Эмаль для стен

12 лучших красок для потолка и стен

Место

Наименование

Характеристика в рейтинге

Лучшая акриловая водоэмульсионная краска

1 Farbitex Profi (14 кг) Невысокая цена. Низкий расход краски (от 90 г/м2)
2 Alpina Renova (10 л) Оптимальное соотношение цены и качества
3 PARADE W4 (9 л) Высокое качество
4 OLIMP Gamma Washable Paint (10 л) Отличная устойчивость к износу

Лучшая силикатная водоэмульсионная краска

1 TIKKURILA Finngard SILIKAATTIMAALI (18л) Лучший диапазон термостойкости
2 PUFAS Fassaden-Silikat (10 л) Лучшая экономичность (от 130 гр/м2)
3 Tury Scandinavia Classic Silikatti S-5 (20 кг) Высокая устойчивость к колебанию температур (выдерживает перепады в 60 градусов Цельсия)
4 Baumit Silikat Color Repro (25кг) Высокий уровень качества

Лучшая силиконовая водоэмульсионная краска

1 Ceresit CT 48 (15 л) Выгодное соотношение цены и качества
2 Alpina Expert (10 л) Экономичная краска
3 LITOKOL LITOTHERM Paint Sil (20 кг) Характеристики премиум-класса
4 DYO Master Max «Акрил-силикон» (20 кг) Лучшая цена в сегменте

Покраска стен и потолков в квартирах и частных домах стала рациональной альтернативой «проблемной» побелки. Гашение извести, повсеместные пятна, неровность полученного покрытия и постоянное «обтирание» стен одеждой – всё это постепенно уходит в прошлое. Ныне гораздо проще и дешевле купить хорошую водоэмульсионную краску, ресурса которой хватает на десятки лет.

На сегодняшний день рынок строительных материалов предлагает множество видов водоэмульсионных красок: акриловых, силикатных, силиконовых и т.д. Каждая обладает сугубо индивидуальными особенностями, однако и общее качество у всех них разное. Специально для Вас мы отобрали девять самых лучших красок для потолка и стен в трёх основных категориях. Претенденты на высокие позиции в рейтинге отбирались по нескольким критериям:

  1. отзывы пользователей и авторитетных источников;
  2. бренд и репутация производителя;
  3. тщательное сравнение эксплуатационных параметров и характеристик;
  4. соотношение «цена/качество».

4 OLIMP Gamma Washable Paint (10 л)

Отличная устойчивость к износу
Страна: Россия
Средняя цена: 2 479 руб.
Рейтинг (2018): 4.7

Матовая акриловая краска премиум-уровня, главное достоинство которой – высокая стойкость к износу в местах с большими эксплуатационными нагрузками и повышенным уровнем влажности. Она отлично подходит для отделки стен и потолков в людных коридорах и торговых залах, а также в ванных комнатах и на кухне. Обуславливается это, прежде всего, возможностью мытья поверхности без риска стереть водоэмульсионный слой, что отвечает условиям обеспечения чистоты при большом людском потоке.

Наносить OLIMP Gamma Washable Paint, согласно отзывам пользователей, можно на чистые поверхности (гипсокартон, ДСП, ДВП), а также на ранее оштукатуренные зашпатлёванные плоскости. Все плюсы краски упираются в обеспечение хорошей укрывистости (для достижения эффекта можно прокрашивать стены или потолки на один раз), а также в низкой подверженности химическим реакциям с моющими веществами. Данная марка – хороший представитель сегмента, пригодный для колеровки или для самостоятельного применения.

2 Alpina Renova (10 л)

Оптимальное соотношение цены и качества
Страна: Германия
Средняя цена: 900 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Краска линейки Renova от немецкого бренда Alpina вот уже несколько лет входит в топ лучших акриловых покрытий для отделки внутренних помещений. Она проста и неприхотлива в применении, в меру вязкая и долговечная. Потребители очень хвалят адгезионные свойства (схватываемость с поверхностью) и стойкость к мытью. Первозданная белизна (если краска не была разбавлена с колером) сохраняется на протяжении 5-7 лет, после чего наблюдается лёгкое потускнение. Однако, если добавить в основу колер, причём неважно какой – будь то насыщенный или мягкий тон, – «старение» не будет заметно на протяжении всего срока эксплуатации.

Достоинства:

  • сильные адгезионные свойства;
  • устойчива к мытью;
  • хорошо сохраняет цвет в течение всего срока эксплуатации;
  • наиболее устойчива при использовании колеров соответствующей фирмы-изготовителя.

Недостатки:

  • довольно высокий расход – около 150 грамм на квадратный метр (во многом зависит от типа покрасочной поверхности).

Стоит сказать пару слов о главных достоинствах и недостатках трёх типов красок – акриловых, силикатных и силиконовых. В чём их особенности и каковы границы применимости – ответ узнаем из подробной таблицы сравнения:

Тип краски

Плюсы

Минусы

Акриловая

+ Обладает хорошей адгезионной способностью

+ Невосприимчива к температурным условиям и влажности обрабатываемого основания

+ Сохраняет первозданный цвет поверхности

+ Содержит поглотители естественного ультрафиолетового излучения

– Повышенное время сушки обработанной поверхности

– Незначительный сухой остаток (не более 30%)

Силиконовая

+ Пористая поверхность обеспечивает влагостойкость и одновременную паропроницаемость

+ Устойчивы к выгоранию и действию ультрафиолета

+ Сохраняют эксплуатационные свойства в течение 20-25 лет

+ Неагрессивна и безвредна для окружающей среды и человека

+ Не требует обработки фунгицидами (для защиты от микроорганизмов, грибков и плесени)

– Высокая стоимость

– Несовместим с металлом – из-за газопроницаемости покрытия металлические изделия подвергаются действию коррозии

Силикатная

+ Наблюдается высокая паро- и воздухопроницаемость

+ После высыхания образует прочное покрытие

+ Атмосферостойкость

+ Абсолютная огнеупорность

+ Низкая, по сравнению с другими, стоимость

– Обладает слабой адгезией с органическими поверхностями (ранее окрашенными)

– Скудная цветовая гамма

– Со временем наблюдается выгорание и потускнение покрытия

1 Farbitex Profi (14 кг)

Невысокая цена. Низкий расход краски (от 90 г/м2)
Страна: Россия
Средняя цена: 889 руб.
Рейтинг (2018): 4.9

Линейка бюджетных акриловых красок, имеющих высокие показатели водостойкости и оттого поддающихся мытью. В большинстве своём потребители используют Farbitex в качестве покрытия для окраски стен в ванной или кухне, поскольку водоотталкивающая функция работает на «ура». Также краска хороша тем, что не предъявляет особых и, иногда, даже излишних требований к поверхности. Конечно, нанесение слоя «акрилки» на идеально сухую и чистую плоскость приветствуется, однако ничего страшного, если последняя будет слегка влажная. Именно эти два качества и предопределили популярность Farbitex Profi среди пользователей, подсознательно ищущих материал идеального сочетания цены и качества.

Достоинства:

  • оптимальная стоимость;
  • моющееся покрытие;
  • не предъявляет требований ко влажности покрытия и температурному режиму в обрабатываемом помещении;
  • относительно низкий расход (от 90 грамм на квадратный метр).

Недостатки:

  • для своего ценового сегмента – не имеет.

4 Baumit Silikat Color Repro (25кг)

Высокий уровень качества
Страна: Австрия
Средняя цена: 5 947 руб.
Рейтинг (2018): 4.5

Элитная силикатная краска от авторитетного австрийского производителя Baumit. Несмотря на общее высокое качество продукции, выпускаемой этой компанией, в Silikat Color Repr есть, к чему стоит придраться особо. Во-первых, это просто бешенный расход материала. Из отзывов и описания товара непонятно, на сколько слоёв рекомендуется укладывать покрытие, поэтому 500 грамм на квадратный метр можно смело отнести к минусам. Второй немаловажный факт – покрытие выдерживает температуру, начиная от +8 градусов по шкале Цельсия. В сравнении с конкурентами – заметный проигрыш. Тем не менее, чисто качественные характеристики на высоте. Если на первом месте стоит цена, то этот вариант не для Вас. Во всех остальных случаях вполне достойная краска.

Достоинства:

  • надёжное связующее (калиевое жидкое стекло);
  • негорючее покрытие с высокой степенью устойчивости к загрязнению, светостойкости и паропроницаемости.

Недостатки:

  • малый диапазон термостойкости (неприменима при минусовой температуре);
  • высокая стоимость;
  • большой расход на квадратный метр.

1 TIKKURILA Finngard SILIKAATTIMAALI (18л)

Лучший диапазон термостойкости
Страна: Финляндия
Средняя цена: 5 190 руб.
Рейтинг (2018): 5.0

Однокомпонентная силикатная краска глубокой матировки. По общему впечатлению от отзывов, краска очень нравится пользователям. Большинство выделяют обыденные качества (грязеотталкивающая способность, паропроницаемость), однако есть и более интересные детали. Широкий диапазон термостойкости покрытия был протестирован энтузиастами от потребителей, которые остались довольны результатом. Показатели расхода средние, но в сравнении с одним из претендентов – это отличный результат. Помимо прочего, краска нашла применение в морской промышленности – это лишний раз подтверждает высокий уровень финского лакокрасочного материала.

Достоинства:

  • оптимальная стоимость;
  • применяется в качестве материала в морской промышленности;
  • широкий диапазон воспринимаемых температур (от -50 до +60 градусов Цельсия);
  • приемлемый расход (от 190 до 210 грамм на квадратный метр).

Недостатки:

  • в качестве основы предназначен только для тёмных пигментных паст «Авантит Фасад».

1 Ceresit CT 48 (15 л)

Выгодное соотношение цены и качества
Страна: Германия
Средняя цена: 4 750 руб.
Рейтинг (2018): 4.9

Всемирно известный бренд Ceresit выпускает не только высококлассные затирки, и силиконовая краска CT 48 тому наглядное подтверждение. Со стороны строителей она хороша простотой нанесения, высокой адгезией и совместимостью практически со всеми материалами. В свою очередь пользователи оценивают больше эксплуатационные качества: паропроницаемость и невосприимчивость к действию солнечного света (выгоранию и излучению), лёгкость отчистки от загрязнений, отсутствие резкого запаха и равномерность покраски. Расход на квадратный метр при двухпроходном нанесении не превышает 300 миллилитров – с учётом цены получается дороговато, но качество того явно стоит.

Достоинства:

  • оптимальный баланс характеристик;
  • низкая водопроницаемость;
  • расход на двухслойное покрытие не превышает 300 миллилитров на квадрат;
  • отсутствует неприятный запах;
  • равномерно смешивается с колером.

Недостатки:

  • высокая стоимость.

Внимание! Представленная выше информация не является руководством к покупке. За любой консультацией следует обращаться к специалистам!

Лакокрасочные материалы придают предметам и поверхностям красивый, декоративный вид, защищают от коррозии, порчи, гниения. Они занимают важное место в быту и на производстве.

Разновидности

Видов продукции много, но основных три. Все остальные можно отнести к подвидам.

Краска эмаль акриловая — создаётся на основе акриловой смолы. Высыхает довольно быстро. Пригодна для внутренних и наружных работ. При высыхании темнеет. Можно покрывать бетон, оштукатуренную поверхность, стеклянные и деревянные объекты.

Устойчива к влаге, ультрафиолетовым лучам, щелочным составам. Запаха не имеет. Всем известная водоэмульсионная краска относится к акриловым красителям.

Краска эмаль алкидная — изготавливают на основе алкидной смолы. Годна для окрашивания внутренних и наружных поверхностей из кирпичной кладки, дерева и металла. Устойчива к довольно высокой температуре, и к влаге. Однако пожароопасна и не любит щёлочь.

Краска эмаль масляная — производится на основе масляного лака. Все масляные составы создаются на основе натуральной олифы. Используют в декоративных и защитных целях. Предварительно, поверхности грунтуют олифой или краской. Применяется для внутренних работ, окрашивают до появления глянцевой плёнки. Матовый тон дают эмали, в состав которых введён воск.

Посмотрев на фото краски эмали в нашей галерее становится ясно, чем она отличается от простой эмали

Производство

Лучшими производителями эмалевых красок называют следующие компании:

  • Tamiya (Япония).
  • HUMBROL (Была основана в 1919 году в Великобритании. Но недавно её перекупил собственник из Ирландии).
  • Beckers (Швеция).
  • Dulux (Великобритания).
  • Caparol (Германия).
  • Hansa (Германия, Польша).
  • Sadolin (Дания).

Эти бренды имеют многолетнюю историю. Как правило, производства в самом начале не имели отношения к красящим веществам. Они расширялись позднее, когда появлялся спрос. Все компании отлично зарекомендовали себя, выпуская продукцию самого высокого качества.

Некоторые начинали с производства красок одного цвета, как японская фирма Tamiya. И уже на следующий год цветов стало двенадцать. Марки могли создаваться в одной стране, а затем перекупались в другой, так производство становилось совместным, ка получилось с компанией Hansa.

Отечественные производители интенсивно работают над качеством выпускаемой продукции, и результаты радуют потребителей:

  • Завод Лакокрасочных Материалов «Краски для покраски» (Белгородская область, с. Ржевка. Функционирует множество филиалов. Один из них расположен в Москве).
  • Завод «СпецЭмаль» (продукция отличается высоким качеством. Находится в Ярославле).
  • Компания «Пигмент» (Россия, Санкт-Петербург).

Много других заводов, компаний, фабрик выпускают краски эмали самых разнообразных цветов и составов.

Краски и эмали на водной основе

  • Подбор по параметрам
  • Торговые марки
  • Краски, эмали для внутренних работ
    • для потолков специализированные
    • для стен и потолков универсальные
    • для радиаторов
    • красители для ручного колерования
    • для кухонь и влажных помещений
    • для пола
    • специального назначения
  • Краски, эмали для наружных работ
    • для минеральных поверхностей
    • по металлу и ржавчине
    • для деревянных поверхностей
    • для кровли и шифера
    • для дорожной разметки
  • Краски, эмали универсальные
    • для окон и дверей
    • на водной основе
    • на основе растворителя
    • аэрозольные
  • Антисептики и пропитки для дерева
    • для внутренних работ
    • для наружных работ
    • огнебиозащитные
    • для отбеливания древесины
  • Лаки и масла
    • для паркета и деревянного пола
    • для стен, потолков, мебели, цветные лаки
    • масла для деревянных полов, террас
    • для бани и сауны
    • атмосферостойкие, влагостойкие, яхтные
    • для бетона и камня
  • Грунтовки
    • под антисептики и пропитки
    • под лаки для деревянного пола
    • для наружных работ
    • по металлу, антикорозийные
    • для внутренних работ и универсальные
    • под декоративные покрытия
    • бетонконтакт
  • Штукатурки декоративные, фактурные краски
    • эффект «короед»
    • эффект «шуба» (фактурная)
    • камешковые
    • на основе мраморной крошки
  • Декоративные дизайнерские покрытия
    • лессирующие краски, защитные составы, воск
    • рельефные покрытия
    • флоковые, мультиколорные покрытия
    • эффекты натурального камня, ракушечника
    • эффекты старения, кракелюрные лаки
    • эффекты песка, тисненой ткани
    • венецианская штукатурка, эффекты мрамора
    • эффекты шелка, перламутра и металлика
  • Монтажные пены и очистители
    • бытовые универсальные
    • профессиональные под пистолет
  • Клеи, герметики, гидроизоляция
    • универсальные, нейтральные герметики
    • санитарные, силиконовые герметики
    • герметики акриловые, для дерева, шовные
    • жидкие гвозди
    • для паркета и напольных покрытий
    • для обоев, бордюров и потолочных плит
    • гидроизоляция
    • специального назначения
    • ПВА, для мебели, многоцелевые
  • Готовые шпатлевки
    • для фасадных работ, универсальные
    • для внутренних работ
    • для дерева
  • Сухие смеси
    • штукатурки
    • шпатлевки
    • клеи для плитки, керамогранита
    • затирки для плитки
    • наливные полы, ровнители
    • смеси для теплоизоляции
    • смеси специализированные
  • Растворители, очистители и спецсредства
    • добавки в раствор
    • растворители, уайт-спирит, ацетон
    • средства от плесени
    • очистители краски
    • средства от высолов
    • преобразователи ржавчины
  • Инструменты, краскопульты
    • кисти, щетки
    • валики, удлиннители, ванночки
    • шпатели, кельмы, терки, скребки
    • инструмент для декора
    • ленты, укрывные пленки
    • монтажные пистолеты
    • ручной инструмент
  • Стеклохолст, малярный флизелин, обои под покраску
    • стеклообои под покраску
    • флизелиновые обои под покраску
    • малярный флизелин гладкий
    • цветные обои
    • стеклохолст,паутинка
    • стеклосетка
  • Эпоксидные полимерные покрытия «Сделай Пол»
  • Промышленные покрытия
    • для бетонных поверхностей
    • для деревянных поверхностей
    • для металлических поверхностей
    • растворители, отвердители
  • Все товары в алфавитном порядке

ТВОРЧЕСТВО

Валерий Брюсов Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне… Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. 1 марта 1895г. В последние годы девятнадцатого столетия символизм как литературное направление процветал во Франции, оставаясь почти совершенно неизвестным в России. В 1892 году Валерий Брюсов, учившийся тогда в московской гимназии, прочел статью о французских символистах и загорелся идеей создать подобное направление в искусстве на русской почве. «Что, если бы я вздумал на гомеровском языке писать трактат по спектральному анализу? У меня не хватило бы слов и выражений. То же, если я вздумаю на языке Пушкина выразить ощущения Fin de siХcle!» — пишет Брюсов в дневнике в 1893 году. Символизм для Брюсова 90х годов — это «поэзия намеков», туманная и зыбкая реальность, взывающая к чувствам человека, столь же смутным и далеким от логики, как и сама поэзия. Он начинает с переводов, преимущественно стихов Верлена, а немного позже создает и собственные произведения в духе символизма. Когда в 1895 году стихотворение «Творчество» выходит в свет, оно возмущает читающую Россию до глубины ее ортодоксальной души. К чему, собственно, и стремился Брюсов. Весь его облик, манера разговора, вся его жизнь того времени преследовала одну цель: эпатировать публику, доказать, что возможно все, привлекать внимание — к себе, к поэзии, к символизму. Символисты стремились перелить жизнь в искусство, а искусство в жизнь, сломать прозрачную, но прочную грань, которая отделяла классическую поэзию, полную условностей, от реальной жизни. Стихотворение «Творчество» вполне отвечало задуманным целям. Литературная общественность, авторы и критики сочли три сборника под общим названием «Русские символисты» неудачной выходкой, а стиль молодых авторов — напыщенным. При этом, по форме стихи Брюсова вполне отвечают классическим представлениям. Шокировавшее общественность «Творчество» написано классическим четырехстопным хореем, с перекрестной рифмовкой, с чередующимися женскими и мужскими рифмами, с пятью строфами по четыре строки… Подчеркнутая классичность формы лишь оттенила модернизм содержания. Особенное возмущение вызвала «двойная луна», высмеянная В. Соловьевым в пародии на стих Брюсова. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне… Позднее были сделаны попытки найти рациональное, логичное объяснение нарисованному пейзажу: «лазоревая луна» — это фонарь за окном, похожий на луну, в свете которого всходит подлинный месяц. Возможно, и так. Однако мне представляется, что Брюсов вполне мог пренебречь строгой логичностью, изображая «месяц» метафизический, символ нового творения, может быть, даже Творения… «Всходит месяц обнаженный при лазоревой луне…» Откровенность, открытость символистов, провозглашавших главным в поэзии — искренность, обуславливают наготу месяца. Все стихотворение есть развернутое описание таинственного процесса рождения, когда далекие, смутные звуки еще несотворенного творения тенью тени трепещут «на эмалевой стене», «словно лопасти латаний». Поэт уже священнодействует, он уже ищет созвучия, вслушивается в далекий шепот, и в самом обыденном, в бессмысленном, на первый взгляд, он видит приметы великого, в игре теней на эмалевой стене видит контуры звуков. Тема произведения со всей четкостью обозначена в его заглавии: «Творчество». Уже первая строка: «Тень несозданных созданий…» — кричит во весь голос о том, что создания эти несозданы только пока, сама их «несозданность» подразумевает под собой возможность рождения, возможность, которая вот-вот осуществится. Тавтологический повтор лишь усиливает это ощущение, акцентируя внимание на создании, вопреки его временной не-созданности. Творчество, поиск, создание нового — неясный, над-разумный процесс, неподвластный логике, и, казалось бы, неописуемый по определению. Но Брюсов берет на себя смелость описать — и говорит о непознаваемом языком намеков, символов, набрасывая контуры и тут же размывая их смешением акварельных цветов. Все стихотворение «колыхается во сне», проглядывая сквозь сознание поэта, сквозь словесное кружево, словно водоросли сквозь толщу зеленоватой воды. Неожиданный, но психологически закономерный скачок мысли: так же, как тень несозданного, колыхаются тени латаний на стене перед глазами поэта. Из неосязаемого пространства творчества и метафизики мы рывком перемещаемся в пространство реальное, которое неожиданно оказалось совмещено с метафизическим. Дальнейшая метафора закономерна, если между перистыми тенями комнатных пальм и тенями «несозданных созданий» проведен знак равенства. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. Картина, привязанная к метафизике творчества игрой ассоциаций, явственно, почти фотографически нарисована метафорой: тени латаний, словно фиолетовые руки, колыхаются на эмалевой стене. Но уже в следующий миг поэт вновь смещает границы реальности, делая звук видимым, очерченным, и позволяя услышать тишину. Метафора развертывается, фиолетовые руки чертят по стене ритм рождающегося стихотворения. И звон тишины оглушающе врывается в сознание читателя, дважды подчеркнутый звукописью («звонко-звучной», зв-зв) и эпитетом-оксюмороном (звонкое звучание тишины). Поэт уже уловил ритм, мелодику стиха, напряженная работа мысли — и полная беспечность внешне; как бы скучающий взгляд перемещается к окну, мимоходом отмечая городской пейзаж. За окном, высвеченные «лазоревой луной» вырастают прозрачные киоски, в неверном свете перламутрово переливающиеся, «словно блестки». Первое четверостишье — прелюдия, оно задает настроение, заявляет о том, что «несозданные создания» уже готовы родиться. Второе — начало работы, творческий процесс уже набирает скорость, поэт вслушивается в тишину, вглядывается в тени — силясь разобрать контуры нового. Третье же четверостишье, разгар созидания, которое и формально, и семантически должно составлять центр всего стихотворения, неожиданно ровно повествует о стороннем пейзаже, словно бы сглаживая напряженность второй строфы. Сбавляя скорость? Нет, вовсе нет! Формальный центр при всей внешней небрежности (беспечный взгляд, ищущий убежища от скуки в заоконном пейзаже) и спокойствии звенит «звонко-звучной тишиной» творческого напряжения. Поэт не отвлекся от работы. Дело в том, что в процесс творчества включена уже не только комната, но и весь мир за окном, вся объективная реальность. Пространство раздвигается, послушное взгляду поэта, вырастая, обретая безграничность — и вмещается в творение, не теряя бескрайности. Сходный парадокс происходит и со временем. В третьем четверостишии Брюсов меняет темп, не сбавляя скорости и не меняя ритма. Почти полная неподвижность пейзажа — «прозрачные киоски», медленно, величаво вырастающие в свете луны, — контрастируют с напряженностью мысли поэта, со скоростью мысли, которые не изображаются Брюсовым, дается лишь намек на них — в звоне тишины. Четвертая строфа знаменует следующий этап: контуры уже ясны, большая часть работы проделана, и — Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне. Обнаженный месяц творчества противопоставлен «лазоревой луне» реального мира, опровергает ее, затмевает. Однако всходит в той же реальности, в том же пространстве и времени, что и луна. Метафизическая реальность творчества вновь накладывается на привычную нам, логичную реальность. «Месяц обнаженный» всходит символом созданного создания. Поэту удалось нащупать колыхавшиеся во сне тени звуков, приручить стихию слова — и вот уже он горделиво говорит: «звуки ластятся ко мне», — прирученные звуки. Анафорическое начало — Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне… — замедляет темп, выравнивает его, придавая плавность. Поэт завершил свою работу, и теперь наслаждается своим трудом, созерцая родившееся. Звуки оживают в олицетворении, ласкаясь к своему творцу, как ребенок или кошка, сотворенное обретает жизнь, дышит — уже самостоятельно. Последнее, пятое четверостишье возвращает нас к началу: созданное создано, поэт завершил свою роль, позволив стихотворению родиться. Вся строфа — вязь повторов, замыкающая реальность в кольцо. Здесь нет ни одного нового образа: начало строфы («Тайны созданных созданий») — это слегка измененная первая строка стихотворения. Вторая строчка четверостишья («С лаской ластятся ко мне») — повтором привязывает пятую строфу к четвертой. Образ, нарисованный в завершающих двух строках — И трепещет тень латаний На эмалевой стене, — это образ, возникший в начале стихотворения и завершающий его, подводя черту. На эмалевой стене и в «большом» мире за окном ничего не изменилось, а между тем процесс творчества завершился рождением нового. «Тень несозданных созданий…» — звучит в самом начале произведения туманным обещанием. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне! — гордо объявляет поэт в последней строфе. Две строки, созданное и несозданное противопоставляются друг другу, и однокоренной повтор четырежды подчеркивает идею создания, сотворения, утверждая торжество творчества. Все стихотворение в целом отличается кольцевой композицией. То, как перекликаются, соединяясь, первая и последняя строфы, я уже показала. Но это не единственный повтор в ткани стихотворения. Последняя строчка каждого четверостишья повторяется в следующей строфе, второй строкой. Вот строки с третьей по шестую: …Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене… Строка, только что отзвучавшая, на какой-то миг притихшая, но еще дрожащая на языке, в сознании, в воздухе, отдается эхом, уже подхваченная в новой строфе. Благодаря этому все стихотворение пронизывает единая для всех четных строк рифма: во сне — стене; стене — тишине; тишине — луне; луне — ко мне; ко мне — стене. Кроме того, необходимо отметить еще одну особенность в делении стихотворения на строфы. С одной стороны, такое разделение весьма закономерно и логично. Первая строфа передает состояние поэта до начала творения. Вторая — показывает, как вырисовываются основные контуры будущего произведения, ту напряженную минуту, когда несозданное создание в любое мгновение может сорваться обратно, в небытие, так и не воплотившись. Третья — формальный центр стихотворения, сам процесс творчества. Четвертая — завершение этого процесса. Пятая — возврат к началу, круг замкнулся, творение сотворено. Но несмотря на это разделение — закономерное с точки зрения как формы, так и содержания, — стихотворение сохраняет удивительную целостность, напряженность, единство. «Творчество» можно сравнить с натянутой струной, дрожащей в «звонко-звучной тишине». Воедино стихотворение соединяют не только смысловые и лексические повторы, единая рифма, образы, перетекающие один в другой и переплетающиеся между собой, как тени латаний на эмалевой стене. Пять явственно выделяющихся частей спаяны настолько прочно, что каждое из них, прочитанное в отдельности, немедленно вытягивает за собой все остальные. Стихотворение звенит в особом ритме, замысловатом и четком, словно причудливый, элегантный и строгий узор. Еще одна нить, связывающая воедино все произведение — это цветовая гамма. Руки-тени фиолетовы, эмалевая стена отливает синеватым перламутром, прозрачные киоски отливают голубым в свете лазоревой луны… Сине-фиолетовая дымка лунной ночи окутывает все, то скрадывая мягким темным бархатом углы и грани, то наоборот резко высвечивая деталь: фиолетовые руки очерчены резко, и эта резкость веерных, перистых теней перечеркивает правильные линии комнаты со строгой геометрией стен, потолка, окна… Киоски, слегка поблескивая голубым перламутром, тают в лунном свете, просвеченные насквозь. «Творчество» Брюсова похоже на картины французских импрессионистов, где наибольшую четкость приобретают не контуры предметов, а контраст между светом и тенью. Внимание художника на грани не между эмалевой стеной и оконной рамой, а между бледно-фиолетовыми пятнами лунного света на предметах и контрастно темными тенями «рук» латаний. Эта гамма отражает состояние души поэта-художника. Во-первых, в подобном подходе ярко проявляется отношение символистов — как художников, так и поэтов, — к миру в целом. по их убеждению, существует мир обыденный, реальный, привычный нам, — и мир тайный, сокрытый от случайных взглядов, но раскрывающийся тому, кто сумеет открыться навстречу миру. Первый мир значим, но лишь постольку, поскольку в нем отражается второй, подлинный мир. И цель творческой личности — показать великое через обыденное, ткнуть спящую общественность носом в изнанку реальности. Ночь, время сна, тайны и творчества — идеальное время для того, чтобы разглядеть подлинную реальность. Странный, фиолетово-голубой, перламутровый мир, схваченный взглядом Брюсова, и есть мир подлинный, доступный лишь избранным. С этим миром схоже человеческое сознание: столь же зыбкое, текучее и переменчивое. Из глубин подсознания — или из высшей реальности — из необъяснимого, странного, изначального бытия поднимаются звуки, слова, образы, воплощаясь в стихах и возвращаясь обратно, в вечное и предвечное сверхбытие. 10.05.2004

Записи созданы 4315

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх