Фундамент из дорожных плит

Применение дорожных плит под фундамент

Использование дорожных плит в возведении фундаментов под разнотипные строения не является чем-то принципиально новым. Данная технология уже известна и многократно проверена на практике. Наиболее важным моментом при создании основания служит правильный расчет толщины плит. Этот параметр зависит от специфики строения. Если вы планируете построить хозяйственно-бытовую постройку, то делайте выбор в пользу мощности основания в 15-20 см; для жилого дома придется делать фундамент от 25 см и более. Увеличение толщины увеличивает и устойчивость строения. Тут важно правильно рассчитать необходимую мощность, чтобы не прийти к неоправданно завышенным расходам.

Дорожные плиты для фундамента

В результате проведения работ формируется монолитный фундамент, который сплошной плитой складывается под зданием. Плитный тип имеет несколько важных с практической точки зрения преимуществ:

  1. Возможность обустройства на различном геологическом основании.
  2. Высокая несущая способность.
  3. Пространственная жесткость.
  4. Хорошие характеристики изоляции.
  5. Простота выполнения строительных работ.

Также основание может быть создано на любом уровне залегания грунтовых вод. Единственная сложность – строительство на склоне, при большом уклоне участка. В таком случае применение дорожных плит не рационально.

Производство дорожных плит, прежде всего, ориентировано под дорожное строительство. Поэтому вопрос возведения фундамента с данными материалами довольно долго остается дискуссионным. Тем не менее, прочность и эксплуатационные характеристики плит позволяют говорить о рациональности их применения в качестве основания для разных видов строений, в том числе жилых.

Дорожные плиты в качестве фундамента: технология строительства

Дорожные плиты под фундамент имеют свою, уникальную технологию строительства. Поэтому важно выполнить необходимый комплекс расчетных и проектных работ. После подготовки документации и необходимых материалов, можно переходить к выполнению работ по подготовке участка. Для этого нужно расчистить строительную площадку и спланировать маршруты передвижения по ней строительной техники, которая важна для монтажа плит.

Технология строительства фундамента из дорожных плит

После этого приступают к разметке будущего основания на земле. Выполняют работы строго в соответствии с проектной документацией. Задача строителей обеспечить точный перенос проекта в натуру. Если вы обладаете необходимыми инструментами и навыками, а конфигурация здания не вызывает проблем, то произвести работы по разбивке можно самостоятельно – в противном случае следует прибегнуть к помощи геодезистов. В поворотных точках закрепляю колышки, по которым натягивают шнур. Для контроля геометричности конструкции следует проверить совпадение диагоналей созданных фигур.

Котлован выполнять обязательно, потому что плиты не допускается монтировать на дневную поверхность грунта. Процесс установки плит делится на следующие этапы:

  1. Создание песчаной подушки определенной плотности. Землю следует утрамбовать как можно плотнее, что снижает период усадки.
  2. Создается слой гидроизоляции для сохранения целостности конструкции при контакте с грунтовыми водами. Также формируется термоизоляционная защита. Так обеспечивается сохранения тепла внутри дома и снижение энергозатрат, что особенно актуально для жилого здания.
  3. Монтаж плит выполняется простым укладыванием материала на подготовленное основание. При этом, каждая плита стыкуется с предыдущей, а швы заделывают бетоном. Для стяжки в верхней части плит следует сделать невысокую опалубку.
  4. Создание стяжки служит заключительным этапом. Она обеспечивает целостность конструкции и при правильном выполнении гарантирует надежность основания. Во время застывания бетонной смеси (примерно 2 недели) важно следить за температурным режимом и влажностью и при необходимости обливать бетон водой или накрывать защитной пленкой.

Процесс строительства фундамента из дорожных плит довольно быстрый и надежный, что делает его весьма распространенным.

Плюсы и минусы такого фундамента

Дорожные плиты применяют для обустройства основания довольно давно. За это время у строителей сложилось свое отношения к такому материалу, а также выявились достоинства и недостатки плит.

Достоинства дорожных плит

Преимуществами дорожных плит при использовании для основания служат следующие моменты:

  • Простота монтажа, который во многом схож с классическим монолитным строительством.
  • Закладка плит происходит в кратчайшие сроки.
  • Отсутствие необходимости в подготовке внушительного котлована.
  • Минимальное привлечение спецтехники, которая применяется только для доставки плит и ее выгрузки.
  • Сравнительно невысокая себестоимость строительного материала.
  • Высокая прочность конструкции.

Недостатки дорожных плит

Среди отрицательных моментов выделяют:

  • Применение в основном новых материалов, потому что старые плиты могут иметь различные показатели износа.
  • Основные затраты ложатся на доставку материалов на участок.
  • Высокая стоимость работы крана при выгрузке и монтаже конструкций.

Дом на плитах вместо фундамента способен обеспечить владельца выгодным вложением денег и достаточной прочностью конструкции. Поэтому данная технология так популярна и востребована.

Дом из бетонных панелей и его планировка

На выбор в пользу дома из железобетона влияет наличие недалеко от места постройки завода железобетонных изделий (ЖБИ) или домостроительного комбината (ДСК), производящих детали для индивидуального строительства. Можно, конечно, применить и типовые конструкции, но это наложит определённые ограничения на планировку дома.

Панели бывают разные

Выбирая панели для строительства дома, необходимо знать и понимать, какие различия между ними существуют.

Заводы ЖБИ, например, зачастую изготавливали детали для промышленных объектов и социальных объектов типового строительства – детские сады, школы, дома культуры, магазины… Использование этих конструкций для строительства жилого дома сопряжено с применением таких деталей, как колонны, ригели, балки. А это, в свою очередь, вызывает не совсем оправданные, лишние объёмы внутренних отделочных работ, да и для интерьера бетонные панели таких серий — не самый лучший выбор.

Дело в том, что панели с завода ЖБИ обычно не являются самонесущими. Они предназначены для «обшивки» каркаса здания, выполненного из колонн, ригелей или балок. Таким образом, снаружи здание получается с ровными стенами, а колонны и ригели «выпирают» внутрь помещений и их приходится как-то «прятать».

Панели для «обшивки» каркаса здания

ДСК выпускают изделия, непосредственно предназначенные для возведения жилых домов. В результате дом получает ровные стены, потолки и прямые углы без выступов и перепадов. Это значительно упрощает и отделочные работы и, впоследствии, размещение мебели.

Изделия для возведения здания

Планировка дома

Самый существенный недостаток типовых железобетонных деталей в строительстве жилых домов – их жёстко заданные габариты. ЖБИ нельзя ни пилить, ни резать, ни рубить. Любое грубое силовое вмешательство, направленное на изменение размеров детали неминуемо приведёт к нарушению её целостности, к появлению трещин, и, в конечном счёте, может вызвать разрушение уже построенного здания.

Поэтому, прежде чем составлять проект дома, нужно ознакомиться с размерами деталей, предлагаемых к реализации у поставщика комплектующих для домов из бетонных панелей. Важное значение имеет расположение дверных, оконных проёмов в стенах и перегородках, а так же – технологических отверстий в плитах перекрытий. Только зная эти параметры, стоит приступать к составлению плана размещения помещений в доме. Особенно если дом планируется строить в два-три этажа.

Проще всего, конечно, разрабатывать проект дома исходя из наличия деталей с учётом их размеров и проёмов в них. Но можно попробовать подбирать детали, ориентируясь на желаемую планировку будущего жилища. Или искать производителя, имеющего желание и возможности для изготовления железобетонных деталей под проект нового дома.

План одноэтажного дома

План двухэтажного дома 8 х 10 м

План двухэтажного дома 10 х 12 м

Конструктивные различия панелей

Вообще все панели делятся на три основных вида:

  • Наружные стеновые,
  • Внутренние стеновые и перегородки,
  • Перекрытия.

Кроме них для строительства домов применяются и другие изделия из железобетона:

  • Лестничные марши,
  • лестничные площадки,
  • вентиляционные блоки,
  • дверные рами,
  • другие доборные элементы.

Наружные стены

Наружные стеновые панели могут быть одно-, двух- или трёхслойными. Один из слоёв – утеплитель. Это может быть керамзит, ячеистый бетон, минеральная вата, асбестоцемент и другие теплоизолирующие материалы. Наружный слой – высокопрочный бетон, внутренний – цементно-песчаный раствор. Толщина слоёв зависит от конструктивных решений серии ЖБИ, выпускаемых тем или иным заводом, которые, в свою очередь, зависят от климатических особенностей района застройки. Общая толщина панелей может достигать 500 мм. В климатических условиях средней полосы России и северных районах более популярно применение трёхслойных железобетонных стеновых панелей.

Структура трехслойной панели

Панель на складе готовой продукции завода

Стеновые панели также делятся на:

  • несущие,
  • самонесущие,
  • навесные.

Уже из названий видно, что первые являются основой дома, на которые укладываются плиты перекрытий. Вторые несут сами себя по высоте здания и крепятся к несущим стенам здания и перекрытиям. Последние навешиваются на внутренний каркас дома, на который ложится вся нагрузка от наружных стен и перекрытий.

Основой конструкции обычно является каркас из рифлёной арматуры классов AIII и A-IV, который связывает в одно целое все слои панели.

Арматура

Для бетонирования применяется бетон марок от М25 до М150 и выше в зависимости от назначения слоя, является ли он основным, декоративным, несущим или теплоизоляционным. Все эти нюансы описаны в ГОСТ 11024-84.

Размер железобетонных стеновых панелей может быть самым разным. Их высота зависит от высоты этажа домов, для которых они выпускаются, а ширина может быть рассчитана на одно или два окна. Шире делать нет смысла из-за трудностей транспортировки и хранения.

Внутренние стены

Панели для внутренних стен делятся на несущие и не несущие. На первые опираются перекрытия и к ним крепятся навесные и самонесущие наружные стеновые конструкции. Не несущие обычно выполняют роль межкомнатных перегородок.

Толщина несущих панелей не может быть меньше 100 мм, перегородки не выпускаются тоньше 60 мм. Высота и ширина определяется индивидуальным или типовым проектом. Для армирования применяется рифлёная арматура классов A-III и A-IV, реже A-I и A-II. Марка бетона, в зависимости от назначения панели, может быть М-25, М-75, М-100 или М-150 и выше. Внутренние стеновые конструкции, как правило, бывают однослойными. Их производство регулируется ГОСТ 12504-80.

Толщина внутренних стен панельных домов

Цена бетонных стеновых панелей

Формируя бюджет строительства дома, нужно понимать, что цены на строительные материалы меняются регулярно не только в зависимости от общего состояния экономики. У каждого производителя своя ценовая политика, которая не всегда зависит от наличия поблизости конкурентов. Поэтому и на бетонные стеновые панели цена может быть разной у разных продавцов. Ориентировочно цены могут быть такими:

  • от 3100 руб/м² — за однослойные панели,
  • от 3650 руб/м² — за двухслойные,
  • от 4850 руб/м² — за трёхслойные.

Иногда продавцы указывают цены за 1 м³, что может ввести покупателя в заблуждение. Ведь объём панели зависит от её толщины, а стены, это, в первую очередь, — метры квадратные. Поэтому, говоря о ценах, необходимо всегда сводить разговор к цене за 1 м².

Панели перекрытий

Лучше всего в жилищном строительстве в качестве перекрытий зарекомендовали себя пустотные плиты. Гладкая нижняя сторона существенно облегчает внутреннюю отделку потолка помещений, шероховатость верхней стороны обеспечивает хорошее сцепление с материалом наливных полов. Толщина плит составляет 22 0мм, длина и ширина может быть разной. Домостроительные комбинаты выпускают и сплошные плиты толщиной 120 и 160 мм с габаритами, позволяющими перекрыть всё помещение одной деталью. Технические параметры плит перекрытий задаются в ГОСТ 9561-91 и ГОСТ 26434-85.

Плиты перекрытия пустотные

Организация работ

Ещё до начала проектирования дома из бетонных панелей необходимо задуматься о том, кто и как будет их доставлять на место строительства, где они будут складироваться, как они будут монтироваться. Особенно это важно, если участок небольшой и рядом уже есть постройки. Необходимо определить место, где будет стоять кран, с помощью которого будет выполняться монтаж конструкций. В самых тесных условиях он должен стоять так, чтобы вылета стрелы хватало на то, чтобы установить панель на противоположной стороне здания.

Если места для складирования мало или нет вообще, можно организовать работы так, чтобы вести монтаж «с колёс». Для этого необходимо иметь место, где машина с деталями дома будет находиться в пределах досягаемости для крана, и в то же время не закрывала проезд другому транспорту.

Панелевоз

В настоящее время есть возможность заказать строительство дома «под ключ», когда одна организация берёт на себя все работы по его возведению и отделке. Цены в этом случае тоже могут быть самые разные. Всё зависит и от климата региона, что повлияет на толщину панелей и общие расходы по утеплению, и от качества используемых строительных материалов.

В общем можно ориентироваться на стоимость одного квадратного метра. Для одноэтажных домов 1 м² будет стоить от 12000 рублей и выше, для двухэтажных – от 20000 рублей и выше.

На следующих фото показаны несколько вариантов домов, строящихся «под ключ».

>Видео: комплекты ЖБИ для быстровозводимых домов

Преимущества технологии укладки дорожных плит

Технология укладки дорожных плит имеет ряд неоспоримых преимуществ. В частности, технология позволяет уложить дорожные плиты быстро и без каких-либо сверхъестественных усилий, а впоследствии покрытие легко демонтируется. Использовать такую дорогу можно практически сразу.

Дорожные плиты можно увидеть при укладке временного покрытия, площадок на стоянках или в аэропортах. Также дорожные плиты укладывают в местностях с нестабильным, мягким грунтом или на только что построенных объектах. В принципе, технология укладки дорожных плит позволяет прокладывать дороги в различной местности.

Источник фото: remontdor.ruУкладка дорожных плит занимает мало времени

Еще один плюс технологии укладки дорожных плит — возможность их повторного использования. Так, из б/у плит можно соорудить временную дорогу. К слову, дорожные плиты, что были «в употреблении», от новых отличаются лишь внешним видом. Стоимость укладки б/у дорожных плит на 40-50% меньше монтажа новых.

Читайте Марки и состав асфальта

Такое покрытие обладает оптимальными характеристиками для климата России. Оно способно выдерживать температурные перепады от -40 до +55 градусов. Добавление при производстве такого дорожного покрытия специальных примесей увеличивает температурный диапазон.

Технология укладки дорожных плит

Несмотря на все плюсы покрытия из дорожных плит, все же стоит понимать, что правильная укладка и соблюдение технологии играют не последнюю роль. Как и при укладке любого дорожного покрытия, подготовка почвы по технологии напрямую влияет на качество будущего объекта дорожных коммуникаций. Начнем по порядку.

Источник фото: cronastroy.ruВо время укладки дорожных плит используйте строительный уровень

  • Верхний слой почвы срезается, поверхность выравнивается.
  • Далее по технологии роется траншея (глубина ее в зависимости от целей может варьироваться от 25 до 50 см).
  • Для водного обмена дно траншеи устилается геотекстилем. Данный материал также застрахует от нежелательных растений и вымывания грунта.
  • На геотекстиль кладется слой из щебня (до 10 см) и песочный слой (15-20 см). Это и будет «песчаная подушка», которая придаст устойчивости будущей дороге. В песок можно добавить цемент. Правда, такую дорогу нельзя использовать сразу, а только через 2 суток.
  • Следующий этап технологии укладки дорожных плит: “подушка” тщательно проливается водой.

Источник фото: andsk.comПри укладке дорожных плит лучше использовать карьерный песок

  • После по технологии вам понадобится виброплита для лучшего уплотнения грунта. Если предстоит устелить большую площадь, то для ускорения работы можно использовать каток, правда, его аренда принесет лишние затраты. Во время трамбовки уровень грунта нужно контролировать, в этом вам помогут веревочный маяк и нивелир, натянутые по уровню.

Поверхность готова, можно приступать к укладке дорожных плит. Помните, плиты размещаются последовательно. От размера дорожной плиты зависит, будет ли в процессе использоваться подъемное оборудование или нет. Первый ряд укладывается вдоль натянутого шнура, чтобы избежать перекосов. Затем плита утрамбовывается с помощью кувалды и доски. Следующие плиты укладываются тем же способом.

Технология укладки дорожного полотна допускает укладку встык либо с зазором. В щели и швы (если они есть) по технологии засыпается песок, камни либо цементная смесь. Чтобы в дальнейшем на дороге не образовалось трещин, сами швы рекомендуется расшить влажным раствором, а плиты покрыть специальной пленкой. Для неподвижности, прочности и сохранности дорожного полотна, по желанию, боковые монтажные петли свариваются между собой. К слову, дорожная плита может служить основанием для будущего асфальта.

Как делаются дорожные плиты?

Дорожные плиты могут иметь разную форму. Они всегда имеют толщину от 14 до 18 см, их поверхность может быть гладкой или рифленой (более стойкая против образования наледи). Внутри бетонной дорожной плиты (плотность от 2,2 — 2,5 т/м) находится арматура.

Источник фото: gbi-stroy.ruАрматура может быть напряженной или ненапряженной

Качество железобетона значительно влияет на будущую стойкость дороги (к осадкам, температуре, ударам, нагрузкам и т.д.). Так, бетон, использованный при изготовлении дорожных плит, должен иметь класс устойчивости к морозу до W2 и F150 (оптимально для России). Также дорожные плиты имеют петли для монтажа, впрочем, некоторые (в зависимости от размера) могут и не иметь петель. Петли находятся в углублениях дорожной плиты, чтобы после укладки они не попали на внешнюю поверхность. Стандартная плита весит 2,2 т.

Стандартные размеры дорожных плит

Длина Ширина
6 м 1,75 м, 1,87 м, 3 м, 3,5 м, 3,75 м
3,5 м 2,75 м
3 м 1,75 м
1,75 м 1,5 м

Типы дорожных плит

Наименование Форма
П прямоугольная
ПБ прямоугольная с одним совмещенным бортом
ППБ прямоугольная с двумя совмещенными бортами
ПТ трапецеидальная
ПШ шестиугольная
ПШД шестиугольная осевая диагональная
ПШП шестиугольная осевая поперечная
ДПШ диагональная половина шестиугольной плиты
ППШ поперечная половина шестиугольной плиты

Основные преимущества строительства дорог из дорожных плит

Дороги из дородных плит последнее время становятся все более популярными.

А все, благодаря тому, что данные дороги имеют целый ряд преимуществ:

  • Скорость выполнения работ. Строительство дорог происходит очень быстро. Это самый быстрый способ сооружения дорог.
  • Возможность использования в качестве основы для асфальта. При соблюдении технологии укладки, могут служить основой для укладки асфальтного покрытия. Это позволяет очень быстро превратить временную дорогу в постоянную.
  • Минимум затрат на основание. Для строительства не требуется больших затрат на подготовку основания. В большинстве случаев, делается только песчано-гравийная подушка небольшой толщины, на которую сразу же укладываются дорожные плиты.
  • Возможность повторного использования. Абсолютно все подлежат демонтажу и повторной укладке. Это дает возможность использовать одни и те же плиты для строительства нескольких временных дорог. Наиболее часто этим пользуются строительные компании, которые перемещают данные плиты с одного строительного объекта на другой.
  • Можно использовать на любых грунтах. Очень часто возникает необходимость прокладывания дорог через болотистую местность. Обычная асфальтная дорога в такой местности разрушиться очень быстро. А вот дорога из бетонных плит будет эксплуатироваться очень длительное время.

Процесс укладки дорожных плит, как и строительство любой другой дороги, требует соблюдения технологии.

Весь процесс укладки дорожных плит можно условно разделить на следующие этапы:

  1. Подготовительные работы. На данном этапе производится снятие верхнего плодоносного слоя грунта. В некоторых случаях, осуществляется еще дополнительная выемка грунта. Данные земляные работы осуществляются, чаще всего, с применением экскаватора погрузчика. Такая спецтехника способна не только снять небольшой слой почвы, но и переместить его на небольшое расстояние.
    Если дорога из дорожных плит будет постоянной, то возникает необходимость обустройства дренажной системы, которую можно сделать пи помощи того же экскаватора погрузчика. Если дорога будет временной, то можно обойтись без сооружения системы отводы воды.
  2. Подушка под дорожные плиты. Под любое дорожное покрытие возникает необходимость в сооружении специального подстилочного слоя. Если под асфальтное покрытие укладывается сначала песок, а потом щебень, то под дородные плиты данные материалы укладываются наоборот. Сначала укладывается слой щебня, а только потом песок. Толщина слоев этих материалов зависит от типа грунта и нагрузки на будущую дорогу. Толщина данных слоев в каждом случае рассчитывается индивидуально. В некоторых случаях, под подстилочный слой укладывается еще геотекстиль.
    Песчаный слой выравнивается и уплотняется. Если во время уплотнения песка образовываются неровности, то в такие места подсыпается дополнительное количество песка. Для уплотнения песка используют специальные трамбовки или грунтовые катки (в случае больших объемов). Песок необходимо трамбовать послойно.
  3. Укладка дорожных плит. Это основной этап строительства дороги. На данном этапе дорожные плиты укладываться при помощи автокранов. Каждую плиту после укладки необходимо придавить. Для этого берут толстую доску, кладут ее на плиту и несколько раз наносят удары большой тяжелой кувалдой. После таких ударов дорожные плиты прижимаются к песчаной подушке всей поверхностью.
  4. Завершающие работы. Существует две разные технологии укладки. Первый вариант – плавающие плиты. В таком случае швы между дорожными плитами засыпаются обычным песком. Такие плиты смогут двигаться независимо друг от друга. Если же плиты планируется зафиксировать статически, то их сваривают между собой. Сваривание плит осуществляется за счет сварки боковых металлических петель. В данном случае, все плиты жестко соединяются между собой в одну целостную конструкцию. Швы между плитами необходимо заделать полусухим цементно-песчаным раствором.

Записи созданы 4315

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх