм., сербохорв. пли̏тица «мелкая миска». Скорее всего, родственно греч. πλίνθος «кирпич»
ИЗРАЗЦЫ́ (ст.-слав. израз, от из- и праслав. razъ, rezъ — «резать, проводить, делать черту»; отсюда образ, образец, обра́зить — украсить; сравн. изображение) — керамические облицовочные плитки. В отличие от плоского кафеля изразцами правильно называть рельефные плитки, которые в старину делали, отминая глину в деревянном коробе, имеющем в днище резной углубленный рисунок наподобие пряничной доски. На глине получался отпечаток в виде выпуклого рельефа. Отсюда и происходит название «изразец» (изрезанный). В дальнейшем это слово распространилось и на древнерусские расписные изразцы, имеющие на обратной стороне коробчатый выступ — румпу — для лучшего крепления к стене или печи.
Печные изразцы
Изразцовые печи играли большую роль в украшениях интерьеров храмов, трапезных палат, парадных царских, княжеских и боярских теремов, а позднее, в XVIII-XIX веках, и в жилых помещениях горожан и зажиточных сельских жителей. Истоки русского изразцового искусства следует искать в Древнем Киеве X-XI веков, Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических раскопках в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Прерванное монголо-татарским нашествием, это производство возродилось через два с половиной столетия в Пскове и в Москве.
Глиняные печные изразцы XVI век. Русская печь в Казенной палате.
Основное назначение изразцов – повысить уровень теплоотдачи печей и каминов. Как и сами печи, изразцы изготавливались из глины, и первыми образцами подобных изделий были на Руси так называемые горшковые изразцы, имевшие вид простейших сосудов. Однако постепенно технология изготовления изразцов усложняется, и к 15 столетию в обиход входят коробчатые изразцы, которые и начали с этого времени использоваться практически повсеместно. А уже к середине 16-го века печи, украшенные изразцами, становятся важным элементом русского интерьера.
Московское каменное зодчество XV века следовало традициям Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода. В конце XV – первые годы XVI века в производстве московской терракоты появляются иноземные влияния. Это было время, когда в столице работали итальянские зодчие, и неудивительно, что декоративные мотивы итальянского Возрождения были применены в декоре собора Чудова монастыря в Московском Кремле.
Дошедшие до нас изразцовые украшения древнерусских зданий, поражающие великолепием орнамента и красок, берут начало в глубине доисторического времени, когда человек случайно научился лепить посуды из мокрой глины и убедился, что обожженная она становится прочней.
Начало гончарного мастерства у славянских народов также относится к доисторическому времени. В курганах и погребениях их найдены глиняные урны, пеплохранилища и всевозможные горшки. Оно было знакомо киевской Руси X и XI веков.
Высшего же расцвета оно достигает у нас в XVII столетии, оставившем многочисленные памятники украшений из изразцов.
Изразцы употреблялись также для настилки полов, для украшения стен в виде поясов и отдельных вставок среди кирпича и для облицовки печей.
В русском церковном зодчестве издавна употреблялись изразцы. Древнейшие найдены в развалинах Десятинной церкви в Киеве, в развалинах монастыря св. Феодора и на всем протяжении киевского кремля. В Киевском Софийском соборе все стены алтаря ниже мозаик покрыты разноцветными изразцами.
Находки древнейших изразцов в Москве сделаны в Кремле, на месте постройки памятника Императору Александру II, на Воскресенской площади и на Немецкой улице.
Изразцы на дворце Дмитрия царевича в Угличе относятся ко времени постройки его князем Андреем Васильевичем Большим; следовательно, во второй половине XV века изразцы уже были известны на московской Руси. Размещены они в Угличе горизонтальными рядами на фронтоне дворца, причем ряд балясинок чередуется с полосой орнамента.
В XV и XVI веках изразцы еще не покрывались поливой и были цвета обожженной глины. Большею частью эти красные изразцы носят следы деревянной техники. В музее Щукина имеются и деревянные формы для изразцов, вырезанные углублениями в доске.
В музеях Ростова и Ярославля имеются красные изразцы, орнамент которых создан, очевидно, под влиянием пряничных досок, а, может быть, и послужил образцом для них.
Московские красные рамочные изразцы
1.
2.
3.
4.
5.
Красные рамочные изразцы являются самыми ранними из московских изразцов и представляют собой яркий самобытный материал, вызывающий много интереса.изразцы разного времени.
http://ceramicshistory.blogspot.com…og-post_22.html
http://www.vladgonchar.ru/pages/istoria.html
http://bayan-1914.ru/n2-fevral/gonc…drevney-rusi/1/
http://blogs.privet.ru/user/petit.helene/115025066/
http://www.rusarch.ru/filippov1.htm