Деформационные швы

Виды деформационных швов в ЖБИ

Любое строение опирается на землю, но если железобетонная конструкция выдержит давление сотен тонн, то грунт под фундаментом гораздо менее прочен. Под нагрузкой он немного проседает, осадка неравномерная под разными частями дома. Земную твердь сотрясают землетрясения, удары от строительных работ по забивке свай, форс-мажоров наподобие военных действий. В самих постройках также могут возникать напряжения, например, от перепада температур. Всех этих воздействий более чем достаточно для появления трещин. Чтобы избежать разрушения, производят разделение на независимые блоки.

  1. Разновидности и описание
  2. Узлы швов
  3. Стыки дорог и специальных сооружений

Причины деформаций и виды швов

Чем длиннее постройка, тем больше величина нагрузок, которые могут в ней возникнуть. Даже там, где грунты имеют однородный характер, могут скрываться небольшие включения как с плохими несущими свойствами, так и превосходящие прочностью прочий грунт, к примеру, скальные породы, старые фундаменты из ЖБИ.

В начале шестидесятых годов в одном из городков Донбасса было построено промышленное здание длиной порядка 60 м. По его «пятну», предварительно пробурили исследовательские скважины, взяли пробы грунта, занесли данные в таблицу и увидели, что основание сплошь составляют одинаковые плотные суглинки. На основании этого деформационный шов решили не делать. Как оказалось, это было ошибкой — здание дало трещину на расстоянии примерно трети от торца. Ее характер однозначно свидетельствовал о выпирании грунта в этом месте.

Исследования выявили под трещиной пласт скальной породы шириной всего 40 см, шел он практически отвесно. Скважина, пробуренная на расстоянии буквально метр в сторону, уже ничего не смогла бы обнаружить. Края здания под нагрузкой немного просели, а на скале оно переломилось.

Деформацию вызывает и неодинаковая по длине высота здания. Известно, что тела при нагревании расширяются, количественно величину этого определяют по специальным таблицам. Для ЖБИ она незначительна, но при большой длине конструкций может составить десятки сантиметров.

Помимо зданий это могут быть железобетонные мосты, взлетно-посадочные полосы аэродромов. Даже обычный прямой на большом расстоянии участок дорожного полотна при нагреве способен изменяться от расширения.

По видам швы делят на:

  • температурные;
  • осадочные;
  • сейсмические.

Особенности конструктивных решений

Любой деформационный шов разделяет здание на отдельные части. При этом осадочные режут постройку, начиная от грунтовой основы, проходя сквозь фундаменты. По сути, мы имеем уже не одно сооружение, а несколько независимых, расположенных впритык друг к другу.

Температурные швы, не идут ниже обреза фундамента. Они разделяют дом, начиная от цоколя. ЖБИ подземной части практически не подвержены расширению, поскольку значительно не нагреваются и не охлаждаются. Оформлять разделительные узлы ниже уровня почвы не имеет смысла и это влечет лишние траты.

Наличие сейсмических швов характерно не только для регионов с повышенной опасностью землетрясений. Они могут предусматриваться при возведении систем на территориях с наличием шахт или подземных выработок.

Оформление узлов швов зданий

Даже если здания делятся на отдельные блоки, они все же остаются одним сооружением. Имеют общие коллекторы канализации, водопровода, единую кровлю, систему электрических сетей и отопления.

  1. В местах пересечения швов инженерные коммуникации снабжают компенсаторами.
  2. Там, где деформационный шов рассекает стены, на всем расстоянии его закрывают специальными накладками из оцинкованной стали.
  3. Кровельному покрытию поверх конструкции шва необходимо обеспечить качественную герметизацию.

Протекание кровли тут может быть практически незаметно, а когда течь обнаружится, ремонт уже будет представлять серьезную инженерную задачу.

Чтобы избежать подобных ситуаций в месте пересечения кровли, стены выводят выше ее плоскости, оформляя парапетами из кирпича. Разделяющую их щель шва накрывают коньком из оцинкованной стали или плоскими ЖБИ.

Швы дорог и специальных сооружений

Куда сложнее оформление горизонтальной части швов, пересекающих мосты, дороги, пандусы, виадуки и подобные ЖБИ. Стык представляет собой не простую щель, а сложный деформационный разъединитель в железобетонной конструкции пролетов.

Материалом таких примыканий на мостах с автомобильным движением служат массивные стальные пластины. От них требуется обеспечить подвижность, но при этом:

  • не создавать значительных препятствий движению;
  • выдерживать нагрузку от многотонных длинномеров.

Чтобы этого добиться, используют различные решения. К примеру, в виде гребенок с каждой стороны шва. Они чуть сдвинуты, так что зубья одной заходят в пазы противоположной, обеспечивая непрерывное перекрытие.

Другой вариант — массивная стальная пластина, накрывающая щель шва и закрепленная на стороне пролета. При этом обеспечивается как несущая способность, так и подвижность. Со временем узел немного деформируется. В кабине автомобиля его пересечение ощущается как небольшой ухаб.

>Сайт инженера-проектировщика>Деформационные швы в зданиях из железобетонных конструкций

Вернуться на страницу «Деформационные швы»

Рассмотрим следующие нормативные требования.

СП 27.13330.2011 БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОВЫШЕННЫХ И ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУР

Актуализированная редакция СНиП 2.03.04-84

6.27 Расстояние между температурно-усадочными швами в бетонных и железобетонных конструкциях из обычного и жаростойкого бетонов должны устанавливать расчетом. Расчет допускается не выполнять, если принятое расстояние между температурно-усадочными швами не превышает значений, указанных в таблице 6.3, в которой наибольшие расстояния между температурно-усадочными швами даны для бетонных и железобетонных конструкций с ненапрягаемой и с предварительно напряженной арматурой, при расчетной зимней температуре наружного воздуха минус 40 °С, относительной влажности воздуха 60% и выше и высоте колонн 3 м.

Таблица 6.3

Тип конструкций Наибольшие расстояния между температурно-усадочными швами, м, допускаемые без расчета для конструкций, находящихся
внутри отапливаемых зданий или в грунте внутри неотапливаемых зданий на наружном воздухе
Бетонные:
а) сборные 40 35 30
б) монолитные при конструктивном армировании 30 25 20
в) монолитные без конструктивного армирования 20 15 10
Железобетонные:
а) сборные и сборно-каркасные одноэтажные 72 60 48
б) сборные и сборно-каркасные многоэтажные 60 50 40
в) сборно-блочные, сборно-панельные 55 45 35
г) сборно-монолитные и монолитные каркасные 50 40 30
д) сборно-монолитные и монолитные сплошные 40 30 25
Примечания

1 Для железобетонных конструкций (позиция 2), расчетная температура внутри которых не превышает 50 °С, расстояния между температурно-усадочными швами при расчетной зимней температуре наружного воздуха минус 30, 20, 10 и 1 °С увеличивают соответственно на 10, 20, 40 и 60% и при влажности наружного воздуха в наиболее жаркий месяц года ниже 40, 20 и 10% уменьшают соответственно на 20, 40 и 60%.

2 Для железобетонных каркасных зданий (позиция 2, а, б, г) расстояния между температурно-усадочными швами увеличивают при высоте колонн 5 м — на 20%, 7 м — на 60% и 9 м — на 100%. Высоту колонн определяют: для одноэтажных зданий — от верха фундамента до низа подкрановых балок, а при их отсутствии — до низа ферм или балок покрытия; для многоэтажных зданий — от верха фундамента до низа балок первого этажа.

3 Для железобетонных каркасных зданий (позиция 2, а, б, г) расстояния между температурно-усадочными швами определены при отсутствии связей либо при расположении связей в середине температурного блока. Расстояния между температурно-усадочными швами в сооружениях и тепловых агрегатах с расчетной температурой внутри 70, 120, 300, 500 и 1000 °С уменьшают соответственно на 20, 40, 60, 70 и 90%.

Отдельные конструктивные требования

9.35 Ширину температурно-усадочного шва b в зависимости от расстояния между швами l определяют по формуле

b = εi l (9.6)

Относительное удлинение оси элемента εi вычисляют в зависимости от вида конструкции и характера нагрева по 6.21-6.24.

Ширину температурно-усадочного шва, вычисленную по формуле (9.6), увеличивают на 30%, если шов заполняется асбестовермикулитовым раствором, каолиновой ватой или шнуровым асбестом, смоченным в глиняном растворе (рисунок 9.2).

а — шов, заполненный шнуровым асбестом; б — то же, с бетонным бруском; в — то же, с металлическим компенсатором; 1 — шнуровой асбест, смоченный в глиняном растворе; 2 — бетонный брусок; 3 — компенсатор; 4 — стальной стержень диаметром 6 мм

Рисунок 9.2 — Температурные швы в конструкциях из жаростойкого бетона

Температурно-усадочные швы в бетонных и железобетонных конструкциях принимают шириной не менее 20 мм.

Когда давление в рабочем пространстве теплового агрегата не равно атмосферному, температурно-усадочный шов должен иметь уширение для установки бетонного бруса. Брус устанавливают насухо без раствора. Между брусом и менее нагретой поверхностью шов заполняют легко деформируемым теплоизоляционным материалом.

В печах, где требуется герметичность рабочего пространства, с наружной поверхности в температурно-усадочном шве должен предусматриваться компенсатор.

Стык

  • Главная
  • 1. Минпромторг
  • Общие термины строительных материалов
  • Свойства строительных материалов
  • Строительные материалы и конструкции минеральные неметаллические ТК 144 ПК 1
    • Бетон/ Concrete
      • Бетон/ Concrete
      • Бетоны легкие / Lightweight concretes
      • Виды бетона /Types of concrete
      • Дефекты структуры бетона/ Defects of the structure of concrete
      • Защита бетона / Protection of concrete
      • Испытания бетона/ Concrete tests
      • Механика бетона/ Mechanics of concrete
      • Общие термины, бетон/ General terms, concrete
      • Пигменты/ Pigments
      • Прочие, бетон/Other, concrete
      • Свойства бетона/ Properties of concrete/
      • Смеси сухие/ Mixtures, dry/
      • Термовлажностная обработка бетона/Thermo-moisture treatment of concrete
      • Технологии бетонирования/ Technologies of concreting
    • Добавки в бетон/ Additives in concrete
      • Добавки воздухововлекающие/Additives, air entrainment
      • Добавки гидрофобизирующие / Hydrophobic additives
      • Добавки пенообразующие/Foaming additives
      • Добавки пластифицирующие/Plasticizingadditives
      • Добавки противоморозные/Antifreeze additives
      • Пластификаторы для бетона/ Plasticizersforconcrete
      • Суперпластификаторы/ Superplasticizers
      • Суперпластификаторы для бетона с ранней прочностью/Superplasticizers for concrete with early strength
      • Суперпластификаторы для высокопрочного бетона./Superplasticizers for high-strength concrete.
      • Суперпластификаторы для производства сборного железобетона/Superplasticizers for precast concrete production
      • Суперпластификаторы для самоуплотняющихся бетонов/Superplasticizers for self-compacting concrete
      • Суперпластификаторы для товарного бетона/Superplasticizers for ready-mixed concrete
    • Заполнители для бетона/ Fillers for concrete
      • Заполнители для бетона/ Fillers for concrete
      • Гравий/ Gravel
      • Легкие заполнители для бетона/ Lightweight aggregates for concrete
      • Общие, заполнители/General, placeholders
      • Песок/ Sand
      • Щебень/ breakstone
      • Золы, шлаки/ Ashes, slags
    • Железобетон/ Reinforced concrete
      • Железобетон/ Reinforced concrete
      • Арки/ Arches
      • Балки/ Beams
      • Бетонные и железобетонные изделия и конструкции/ Concrete and reinforced concrete products and structures
      • Блоки/Blocks
      • Ванты/ Guys
      • Изделия прочие /Other products
      • Колодцы/ Wells
      • Колонны/ Columns
      • Конструкции ЖБИ/ Constructions of reinforced concrete products
      • Лотки/ Trays
      • Панели/panelling
      • Перемычки железобетонные/ Jumpers, reinforced concrete
      • Плиты/ Plates
      • Прогоны/Runs
      • Ригеля/ Crossbars
      • Сваи/ Piles
      • Трубы/ Pipes
      • Фермы/ Farms
      • Фундаменты/ Foundations
      • Трубы дымовые/Smoke pipes
      • Виды нагрузок на материалы/Types of loads on materials
      • Деформации материалов/ Deformations of materials
      • Разрушения материалов/ Destruction of materials
      • расчет теплоотдачи/Heat transfer calculation
      • Теория и расчет конструкций/ Theory and calculation of constructions
    • Цемент/Cement
      • Цемент/Cement
      • Виды цемента/ Types of cement
      • Свойства цемента/ Properties of cement
      • Добавки к цементу/ Cement additives
      • Качество цемента/ Quality of cement
      • Клинкер/ Clinker
    • Вяжущие вещества/ Binder material
      • Вяжущие вещества/ Binder material
      • Свойства вяжущих веществ/ Properties of binders
    • Известь/Lime
    • Изделия из дисперсно-армированного цемента
      • Волокна химические/Chemical fibers
      • Фибра/ Fiber
    • Гипс, изделия из гипса
      • Гипс/ Gypsum
    • Смеси и растворы строительные
      • Раствор /solution
    • Камень декоративный и строительный
      • Камень/a rock
      • Виды камней/ Types of stones
      • Свойства камней/ The properties of the stones
      • Каменное зодчество/Stone architecture
  • Строительные материалы и изделия из древесины и на основе древесины ТК 144, ПК 2
    • Древесина/ Wood
      • Древесина/ Wood
      • Разновидности древесины/ Types of wood
    • Деревянные конструкции
      • Изделия деревянные/ Wooden products
      • Пиломатериал/timber
      • Фанера/ Plywood
      • Шпон/ Veneer
      • Плита OSB/OSB
      • Бревно/ Log
      • Брус/ Beam
      • ДВП/ Fiberboard
      • ДСП/ particle board
      • Ящики/ Boxes
    • Деревообработка/ Woodworking
      • Деревообработка/ Woodworking
      • Общие термины, деревообработка// General terms, woodworking
      • Средства пакетирования/ Packaging tools
      • Защита древесины/ Wood protection
      • Дефекты древесины и деревообработки/Wood and wood processing defects
      • Дефекты ДСП/Defects in DSP
      • Отходы/Waste
      • Деревянное зотчество/Wooden architecture
    • Сушка пиломатериалов/ Drying of sawn timber
    • Паркет/ Parquet
    • Продукты разные химические
      • Химия строительная/ Construction chemistry
  • Стеновые, перегородочные и облицовочные материалы ТК 144 ПК 3
    • Каменная кладка
      • Виды кладки/ Types of masonry
    • Керамика и огнеупоры/ Ceramics and Refractories
      • Керамика и огнеупоры/ Ceramics and Refractories
      • Виды кирпича/ Types of bricks
      • Дефекты керамики и огнеупоров/Defects in ceramics and refractories
      • Добавки/Additives
      • Керамика/ Ceramics
      • Огнеупоры/ Refractory
      • Свойства/ Properties
      • Сушка/Drying
      • Сырье/Raw
      • Технологии керамики/ Technologies of ceramics
      • Черепица/Tile
    • Кирпич строительный силикатный
      • Изделия силикатные/Silicate products
      • Кирпич силикатный/ Brick silicate
  • Изоляционные и отделочные материалы, изделия ТК 144, ПК 4
    • Качество теплоизоляции и использование энергии в зданиях
      • Материалы теплоизоляционные / Heat-insulating materials
      • Тепловые свойства материалов
      • Теплоизоляционные свойства материалов
    • Покрытия для полов
      • Половое покрытие/Floor covering
      • Половые пропитки и смеси/Sex impregnation and mixtures
    • Материалы абразивные/ Abrasive materials
    • Битумы и асфальты природные; асфальтиты и породы асфальтные;
      • Дорожные строительные материалы/ Road building materials
      • Асфальт/ Asphalt
      • Битум/ Bitumen
      • Деготь/ Tar
    • Обои/ Wallpaper
    • Шпаклевки/ Putty
    • Замазки
      • Замазки, мастики, герметики/ Putties, mastics, sealants
      • Прочие, замазки\Other, putty
    • Герметики/ Sealants
    • Клей/ Glue
    • Изделия пластмассовые строительные
      • Смолы/ Resins
      • Полимеры/ Polymers
      • Старение полимеров/ Ageing of polymers
    • Изделия из смесей на основе асбеста и хризотилцементные материалы
      • Асбест/asbestos
      • Хризотил/ Chrysotile
      • Хризотилцементные материалы
    • Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные
      • Материалы гидроизоляционные/ Waterproofing materials
      • Кровли
    • Изделия из асфальта или аналогичных материалов прочие
      • Эмульсии/ Emulsions
    • Материалы и изделия минеральные тепло- и звукоизоляционные
      • Материалы акустические/ Materials acoustic
      • Материал звукопоглощающий /The Sound-Absorbing Material
      • Панели теплоизоляционные/ Heat-insulating panels
      • Волокна минеральные/ Mineral fibers
      • Свойства материалов, акустические /Properties of materials, acoustic
      • Шум /Noise
    • Материалы абразивные/ Abrasive materials
      • Материалы абразивные/ Abrasive materials
    • Материалы отделочные/ Finishing materials
      • Материалы отделочные/ Finishing materials
      • Потолки подвесные/ Suspended ceilings
      • Материалы строительные/ Materials of construction
  • Материалы, изделия и конструкции металлические ТК 144, ПК 5
    • Стальные и алюминиевые конструкции
      • Конструкции и изделия металлические/ Designs and products metal
      • Ворота/ gate
      • Конструкции и изделия металлические/ Designs and products metal
      • Дефекты ковки и проката/Defects in forging and rolling
      • Дефекты литья/ Casting defects
      • Резервуары/ Tanks
      • Рельсы/Rails
      • Сборка металлических конструкций/ Assembly of metal structures
      • Трубы стальные / Pipes made of steel
      • Конструкции прочие/Other constructions
      • Силосы и резервуары/ Silos and tanks
    • Конструкции сталежелезобетонные/Steel-reinforced concrete structures
    • Приспособления/ facilities
      • Приспособления/ facilities
      • Анкера/ Anchor
  • Окна, двери, светопрозрачные конструктивные элементы ТК 144 ПК 6
    • Двери и окна
      • Окна и двери/ Windows and doors
      • Фурнитура/Furniture
    • Изделия пластмассовые строительные
      • Панели из поликарбоната/Polycarbonate panels
      • Трубы из пластмасс/ Pipes from plastic
  • Строительные материалы и изделия объектов инженерной инфраструктуры ТК 144 ПК 7
    • Материалы для водопроводной сети
      • Гидротехнические сооружения/hydraulic works
      • Арматура трубопроводная/ Pipeline armature
      • Арматура санитарно-техническая/ Sanitary and technical fittings
      • Сантехнические работы и материалы/Plumbing works and materials
    • Промышленная вентиляция
      • Аспирация/ Aspiration
      • Вентиляция/ Ventilation
      • Оборудование вентиляционное
      • Сантехнические работы и материалы/Plumbing works and materials
    • Грунт/ soil
    • Минералы/ Minerals
      • Минералы/ Minerals
      • Породы горные / Rocks, mountain
      • Свойства горной породы/ Properties of rock
      • Изделия из горных пород/Products from rocks
      • Работы горные/ Works mountain
    • Внешний воздействующий фактор/External influencing factor
    • Арматура / Armature
      • Арматура / Armature
      • Арматура полимерная/ Fittings, polymer
      • Виды арматуры/ Types of fittings
      • Приспособления/ facilities
      • Сетка и профили/Grid and profiles
    • Полы/ Floors
      • Полы/ Floors
      • Виды полов/ Types of floors
      • Половые пропитки и смеси/Sex impregnation and mixtures
    • Теплоизоляционные материалы
      • Пароизоляция/vapor barrier
    • Вакуумная теплоизоляция
      • Системы вакуумные/ Vacuum Systems
    • Технологии производства строительных материалов
      • Технологии/ Technologies
    • Маркетинг строительных материалов
    • Менеджмент строительных материалов
    • Выдающиеся ученые/ Outstanding scientists

Определение установочного размера деформационного шва

Установочный размер шва  это ширина зазора деформационного шва, которую последний имеет при установке его в мостовое сооружение. Установочный размер шва должен быть равен строго определенной величине, зависящей от температуры пролетных строений в момент установки, иначе расчетный диапазон перемещений пролетных строений может не совпасть с допустимым диапазоном перемещений деформационного шва и выйти за его пределы при минимальной, либо максимальной температуре мостового сооружения (см. п. 2.1.1.). На практике установочный размер определяют с помощью специальных таблиц (прилагающихся к данному типу шва), в которых дается зависимость установочного размера шва от температуры пролетных строений (за которую, как правило, принимается температура окружающего воздуха).

Когда конкретный деформационный шов для данного мостового сооружения уже подобран, при определении его установочного размера следует исходить из того, что середина расчетного диапазона перемещений пролетного строения должна по-возможности соответствовать середине допустимого диапазона перемещений деформационного шва. Практически, нам можно принимать за установочный размер величину зазора деформационного шва, соответствующую температуре окружающего воздуха, равной +10 оС , при которой зазор деформационного шва приблизительно равен половине расчетного максимального зазора.

  1. Пример выполнения Лабораторной работы

Задание:

Мост: разрезной, выполнен по схеме 18+33+18 (рис. 15), габарит проезжей части Г-10.

Пролетное строение: бездиафрагменное каркасное железобетонное при расстоянии между балками 1,7 м, полная ширина моста 12,5 м, расчетная площадь поперечного сечения главных балок 3,15 м2, момент инерции сечения 0,0404 м4, бетон балок класса В22,5.

Категория дороги: III.

Угол установки деформационного шва по отношению к оси моста φ1: 0о.

Угол между направлением движения опорных частей и осью моста φ2: 0о.

Срок эксплуатации: 1,5 года.

Район расположения моста: г. Саратов.

Температура в момент установки деформационного шва Tуст: +10о.

Примечание: расстояние от торцевых сечений до надопорных принимать во всех случаях равным 0,3 м.

Рис. 15.

Цель работы: определить перемещения концов пролетных строений, подобрать тип шва для полученного перемещения.

1. Определим климатические характеристики района строительства. В соответствии с табл. 1 и 2 СНиП 23-01-99 «Строительная климатология» , для г. Саратова имеем:

Таблица 7

Абсолютная минимальная температура воздуха, Тmax, °С (табл. 1. ).

Абсолютная максимальная температура воздуха, Тmin, °С (табл. 1. ).

+41

Расчетный диапазон изменения температур вычисляем согласно (1):

Δt= |Тmax| + |Тmin| = |-37| + |+41| = 78 (°С)

Температура установки деформационного шва Tуст равна +10 оС.

2. Вычисляем перемещения концов пролетного строения.

  1. Линейные горизонтальные продольные и поперечные пере­мещения сопрягаемых концов пролётных строений, равномерные по длине шва.

    1. От равномерного изменения температуры окружающей среды:

Поскольку пролетные строения железобетонные, действие п. 5.10. СНиП 2.05.03-84* «Мосты и трубы» на них не распространяется. Поэтому расчет ведем по формуле (2):

,

где:

1,2 – коэффициент надежности для температурных воздействий ;

  коэффициент температурного расширения, равный для бетона б = 1·10-5 К-1;

Δt  расчетный диапазон изменения температуры для данной местности, вычисленный выше, (равен 78 оС);

l  расчетная длина «цепи», с которой собираются перемещения (длина части моста, взятой между соседними неподвижными опорными частями) будет равна: l = 18+33 = 51 (м). Третий пролет, длиной 18 м, в расчете не учитываем, поскольку интересующий нас деформационный шов расположен на участке 18+33 м (пролеты 1 и 2) между неподвижными опорными частями, установленными на опорах 0 и 2. Следовательно, перемещения от температурных воздействий для деформационного шва (Д. Ш.) собираются только с пролетов 1 и 2.

Рис. 16.

Тогда:

    1. От усадки и ползучести бетона.

Возраст бетона к моменту установки деформационных швов равен 1,5 года. Следовательно, необходимо учитывать ползучесть бетона (так как Тб = 1,5 года < 10 лет), а также усадку (так как Тб = 1,5 года < 5 лет для районов с умеренным и холодным климатом, к которым относится г. Саратов).

Поскольку возраст бетона к моменту установки деформационных швов не превышает 2 лет, допустимо пользоваться данными табл. 4, содержащей значения суммарной деформации пролетных строений от действия усадки и ползучести бетона в зависимости от возраста бетона Тб.

Возраст бетона равен 1,5 года, или 18 месяцев. Тогда из табл. 4 получим суммарную деформацию для пролетного строения длиной 18 м от действия усадки и ползучести бетона Δб.прод.18 = 0,12 см, а для пролетного строения длиной 33 м  Δб.прод.33 = 0,25 см. Общая ожидаемая в будущем деформация цепи длиной 51 м от действия усадки и ползучести бетона с учетом коэффициента надежности γ=1,1 будет равна:

Δб.прод. = 1,1·(Δб.прод.18 + Δб.прод.33) = 1,1·(0,12+0,25) = 1,1·0,37 = 0,41 (см)

    1. От действия тормозной силы и силы тяги транспортных средств.

,

где:

 полная длина пролетного строения. Для пролетного строения 1 , для пролетного строения 2;

Е  модуль упругости материала пролетного строения. Оба пролетных строения изготовлены из бетона класса В22,5, поэтому во всех случаях принимаем Е по табл. 28 СНиП 2.05.03-84* «Мосты и трубы» , в которой бетону класса В22,5 соответствует E = 28,5·103 МПа = 28,5·109 Па;

F  площадь поперечного сечения пролетного строения;

 усилие от торможения и силы тяги транспортных средств, принимаемое равным 75,46 кН для дороги III категории (согласно п. 2.19*. СНиП 2.05.03-84* «Мосты и трубы» при расчете деформационных швов автодорожных мостов).

Для пролетного строения 1:

Для пролетного строения 2:

Тогда:

Δгвр.прод (+) = Δгвр.прод (+)1 + Δгвр.прод (+)2 = 0,002 + 0,003 = 0,005 (см)

Δгвр.прод (-) = Δгвр.прод (-)1 + Δгвр.прод (-)2 =  0,002  0,003 =  0,005 (см)

Суммарное перемещение от действия тормозной силы и силы тяги транспортных средств:

Δгвр.прод = | Δгвр.прод (+) | + | Δгвр.прод (-) | = |0,005| + |-0,005| = 0,01 (см)

Поскольку мост не косой и угол между швом и направлением движения опорной части равен 90°, приведения полученных перемещений пролетных строений к перемещениям деформационного шва не требуется.

  1. Линейные вертикальные относительные смещения сопрягаемых концов пролётных строений, одинаковые по длине шва.

    1. Перемещения, возникающие при подъеме пролетного строения на опоре.

Поскольку мост имеет пролетные строения с железобетонными бездиафрагменными балками длиной 18 и 33 м, что больше 8,66 но не превышает 33 м при расстоянии между балками 1,7 м, и при габарите Г-10, высота подъема в зоне установки деформационных швов, определенная по табл.5 составляет:

Δпод.оп. = 2Δ1 = 2·0,17 = 0,34 (см)

Поскольку пролетные строения разрезные, необходимо учитывать перемещения от действия временных вертикальных нагрузок Δверт.

Перемещение от временной нагрузки будет максимальным при загружении пролета 2 временной нагрузкой, причем пролет 1 при этом должен быть незагруженным.

Используя формулу (19) для определения Δверт от действия двух полос временной нагрузки (А-11) в случае разрезного балочного пролетного строения, имеем:

,

где:

lконс  консоль пролетного строения (расстояние от надопорного сечения до торцевого сечения балки), равная по заданию 0,3 м;

l  расстояние между местами установки опорных частей пролетного строения, l = 33  2· lконс = 33  2·0,3 = 32,4 м;

Е  модуль упругости бетона пролетного строения (бетон класса В22,5), равный E = 28,5·103 МПа = 28,5·106 кПа;

J  момент инерции сечения, равный по заданию 0,0404 м4;

ω, y1, y2  площадь и ординаты линии влияния опорной реакции для пролетного строения, определенные из рис. 17:

Рис. 17. Линия влияния и ее загружение для пролетного строения длиной 33 м

Тогда Δверт равно для второго пролета:

  1. Угловые перемещения в продольной вертикальной плоскости, равномерные по длине шва.

Рассматриваемое угловое перемещение определено выше (выражение для него заключено в скобки в предыдущей формуле). Оно равно: αверт =0,2536 рад.

  1. Угловые перемещения в поперечной вертикальной плоскости, вызывающие неравномерные относительные смещения сопрягаемых пролётных строений.

Угловые перемещения найдем из геометрических соображений, исходя из рис. 18. Поскольку расстояние между осями балок 1,7 м, между осями крайних балок расстояние составит В = 7·1,7 = 11,9 (м). Полная ширина моста по заданию Вп = 12,5 м. Тогда длина консольной части плиты:

lконс.п.= 0,5·( Вп  В) = 0,5·(12,5  11,9) = 0,3 м = 30 см

Максимальная неравномерность подъема соседних балок на опоре Δ1 = 0,17 см (табл. 5) при общей неравномерности в пределах 2·Δ1.

Тогда тангенс угла наклона составит:

tanпоп = Δ1/1,7 = 0,17/1,7 = 0,1

поп = arctanпоп = 5,711 (рад)

Рис. 18.

В итоге вертикальное перемещение, с учетом полученного углового перемещения, будет равно:

Δверт.угл. = 2·Δ1 + lконс.п· tanпоп = 2·0,17 + 30·0,1 = 3,34 (см)

  1. Угловые перемещения в горизонтальной плоскости, как следствие неравномерных линейных деформаций сопрягаемых пролётных строений по длине деформационного шва.

Поскольку мост в плане расположен на прямой, давление ветра и неравномерный по сечению нагрев мы не рассматриваем, указанные перемещения отсутствуют.

3. Суммируем полученные перемещения по трем основным направлениям.

1) Перемещение Δпрод.

Δпрод = Δт.прод + Δб.прод + Δгвр.прод (+) + Δгвр.прод (-),

где:

Δт.прод  температурное перемещение, равное 4,84 см;

Δб.прод  перемещения от усадки и ползучести бетона, равные 0,41 см;

Δгвр.прод (+), Δгвр.прод (-)  перемещения от торможения (силы тяги) транспорта, направленные на растяжение и сжатие смежных пролетных строений соответственно, равные в сумме Δгвр.прод = Δгвр.прод (+) + Δгвр.прод (-) = 0,01 см.

Тогда:

Δпрод = 4,84 + 0,41 + 0,01 = 5,26 (см)

2) Перемещение Δверт.

Δверт = Δввр.верт, (21)

где:

Δввр.верт  сумма вертикальных перемещений от временной подвижной нагрузки Δверт = 0,133 см и вертикальных перемещений от подъема пролетного строения на опоре с учетом неравномерности этого подъема Δверт.угл. = 3,34 см,

Δверт = Δввр.верт = Δверт + Δверт.угл. = 0,133 + 3,34 = 3,47 (см)

3) Перемещение Δпоп.

Горизонтальные поперечные перемещения Δпоп не учитываются, поскольку мост не косой и угол между направлением движения опорной части равен 0о.

4. Подбираем деформационный шов. Полученные расчетные перемещения сведем в таблицу (табл. 8):

Таблица 8

Наименование перемещений

Значение, мм

Перемещение Δпрод

52,6

Перемещение Δверт

34,7

Перемещение Δпоп

Полученным значениям перемещений удовлетворяет деформационный шов фирмы «Maurer Söhne», типа Girder Grid Joints (типоразмер D320) . Его характеристики приведены в табл. 9.

Таблица 9

Параметры шва

Допускаемые перемещения

кол-во балок

тип

Δпрод

Δпоп

Δверт

D 320

20

40

5. Определяем установочный размер шва.

Установочный размер при температуре + 10 оС равен Туст =320/2 = 160 (мм).

Выводы:

По результатам работы можно сказать следующее:

      1. горизонтальное перемещение от действия температуры оказалось равным 5,26 см, тогда как это перемещение, вычисленное по стандартной формуле меньше: ;

      2. Суммарное перемещение от действия тормозной силы и силы тяги транспортных средств, определения которого требует СНиП 2.05.03-84* , равно несущественной величине 0,01 см и в случае малых пролетов, видимо, могло бы не учитываться;

      3. Вертикальное перемещение от временной подвижной нагрузки составляет всего 0,133 см, а от подъема пролетного строения на опоре  0,34 см, тогда как учет неравномерного подъема сразу дает прибавку еще в 3 см, что заставляет использовать деформационный шов, допустимые горизонтальные перемещения которого больше необходимых в 6 раз. В свете этого, очевидно, использование иной технологии подъема пролетных строений на опоре, обеспечивающей равномерный подъем, либо временный демонтаж шва, либо использование меньшего значения Δ1, даст существенную выгоду, позволив применить, к примеру, однопрофильный деформационный шов «Maurer Söhne» типоразмера D80, с допускаемым горизонтальным перемещением 80 мм (больше расчетного примерно на 40%), что более рационально. К слову, для данных величин пролетов на практике и применяются как раз такие типоразмеры деформационных швов.

>Проектирование и расчет деформационных швов: расстояния между деформационными швами, размер деформационного шва

Расстояния между деформационными швами

После окончания строительства, уже непосредственно во время эксплуатации, конструкции могут быть подвержены внешним влиянием. Независимо от их видов и причин появления, это ведет к появлению трещин, а в дальнейшем и к разрушению/обрушению. Предотвратить это помогает специальный шов. Деформационный шов предназначается для уменьшения нагрузки на конструкцию, в тех местах, где возможна какая-либо деформация из-за колебания температуры воздуха, осадков грунта и других влияний. Чтобы он идеально выполнял свою функцию, необходимо класть их на определенном друг от друга расстоянии.

Их расстояние друг между другом и расположение зависит от высоты сооружения, размера блоков, характера основания и температуры. В зависимости от необходимости и назначения существует четыре типа деформационных швов: температурные и осадочные, усадочные и антисейсмические. Каждый из них выполняет свою отдельную функцию. К примеру, вы используете скальную породу, у нее большая сила сцепления, примерно, до 10, а коэффициент трения бетона по скале не превышает 0,8. В таком случае, требуется частая разрезка сооружения температурным швом. Рассмотрим на примере водосливных платин. В их больших пролетах рекомендуют укладывать деформационные температурные швы через каждые десять метров. В некоторых организациях, как ГЭС, рекомендуют укладывать те же швы между агрегатами вне зависимости от их расстояния. Это делается для того, чтобы уменьшить температурные и усадочные напряжения, возникшие из-за расположения сооружения в скальном основании. Если здание находится на песках или грунте, то используются осадочные швы, как можно с большим промежутком одного от другого, оно же определяется конструкцией плотины. Если местность глиняная, то расстояние швов рассчитывают как при песчаных грунтах. Если вы предполагаете возможность значительных неравномерных осадков сооружения, то лучше уменьшить расстояние, это поможет предотвратить всю опасность, которая грозила разрушением. Температурные несквозные швы могут укладываться так часто, как позволяет сама конструкция.

В итоге, на расположение данных швов оказывает влияние и требование к устойчивости. Следуя расчету, если быки не слишком прочные, то швы накладываются не в плоскостях быков, их боковых граней, а водосливной части, на определенном расстоянии. Разрезка сооружения швами зависит от методов ее возведения. Расстояние между данными швами зависит от исполнительного материала стен, от этого же зависит какой вид деформаций использовать.

Размер деформационного шва

Во время эксплуатации, конструкция сооружения подвергается различного рода деформациям, к которым приводит влияние различных факторов (внутренних или внешних). Чтобы этого избежать, используют деформационные швы. Четыре вида швов используются для разных частей здания, они снижают механическую неустойчивость и предотвращают угрозы разрушения. Деформационный шов – это один из базовых понятий современной технологии в строительстве, представляющий собой разрез, делящий здание на части.

Размер и расположение разных деформационных швов определяется во время проектирования объекта. Строители учитывают все возможные в будущем нагрузки, которые окажут вероятное влияние на сооружение.

Если имеется жесткая конструктивная схема проектирования комплекса, то размер деформационного шва просчитывается по специальным формулам. Укладчики или строители, специализирующиеся в этой сфере, рассчитают правильный размер шва.

При повышении температуры возникают деформации, которые расширяют шов. Поскольку с обратной стороны постоянно воздействует «комнатная» температура, то она не поддается воздействию деформаций. Но, так как все происходит в пределах одной плиты, то внутри возникает напряжение/нагрузки. Избежать этих нагрузок помогает температурный шов здания, он разбивает строение на разные отсеки, размеры которых рассчитываются в отдельном порядке. К примеру, чтобы температурный шов мог выдерживать высокотемпературное воздействие во время пожара и при этом сохранить свои свойства, то его заполняют негорючими. Как раз ширина шва не должна быть меньше 0,0015I. ( I – промежуток между температурными швами).

В итоге, ширина и размер деформационного шва зависит от определенных условий строительства. Ширина шва должна быть не меньше двадцати миллиметров. Осадочные швы разрезают здание во всю высоту, должны обеспечивать беспрепятственную осадку, поэтому их размер не меньше 20 мм. Нужно понимать, что данный шов это не просто разрез в здании, стене или полу, он конструктивно оформлен, следуя всем необходимым правилам. Их необходимо придерживаться, так как в процессе использования определенного объекта они испытывают немалые нагрузки. Если нагрузка превышает допустимое значение, то в швах возникают трещины. К счастью, их можно предотвратить с помощью специальных металлических профилей. Они герметизируют шов и обеспечивают конструктивное усиление.

Проектирование деформационных швов

Деформационные швы проектируют в сборно-разборных составах для более удобного и легкого транспортирования их содержания и установки. Их начинают изготавливать, как только заказчик одобрит проект.

В любых промышленных объектах больших размеров, состоящие из нескольких объемов и высот, нагрузки на основу предусматривают деформационные швы. В зависимости от их назначения и функций, они подразделяются на температурные, осадочные, усадочные и антисейсмические швы. Они предохраняют здания от образования трещин вследствие деформаций, вызванные температурными колебаниями. Температурные швы, вертикально разрезая все надземные конструкции на разные части, обеспечивают независимость перемещений горизонтально.

Осадочные швы используются только в том случае, когда возможны неодинаковые и неравномерные осадки смежных частей сооружения. Это может происходить, когда есть значительная разница высот смежный частей, примерно, более десяти метров и выше. Они устраиваются в стыках соседних зданий, расчленяя вертикально все здание, обеспечивая этим самостоятельную осадку определенных объемов. Для горизонтального перемещения этих частей их совмещают с температурными швами.

Антисейсмические швы устраивают в тех зданиях, которые находятся в зоне землетрясений. Они разрезают комплекс на отдельные отсеки, при этом предоставляют самостоятельные устойчивые объемы и независимую осадку.

Расстояние между швами рассчитывается в зависимости от материала, размера здания, климатических условий. Швы делают только в железобетонных конструкциях.

В зависимости от наружных температур, определяют разное расстояние между швами. При наружной температуре не выше минус сорока градусов, в отапливаемых зданиях ширина составляет 60м, в неотапливаемом – 140м, а в открытых сооружениях – 100м.

Исходные параметры деформационных швов определяются по сочетанию и величине однократных нагрузок. В зависимости от многократной интенсивности воздействий на конструкцию, вычисляются эксплуатационные параметры. Все элементы для швов вырабатывают из разных видов стали. Для проектирования ДШ кроме угла между осью моста и шва, необходимы широта и уклон, форма и размеры, форма и ширина, расстановка балок и расположение кабелей, это для продольного разреза швов. Для поперечного необходима величина дилатационных отверстий, пространства для дилатации.

Расчет деформационных швов

Кроме внешних нагрузок, что возникают в железобетонных зданиях, возможны и другие причины ухудшения состояния конструкции или полное ее разрушение. Этими причинами является изменение температур и усадка бетона. Чтобы предотвратить все это, используются температурно-усадочные швы, в общем, деформационные. Расстояние между ними определяется расчетами. В любом случае, расстояние между данными швами не должно превышать сто пятьдесят метров для отапливаемых комплексов из сборных конструкций, и девяносто метров для монолитных и сборно-монолитных отапливаемых конструкций. Если здание или помещение не отапливается, то значения, обозначены выше, уменьшаются на двадцать процентов.

Осадочные швы используются для предотвращения возникновения возможных воздействий во время неравномерных осадков. Осадочные швы могут одновременно служить температурно-усадочными. Ширина их обычно два или три сантиметра, ее уточняют расчетом длины температурного блока и перепада.

Деформационный шов представляет важную составляющую надежности здания. Они, главным образом, предотвращают образование трещин в сооружении. Расчет данного типа швов выполняется во время проектирование дома и составления плана. Обычно, расстояние между швами составляет не меньше двадцати метров. Для перегородок максимальным расстоянием считается тридцать метров. Чтобы правильно определить размещение, нужно учитываться тип шва, соответствующий определенным характерам факторов, что вызывают деформацию. Во время проектирования деформационных швов в сооруженных комплексах, детально рассчитывают ширину разреза. При этом в тоже время, необходимо предусматривать эффективные меры, касающиеся герметизации и оформления определенного типа швов в стенах здания.

Делая заключение всей этой статьи, мы приходим к выводу, что полноценный, тщательный расчет деформационных швов требует правильных формул и данных. Только опытный человек, разбирающийся в швах и строительстве, сможет правильно рассчитать ширину и расположение швов, в зависимости от материала сооружений и выполняющих функций. Во время проектирования конструкций, швы и их составляющие элементы рассчитываются по основному, изредка дополнительному, сочетанию нагрузок. Существует множество формул, которыми пользуются люди, занимающиеся расчетом. Ведь необходимо рассчитать не только ширину и расстояние деформированных швов, но и размер каждого вытекающего элемента.

Если эта страница Вам понравилась, посоветуйте её:

Армопояс. Устройство, виды и назначение.

Замкнутую конструкцию из монолитного железобетона, точно повторяющую контуры здания (иногда только контур внешних ограждающих конструкций), называют армированным поясом (армопоясом, разгрузочным или сейсмическим поясом) и позиционируют, как один их ключевых строительных элементов.

Функциональное предназначение армированного пояса (армопояса) заключается в существенном увеличении уровня сопротивления сооружения воздействию нагрузок и деформационных процессов:

  • неравномерная усадка грунта под фундаментом;
  • атмосферные явления (перепады температур окружающего воздуха, сильные ветры, повышенная влажность).

Обязательным условием получения качественного армированного пояса является непрерывное и единовременное выполнение процесса круговой заливки.

Конструктивное исполнение армированного пояса не представляет сложности и представляет собой арматурную сетку или каркас, залитые бетоном. Самостоятельное выполнение работ по устройству армопояса предполагает понимание основных функций данного строительного элемента:

  • Выравнивание уровня кладки посредством равномерного горизонтального распределения бетона, благодаря его жидкой консистенции;
  • Равномерное распределение вертикальных нагрузок (сообщаемых верхними этажами строения — нижним);
  • Предотвращает процесс неравномерной усадки сооружения, и, как следствие, препятствует «разъезжанию» стеновых конструкций;
  • Минимизирует риск образования трещин и возникновения точечных нагрузок, являющихся результатом строительных ошибок.

Виды армопоясов.

В настоящее время существует четыре типа разгрузочных поясов:

  • Подфундаментный армированный пояс, называемый «ростверком». Кроме того, существует его разновидность – «свайный ростверк»;
  • Разгрузочный пояс, разделяющий фундамент и стеновые конструкции, — «цокольный» сейсмический пояс;
  • Разгрузочный элемент, располагаемый между плитами перекрытия и верхним рядом стеновой кладки – «межэтажный» пояс; (Количество межэтажных поясов, как правило, соответствует количеству этажей строящегося здания.)
  • Армированный пояс, размещенный непосредственно под крышей (крепление мауэрлата осуществляется непосредственно к нему).

Рассмотрим более подробно характеристики и особенности конструктивного исполнения каждого из вышеперечисленных поясов.

Ростверк.

Итак, нижний (в большинстве случаев подземный) армированный пояс, служащий опорой стенам ленточного фундамента, носит название «ростверк». Данный тип пояса может связывать отдельные элементы свайного (сваи) или столбчатого (столбы) фундаментов, что позволяет специалистам позиционировать его в качестве цокольного пояса.

Устраивая армопояс, служащий опорой стен фундамента ленточного типа, выкапывают траншею, определение глубины которой необходимо доверить специалисту с инженерным образованием, поскольку итоговое заключение должно учитывать несколько специфических факторов: сейсмические, геодезические и климатические данные местности, полученные в результате долгосрочных наблюдений. Дно полученной траншеи засыпается смесью песка и щебня (в случае устройства траншеи в сухих и твердых слоях грунта достаточно только песка).

Габаритные размеры ростверка находятся в следующих диапазонах: ширина – 700-1200 мм, высота – 300-500 мм. Так как ростверк – это пояс, обеспечивающий устойчивость всего сооружения и испытывающий повышенные нагрузки (сползание почвы, воздействие грунтовых вод, усадка и т.п.), к нему предъявляются повышенные требования прочности. Присутствие ростверка обязательно под всеми несущими стеновыми конструкциями здания. Это – основное его отличие от поясов других типов.

Армирующая конструкция изготавливается из 12-14 мм. арматуры, а поперечной обвязка из 10 мм. Шаг обвязки, как правило, не превышает 200 мм.

Поскольку «ростверк» является основой возводимого здания, экономия на арматуре и марке бетона при его изготовлении, мягко говоря, не приветствуется. Лучше, если он будет иметь 25-30 % запас прочности.

«Ростверк» столбчатого типа, объединяющий в единое целое отдельные столбы, предотвращает процесс точечной усадки здания, обеспечивая процесс равномерного «врастания» сооружения в грунт.

Цокольный разгрузочный пояс.

Сооружение цокольного армопояса начинают после возведения на «ростверке» кирпичных (блочных) стен ленточного фундамента. Необходимость его устройства не зависит от высоты расположения фундамента над поверхностью земли.

Существует мнение, что правильно рассчитанный и качественно выполненный «ростверк» позволяет снизить планку прочности при производстве цокольного армированного пояса. Это не совсем так, поскольку в данном процессе, как и в любом другом, существует ряд нюансов:

  • Подавляющее большинство неопытных строителей устраивают цокольный армопояс исключительно по периметру наружных ограждающих конструкций. Данная экономия оправдана в том случае, когда в качестве перекрытий не применяются железобетонные плиты, ибо их применение предполагает обязательное выполнение армопояса по линии всех несущих стен;
  • Ширина цокольного армопояса зависит от предполагаемого процесса утепления (или его отсутствия) ограждающих конструкций здания. В первом случае ширина пояса соответствует ширине стены. В противоположном случае рекомендуем при заливке пояса учесть ширину утеплителя или разместить под опалубкой пенополистироловые полосы до начала заливки;
  • Изготовление каркаса в данном случае не обязательно. С задачами армирования успешно справится сетка, изготовленная из 12 миллиметровой арматуры, с шагом поперечных перемычек не более 100 миллиметров. Высота цокольного пояса равняется 300-400 миллиметрам, поскольку эти значения позволяют гарантировать соответствующую прочность и надежность;
  • Наличие гидроизоляционных прокладок армопояса не является альтернативой проведения мероприятий гидроизоляции фундамента, однако присутствие данных элементов обязательно.
  • Двойной слой рубероида, используемый в качестве гидроизоляционной прокладки, предотвратит процесс распространения влаги через капилляры бетона.

Межэтажный разгрузочный пояс.

Функциональным предназначением данного элемента является укрепление ограждающих конструкций, выравнивание плоскости венца и равномерное распределение нагрузок, сообщаемых плитами перекрытия коробке здания. Кроме того, воздействие осевых нагрузок на стеновые конструкции сооружения способствует возникновению процесса «расхождения» стен. Нейтрализация этого процесса также возлагается на межэтажный армированный пояс. Каркас межэтажного разгрузочного пояса изготавливается из 12 миллиметровой арматуры. Высота каркаса не превышает 400 миллиметров, а значение ширины определяется шириной стеновых конструкций (с учетом теплоизоляции). Рекомендуем выполнение межэтажного армированного пояса, минимизирующего воздействие нагрузок перекрытий, на всех несущих стенах.

Подкрышный (мауэрлатный) армированный пояс.

Важность разгрузочного пояса подкрышного (мауэрлатного) типа определяется следующими функциями, выполняемыми данным элементом:

  • Равномерное распределение нагрузок, сообщаемых, как крышей в целом, так и стропильной системой и фронтонами в частности, ограждающим конструкциям сооружения;
  • Возможность надежного крепления мауэрлата;
  • Финишное выравнивание горизонтали коробки здания, обеспечивающее соблюдение геометрической точности, необходимой для устройства качественной стропильной системы.

При устройстве стропильной системы, имеющей наклонные стропила, рекомендуем не пренебрегать выполнением подкрышного армированного пояса на средней несущей стене, поскольку именно она служит опорой лежню и коньковым стойкам.

Процесс выполнения завершающего армированного пояса аналогичен процессу устройства предшествовавших армопоясов. При использовании варианта, не предусматривающего укладку плит перекрытия, достаточно оборудовать армопоясом лишь периметр внешних ограждающих стеновых конструкций.

Опалубка для армопояса. Бетонирование армопояса.

В настоящее время существуют несколько основных способов создания опалубки. Но наиболее используемым является метод сбора щитов, впоследствии монтируемых на стеновых конструкциях. Традиционным материалом для изготовления опалубки является древесина, точнее, доски. Фиксация опалубки производится посредством обрезков древесины (сверху) и кусками арматуры или стальной проволоки достаточной толщины (по бокам). При изготовлении опалубки особого внимания требует степень герметичности стыковых соединений щитов, поворотов и углов.

Параметром, определяющим уровень прочности опалубки, является высота, с которой будет происходить процесс заливки бетона. Чем она больше, тем прочнее должна быть опалубка.

Так как наибольшая нагрузка приходится на нижнюю часть опалубки, большинство специалистов рекомендует использование дополнительных крепежей, например, крестообразным отрезком арматуры, препятствующим «отхождению» доски.

Проведение заливки опалубки бетоном требует не только соблюдения определенных технологий (монолитное литье, вибрация) и обеспечения соответствующим оборудованием (специальная воронка, оснащенная запорным механизмом, бетононасос), но и неукоснительного соблюдения требований техники безопасности. Для приготовления бетона при устройстве разгрузочных поясов не рекомендуется использовать марки цемента ниже «М400».

Демонтаж опалубки производят через 24 (летом)-72 (зимой) часа посредством обыкновенного ломика (гвоздодера).

Резюмируя вышесказанное можно сделать единственный вывод: армопояс – исключительно важный строительный элемент любого здания. Тем не менее, несмотря на очевидную необходимость армирующего пояса, существуют ситуации, в которых его устройство не представляется обязательным.

Случаи, не требующие создания армированных поясов.

Оговоримся, все сказанное в этой части абсолютно не касается разгрузочных поясов подкрышного и межэтажного типа, поскольку их устройство обязательно во всех случаях:

  • Устройство монолитного фундамента, имеющего в качестве основы плиту-подушку, исключает необходимость создания, как «ростверка», так и цокольного армопояса;
  • Строительство зданий каркасно-панельного типа и сооружений из дерева также обходится без выполнения этих элементов;
  • Устройство свайного «ростверка» вполне успешно выполняет функции армированного пояса цокольного типа, что вполне оправдывает его сооружение;
  • Отсутствие под сборным ленточным фундаментом «ростверка» сводит к нулю необходимость и целесообразность устройства цокольного армопояса, ввиду его невозможности противостоять нагрузкам.

В качестве вывода из вышеприведенной информации хочется акцентировать следующие моменты:

  • армированный пояс – исключительно важный элемент любой несущей конструкции;
  • конструктивное исполнение армопоясов не требует применения сложных технологий и дорогостоящего оборудования;
  • существуют определенные типа разгрузочных поясов, имеющие конкретное функциональное назначение;
  • материальные средства, затраченные на устройство армопоясов, окупаются высокой надежностью и долговечностью сооружений.

Вспомогательная информация.

  • Расчёт ленточного фундамента на надёжность.
  • Глубина фундамента для дома.
  • Ламинированное и кашированное ДСП. Технология ламинирования.
  • Породы столярной древесины.
  • Метод расчёта фундамента под дом.
  • Опалубка для простого ленточного фундамента.

Деформационный шов

Деформационный шов — предназначен для уменьшения нагрузок на элементы конструкций в местах возможных деформаций, возникающих при колебании температуры воздуха, сейсмических явлений, неравномерной осадки грунта и других воздействий, способных вызвать опасные собственные нагрузки, которые снижают несущую способность конструкций. Представляет собой своего рода разрез в конструкции здания, разделяющий сооружение на отдельные блоки и, тем самым, придающий сооружению некоторую степень упругости. С целью герметизации заполняется упругим изоляционным материалом.

В зависимости от назначения применяют следующие деформационные швы: температурные, компенсационные, осадочные, антисейсмические и усадочные.

Температурные швы делят здание на отсеки от уровня земли до кровли включительно, не затрагивая фундамента, который, находясь ниже уровня земли, испытывает температурные колебания в меньшей степени и, следовательно, не подвергается существенным деформациям. Расстояние между температурными швами принимают в зависимости от материала стен и расчетной зимней температуры района строительства.

Отдельные части здания могут быть разной этажности. В этом случае грунты основания, расположенные непосредственно под различными частями здания, будут воспринимать разные нагрузки. Неравномерная деформация грунта может привести к появлению трещин в стенах и других конструкциях здания. Другой причиной неравномерной осадки грунтов основания сооружения могут быть различия в составе и структуре основания в пределах площади застройки здания. Тогда в зданиях значительной протяженности даже при одинаковой этажности могут появиться осадочные трещины. Во избежание появления опасных деформаций в зданиях устраивают осадочные швы. Эти швы, в отличие от температурных, разрезают здания по всей их высоте, включая фундаменты.

Если в одном здании необходимо использовать деформационные швы разных видов, их по возможности совмещают в виде так называемых температурно-осадочных швов.

Антисейсмические швы применяются в зданиях, строящихся в районах, подверженных землетрясениям. Они разрезают здание на отсеки, которые в конструктивном отношении должны представлять собой самостоятельные устойчивые объёмы. По линиям антисейсмических швов располагают двойные стены или двойные ряды несущих стоек, входящих в систему несущего остова соответствующего отсека.

Усадочные швы делают в стенах, возводимых из монолитного бетона различных видов. Монолитные стены при твердении бетона уменьшаются в объёме. Усадочные швы препятствуют возникновению трещин, снижающих несущую способность стен. В процессе твердения монолитных стен ширина усадочных швов увеличивается; по окончании усадки стен швы наглухо заделывают.

Для организации и гидроизоляции деформационных швов используют различные материалы:

  • герметики;
  • замазки;
  • гидрошпонки;
  • инъекционные составы;
  • эластичные ленты.

> См. также

  • Деформационные швы зданий
  • Деформационные швы мостов

ТехЛиб СПБ УВТ

Наружные стены, а вместе сними и остальные конструкции здания при необходимости и в зависимости от специфики решения здания, природно-климатических и инженерно-геологических условий строительства — рассекаются деформационными швами различных типов:

  • температурными,
  • осадочными,
  • сейсмическими.

Переход от осадочного шва фундамента к осадочному шву стены: а – разрез; б – план стены; в – план фундамента; 1 – фундамент; 2 – стена; 3 – шов стены; 4 – шпунт; 5 – зазор для осадки; 6 – шов фундамента

Деформационный шов используется для уменьшения нагрузок на различные элементы конструкций в местах возможных деформаций, которые возникают при сейсмических явлениях, при колебании температуры, неравномерной осадки грунта, а также других воздействий, которые способны вызвать собственные нагрузки, снижающие несущую способность конструкции.

Это представляет собой разрез в конструкции здания, который разделяет сооружение на отдельные блоки, чем придает сооружению некоторую степень упругости. Для герметизации заполняется упругим изоляционным материалом.

Деформационные швы применяются в зависимости от назначения. Это температурные, антисейсмические, осадочные и усадочные. Температурные швы разделяют здание на отсеки, от уровня земли до кровли включительно. При этом не затрагивается фундамент, который находится ниже уровня земли, где испытывает в меньшей степени температурные колебания, а значит, не подвергается существенным деформациям.

Некоторые части здания могут иметь различную этажность. Тогда грунты основания, которые расположены под различными частями здания, воспринимают различные нагрузки. Это может привести к появлению трещин в стенах здания, а также в других конструкциях.

Также на неравномерную осадку грунтов основания сооружения могут влиять различия в составе и структуре основания в пределах площади застройки здания. Это может стать причиной появления осадочных трещин даже в здании одинаковой этажности, при значительной протяженности.

Чтобы избежать опасных деформаций, делаются осадочные швы. Они отличаются тем, что при разрезании здания по всей высоте, также включается фундамент. Иногда, если есть необходимость, используются швы разных видов. Могут совмещаться в температуро-осадочные швы.

В зданиях, строящихся в зоне, подверженной землетрясениям, применяются антисейсмические швы. Их особенность в том, что они делят здание на отсеки, которые в конструктивном отношении являются самостоятельными устойчивыми объемами.

В стенах, которые возводятся из монолитного бетона различных видов, делаются усадочные швы. При твердении бетона монолитные стены уменьшаются в объеме. Сами швы препятствуют возникновению трещин, которые снижают несущую способность стен.

Деформационный шов — предназначен для уменьшения нагрузок на элементы конструкций в местах возможных деформаций, возникающих при колебании температуры воздуха, сейсмических явлений, неравномерной осадки грунта и других воздействий, способных вызвать опасные собственные нагрузки, которые снижают несущую способность конструкций. Представляет собой своего рода разрез в конструкции здания, разделяющий сооружение на отдельные блоки и, тем самым, придающий сооружению некоторую степень упругости. С целью герметизации заполняется упругим изоляционным материалом.

В зависимости от назначения применяют следующие деформационные швы: температурные, осадочные, антисейсмические и усадочные.

Температурные швы делят здание на отсеки от уровня земли до кровли включительно, не затрагивая фундамента, который, находясь ниже уровня земли, испытывает температурные колебания в меньшей степени и, следовательно, не подвергается существенным деформациям. Расстояние между температурными швами принимают в зависимости от материала стен и расчетной зимней температуры района строительства.

Отдельные части здания могут быть разной этажности. В этом случае грунты основания, расположенные непосредственно под различными частями здания, будут воспринимать разные нагрузки. Неравномерная деформация грунта может привести к появлению трещин в стенах и других конструкциях здания. Другой причиной неравномерной осадки грунтов основания сооружения могут быть различия в составе и структуре основания в пределах площади застройки здания. Тогда в зданиях значительной протяженности даже при одинаковой этажности могут появиться осадочные трещины. Во избежание появления опасных деформаций в зданиях устраивают осадочные швы. Эти швы, в отличие от температурных, разрезают здания по всей их высоте, включая фундаменты.

Если в одном здании необходимо использовать деформационные швы разных видов, их по возможности совмещают в виде так называемых температурно-осадочных швов.

Антисейсмические швы применяются в зданиях, строящихся в районах, подверженных землетрясениям. Они разрезают здание на отсеки, которые в конструктивном отношении должны представлять собой самостоятельные устойчивые объёмы. По линиям антисейсмических швов располагают двойные стены или двойные ряды несущих стоек, входящих в систему несущего остова соответствующего отсека.

Усадочные швы делают в стенах, возводимых из монолитного бетона различных видов. Монолитные стены при твердении бетона уменьшаются в объёме. Усадочные швы препятствуют возникновению трещин, снижающих несущую способность стен. В процессе твердения монолитных стен ширина усадочных швов увеличивается; по окончании усадки стен швы наглухо заделывают.

Для организации и гидроизоляции деформационных швов используют различные материалы:
— герметики
— замазки
— гидрошпонки

Деформационный шов – вертикальный зазор, заполненный эластичным материалом, расчленяющий стены здания. Его назначение – предотвратить появление трещин от перепада температур и неравномерной осадки здания.

Деформационные швы в зданиях и их наружных стенах:
А — схемы швов: а — темпера-турно — усадочного, б — осадочного I типа, в — то же, II типа, г — антисейсмического; Б — детали устройства темлературно — усадочных швов в кирпичных и панельных зданиях: а — с продольными несущими стенами (в зоне поперечной диафрагмы жесткости); б — с поперечными стенами при парных стенах; i — наружная стена; 2 — внутренняя стена; 3 — утепляющий вкладыш; 4 — конопатка: 5 — раствор; 6 — нащельник; 7 — плита перекрытия; 8 — панель наружной стены; 9 — то же. внутренней

Температурно-усадочные швы устраивают во избежание образования в стенах трещин и перекосов, вызываемых концентрацией усилий от воздействия переменных температур воздуха и усадки материалов (каменной кладки, бетонов). Такие швы рассекают только наземную часть здания.

Во избежание появления трещин, вызванных усадочными деформациями, в стенах из монолитного бетона и из бетонных камней, а также из невыдержанного силикатного кирпича (в возрасте до трех месяцев) рекомендуется по периметру здания на уровне подоконников и надоконных перемычек прокладывать конструктивную арматуру общим сечением в 2—4 см2 на каждый этаж.

Швы в стенах, связанных с металлическими или железобетонными конструкциями, должны совпадать со швами в конструкциях.

Предельные допускаемые расстояния (в м) между температурными швами в стенах отапливаемых зданий

Расчетная зимняя наружная температура (в градусах) Кладка из обожженного кирпича, керамики и из крупных блоков всех видов на растворах марки Кладка из силикатного кирпича и обыкновенных бетонных камней на растворах марки Кладка из природных камней на растворах марки
100-50 25-10 4 100-50 25-10 4 100-50 25-10 4
ниже — 30 50 75 100 25 35 50 32 44 62
от 21 до — 30 60 90 120 30 45 60 38 56 75
от 11 до — 20 80 120 150 40 60 80 50 75 100
от 10 и выше 100 150 200 50 75 100 62 94 125

Расстояния, указанные в таблице, подлежат уменьшению: для стен закрытых неотапливаемых зданий — на 30%, для открытых каменных сооружений — на 50%

С изменением температуры железобетонные конструкции деформируются: укорачиваются или удлиняются, а вследствие усадки бетона укорачиваются. При неравномерной осадке основания в вертикальном направлении части конструкций взаимно смещаются.

Железобетонные конструкции, как правило, представляют собой статически неопределимые системы, в которых при изменении температуры, развитии усадочных деформаций и неравномерной осадке фундаментов возникают дополнительные усилия, которые могут вызвать образование трещин. Для уменьшения такого рода усилий в зданиях большой протяженности необходимы температурно-усадочные и осадочные швы.

В покрытиях и перекрытиях зданий расстояние между швами зависит от гибкости колонн и податливости соединений; в монолитных конструкциях это расстояние должно быть меньше, чем в сборных. При устройстве катучих опор можно вообще избежать температурных напряжений.

Кроме того, расстояние между температурными швами зависит от разности температур; поэтому в отапливаемых зданиях эти расстояния независимо от всех других факторов меньше.

Температурно-усадочные швы прорезают конструкции от кровли до фундаментов, а осадочные швы полностью отделяют одну часть сооружения от другой. Температурно-усадочный шов может быть образован устройством парных колонн на общем фундаменте. Осадочные швы предусматривают в местах резкого перепада высоты зданий, примыкания вновь возводимых зданий к старым при возведении зданий или сооружений на различных по составу грунтах и в других случаях, когда возможна неравномерная осадка фундаментов.

Осадочные швы также образуют устройством парных колонн, но установленных на отдельных фундаментах.

Деформационные швы: а — здание разделено температурным швом; б — здание разделено осадочным швом

Деформационные швы: 1 — температурный шов; 2 — осадочный шов; 3 — вкладной пролет осадочного шва

Расстояния между температурно-усадочными швами в бетонных и железобетонных конструкциях невысоких сооружений допускается принимать конструктивно, без расчета.

Устройство осадочных (деформационных) швов по периметру ограждающих конструкций здания: 1 – входная группа; 2 – декоративная отмостка; 3 декоративная дорожка из напольных камней; 4 – газон; 5 – полузакрытый дренаж; 6 – отмостка из монолитного бетона; 7 – деформационные швы с деревянными закладками (доски-коротыши); 8 – стена дома; 9 – полузакрытый (открытый) дренаж в виде лотка; 10 – осадочный (деформационный) шов между основанием дома и основанием входной группы; 11 — окна

Общий вид конструкции осадочного (деформационного) шва по разрезу 1-1: 1 – галька (щебень, песок); полузакрытый дренаж (разрезанная асбоцементная труба) упорные плоские камни; 4 – предварительно утрамбованный грунт основания; 5 – песчаная подушка высотой от 8 до 15 см; 6 – слой гальки или щебня 5-10 см; 7 – доска-коротыш; 8 – труба закрытого обводного дренажа; 9 – постелистый камень-лежак; 10 – цокольная часть здания; 11 – фундамент; 12- утрамбованное основание; 13 возможный уровень поднятия подземных вод; 14 – отмостка из монолитного бетонаКонец формы

Осадочными швами разделяют здание по длине на части, чтобы предупредить разрушение конструкций в случае возможной неравномерной осадки отдельных частей. Осадочные швы проходят от карниза здания до подошвы фундамента, расположение швов указывают в проекте. Швы в стенах выполняют в виде шпунта толщиной, как правило, 1/2 кирпича, с двумя слоями толя; а в фундаментах — без шпунта. Над верхним обрезом фундамента под шпунтом стены оставляют зазор на 1-2 кирпича, чтобы при осадке шпунт не упирался в кладку фундамента. Иначе в этом месте кладка может разрушиться. Осадочные швы в фундаментах и стенах законопачивают просмоленной паклей.

Чтобы поверхностные грунтовые воды не проникли в подвал через осадочный шов, с его наружной стороны устраивают глиняный замок или применяют другие меры, предусмотренные проектом. Температурные швы предохраняют здания от трещин при температурных деформациях.

Осадочные швы устраиваются в местах сопряжений участков здании:

  • расположенных на разнородных грунтах;
  • пристраиваемых к существующим зданиям;
  • при разнице в высоте, превышающей 10 м;
  • во всех случаях, когда можно ожидать неравномерной осадки фундамента.

Осадочные и температурные швы в кирпичных стенах следует выполнять в виде шпунта с размером паза для стен толщиной в 1,5 и 2 кирпича — 13 х 14 см, а для более толстых стен 13 х 27 см. В бутовой кладке подвальных стен и фундаментов швы могут быть устроены сквозным.

При устройстве деформационных швов покрытия кровельный ковер лучше всего разорвать. В качестве пароизоляционной мембраны в конструкции деформационного шва может использоваться рулонная резина.

Деформационный шов

Схема установки деформационно-осадочного шва между секциями подпорной стенки

В случаях, если деформационный шов устраивается в местах водораздела, и движение потока воды вдоль шва невозможно, или уклоны на кровле более 15%, то при устройстве допустимо использовать упрощенную конструкцию деформационного шва. Деформации здания компенсирует верхний минераловатный утеплитель.

В кровлях с основанием из профлиста необходимо закреплять основные слои кровельного материала на краях деформационного шва.

Температурно-деформационный шов со стенками из легкого бетона или штучных материалов может устанавливаться в кровлях с бетонным основанием или из ж/б плит.

Упрощенная конструкция деформационного шва

Деформационный шов в кровлях с основанием из профлиста

Стенка температурно-деформационного шва устанавливается на несущие конструкции. Край стенки ТДШ должен быть выше поверхности кровельного ковра на300 мм. Шов между стенками должен быть не меньше 30 мм.

Металлический компенсатор, устанавливаемый в температурно-деформационный шов, не может служить пароизоляцией. Необходима укладка дополнительных слоев пароизоляционного материала на компенсатор.

Температурный шов устраивают в стенах большой протяженности во избежание появления трещин от изменения температуры. Такой шов рассекает конструкции только наземной части, до фундаментов, т.к. фундаменты находясь в земле, не испытывают температурных воздействий Расстояние между этими швами колеблется от 20 до 200 м и зависит от материала стен и района строительства. Наименьшая ширина шва составляет 20 мм.

Устройство температурно-деформационного шва в перегородках здания:1 — кладка из мелких ячеистобетонных блоков; 2, 3 — ячеистобетонные плиты перекрытия; 4 — шов с теплоизоляционной плитой (недопустимо наличие в шве обломков стенового материала и клея); 5 — шов в фундаменте; 6 — армированный пояс по периметру здания; 7 — железобетонная плита основания; 8 — армированный пояс по периметру здания с наружной теплоизоляцией; 9 — кровля с теплоизоляцией по правилам кровельных работ Вертикальный деформационный шов: 1 — облицовочные плиты наружные; 2 — гидроветрозащитный слой; 3 — штукатурная система; 19 — профиль для вертикального деформационного шва; 23 — стойки деревянного каркаса; 30 — изоляционный материал

Осадочный шов разрезает здание на всю высоту – от конька до подошвы фундамента. Такой шов располагают в зависимости от некоторых факторов:

  • при перепаде высот здания не меньше 10м;
  • если грунты, которые используются в качестве основания, имеют разную несущую способность;
  • при строительстве здания с разным сроком возведения.

Наименьшая ширина шва составляет 20 мм

Сейсмический шов устраивают в зданиях, которые строятся в сейсмических районах.

Схема размещения и конструкции деформационных швов: а – фасад здания; б – температурный или осадочный шов с пазом и гребнем; в – температурный или осадочный шов в четверть; г – температурный шов с компенсатором; 1 – температурный шов; 2 – осадочный шов; 3 – стена; 4 – фундамент; 5 – утеплитель; 6 – компенсатор; 7 – рулонная изоляция.

Конструкции деформационных швов должны обеспечивать возможность перемещений концов пролетных строений без перенапряжения и повреждения элементов шва, одежды ездового, полотна и пролетных строений; должны быть водо- и грязенепроницаемыми (исключать попадание воды и грязи на торцы балок и опорные площадки); работоспособными в заданных диапазонах температур; иметь надежную анкеровку в пролетом строении; предотвращать проникание влаги на плиту проезжей части и под окаймление (иметь надежную гидроизоляцию).

Материал конструкций деформационных швов должен противостоять износу, улару и истиранию, воздействию льда, снега, песка; должен быть относительно невосприимчивым к воздействию солнечных лучей, нефтепродуктов, солей.

В общем случае деформационные швы следует располагать:

  • между фундаментом и стеновой кладкой с использованием битумных рулонных материалов;
  • между теплой и холодной стенами;
  • при изменении толщины стены;
  • в неармированных стенах длиной более 6 м (продольное армирование стен дает возможность увеличивать расстояние между деформационными швами);
  • при пересечении длинных несущих стен;
  • в местах соединения с колоннами или конструкциями из других материалов;
  • в местах резкого изменения высоты стены.

Уплотнение деформационных швов

Деформационные швы уплотняются минеральной ватой или пенополиэтиленом. Со стороны помещения швы герметизируются эластичными паронепроницаемыми материалами, с внешней стороны – атмосферостойкими герметиками или нащельниками. Облицовочный материал не должен перекрывать деформационный шов.

Примеры исполнения деформационного шва

Размеры температурных блоков принимают в зависимости от типа и конструкции зданий. Наибольшие расстояния (м) между температурными швами в каркасных зданиях, которые могут быть допущены без проверочного расчета.

Кроме температурных деформаций здание может давать неравномерную осадку в случае расположения его на неоднородных грунтах или в случае резко отличающейся эксплуатационной нагрузки по длине здания. В этом случае для избежания осадочных деформаций устраивают осадочные швы. При этом фундаменты делают независимыми, а в надземной части здания осадочный шов совмещают с температурным или со швом примыкания (примыкание зданий различной этажности, старого здания к новому). Деформационные швы устраивают в стенах и покрытиях, с тем чтобы обеспечить возможность взаимного смещения смежных частей здания как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях без нарушения термического сопротивления шва и его водоизоляционных свойств.

При устройстве продольных температурных швов или перепаде высот параллельных пролетов на парных колоннах следует предусматривать парные модульные координационные осы со вставкой между ними. В зависимости от размера привязки колонн в каждом из смежных пролетов размеры вставок между парными координационными осями по линиям температурных швов в зданиях с пролетами одинаковой высоты и с покрытиями по стропильным балкам (фермам) принимают равными 500, 750, 1000 мм.

Привязка колонн и стен одноэтажных зданий к координатным осям: а – привязка колонн к средним осям; б, в – то же, колонн и стен к крайним продольным осям; г, д, е – то же, к поперечным осям в торцах зданий и местах поперечных температурных швов; ж, з, и — привязка колонн в продольных температурных швах зданий с пролетами одинаковой высоты; к, л, м – то же, при перепаде высот параллельных пролетов, н, о – то же, при взаимно перпендикулярном примыкании пролетов; п, р, с, т – привязка несущих стен к продольным координатным осям; 1 – колонны повышенных пролетов; 2 – колонны пониженных пролетов, которые примыкают торцами к повышенному поперечному пролету

Размер вставки между продольными координационными осями по линии перепада высот параллельных пролетов в зданиях с покрытиями по стропильным балкам (фермам) должен быть кратным 50 мм:

  • привязки к координационным осям граней колонн, обращенных в сторону перепада;
  • толщины стены из панелей и зазора 30 м между ее внутренней плоскостью и гранью колонн повышенного пролета;
  • зазора не менее 50 мм между внешней плоскостью стены и гранью колон пониженного пролета.

При этом размер вставки должен быть не менее 300 мм. Размеры вставок в местах примыкания взаимно перпендикулярных пролетов (пониженных продольных к повышенному поперечному) составляют от 300 до 900 мм. Если есть продольный шов между пролетами, которые примыкают к перпендикулярного пролету, этот шов продлевают в перпендикулярный пролет, где он будет поперечным швом. При этом вставка между координационными осями в продольном и поперечном швах равна 500, 750 и 1000 мм, а каждую из парных колонн по линии поперечного шва нужно смещать с ближайшей оси на 500 мм. Если на наружные стены опираются конструкции покрытия, то внутреннюю плоскость стены смещают внутрь от координационной оси на 150 (130) мм.

Колонны к средним продольным и поперечным координационным осям многоэтажных зданий привязывают так, чтобы геометрические оси сечения колонн совпадали с координационными осями, за исключением колонн по линиям температурных швов. В случае привязки колонн и наружных стен из панелей к крайним продольным координационным осям зданий внешнюю грань колонн (в зависимости от конструкции каркаса) смещают наружу с координационной оси на 200 мм или совмещают с этой осью, а между внутренней плоскостью стены и гранями колонн предусматривают зазор 30 мм. По линии поперечных температурных швов зданий с перекрытиями из сборных ребристых или гладких многопустотных плит предусматривают парные координационные оси с вставкой между ними размером 1000 мм, а геометрические оси парных колонн совмещают с координационными осями.

В случае пристройки многоэтажных зданий к одноэтажным не допускается взаимно смешивать координационные оси, перпендикулярные к линии пристройки и общие для обеих частей сблокированного здания. Размеры вставки между параллельными крайними координационными осями по линии пристройки зданий назначают с учетом использования типовых стеновых панелей — удлиненных рядовых или доборных.

Привязка колонн и стен многоэтажных зданий к координатным осям: а – привязка колонн к крайним осям; б, в – привязка колонн и стен к крайним продольным осям; г, д – то же, в торцах зданий; е, ж – привязка колонн по линиям поперечных температурных швов

При наличии в местах деформационных швов двойных стен применяются двойные модульные разбивочные оси, расстояние между которыми принимается равным сумме расстояний от каждой оси до соответствующей грани стены с добавлением размера шва.

Примеры привязки колонн и стен к модульным разбивочным осям в местах деформационных швов: а, в, г — деформационный шов со вставкой; б — деформационный шов без вставки

Читать по теме:

  • Деформационные швы зданий
  • Деформационные швы сооружений

Записи созданы 4315

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх