Кровельные материалы Ставрополь

Как подобрать кровельный материал?

Чтобы понять из какого материала сделать кровлю необходимо определить основные факторы выбора.

  1. Нагрузка. Крыша — это сложная система, которая включает в себя стропила, обрешетку, утеплитель, гидро и пароизоляцию и собственно саму кровлю. Каждый этот элемент имеет вес, оказывающий давление на конструкцию. Кровля имеет большую массу, поэтому от вида кровельных материалов в конечном итоге зависит устройство остальных элементов крыши.
  2. Внешний вид конструкции. От особенностей дома и его габаритов зависит внешний вид и выбор материалов для крыши. К примеру для плоских крыш можно использовать легкие и менее презентабельные материалы, а для сложных кровель с правильным распределением нагрузки можно использовать натуральную черепицу.
  3. Долговечность. Если вы намереваетесь использовать дом долгие годы, то желательно подобрать кровлю с лучшими время-эксплутационными характеристиками. Для сараев, навесов, летних кухонь и прочих временных строений можно подобрать более дешевый материал.
  4. Климатические условия. В Ставрополе довольно специфическая погода. Бывают несвойственные южным регионам сильные снегопады, град, часто идут ливни и за счет открытого пространства — сильные ветры. Поэтому необходимо закладывать необходимые заделы прочности при рассчетах.

Сравнительная таблица материалов

Параметр Материалы
Ондулин Гибкая черепица Металлочерепица Профнастил Натуральная черепица
Монтаж Простой Сложный Простой Простой Сложный
Шумоизоляция Средняя Средняя Низкая Низкая Высокая
Теплоизоляция Средняя Средняя Низкая Низкая Высокая
Морозостойкость Средняя Средняя Средняя Средняя Высокая
Огнестойкость Низкая Низкая Средняя Средняя Высокая
Влагопоглащение % 1.2 1.2 0.2 0.2 от 0.3
Ударопрочность Низкая Средняя Низкая Низкая Низкая
Вес 1м², кг 50 70 65 65 от 120

Срок службы кровельных материалов

Материал Гарантия (среднее значение) Реальный срок
Профнастил 15-20 лет 30-50 лет
Металлочерепица 15 лет 30-50 лет
Керамическая черепица 30-50 лет 100 лет
Мягкая кровля (гибкая черепица) 20-30 лет 50 лет
Фальцевая (медная) кровля 30-50 лет 100 лет
Ондулин 15 лет 40-50 лет
Шифер 5-15 лет 30-40 лет

Что лучше – мягкая кровля или металлочерепица? Сравнительный обзор кровельных материалов

Мягкая кровля (битумная черепица) и металлочерепица – ориентировочно равноценные кровельные материалы, сочетающие в себе надежность, долговечность и эстетичный внешний вид. Поэтому, когда перед застройщиком-обывателем возникает проблема выбора одного из этих материалов, он, как правило, теряется.

А между тем нужно просто сравнить некоторые особенности этих двух материалов и определить, какие из них более предпочтительны в конкретном случае строительства. Сделаем это сейчас, чтобы ответить, что же лучше: мягкая кровля или металлочерепица.

Начнем с самого основного – понимания того, из чего состоят и как выглядят материалы, которые мы собираемся сравнивать.

Металлочерепица представляет собой профилированные листы с продольным и поперечным гофрированием, имитирующим форму и рисунок керамической черепицы. Получается довольно похоже. Издалека и не определишь, что это не штучная черепица, а металлические модули.

Структура металлочерепицы сложная, в разрезе она состоит из нескольких слоев. В основе – тонкий лист стали 0,4-0,7 мм, с двух сторон покрытый цинком, толщиной не менее 18-20 мкм. Далее, опять же с двух сторон нанесены пассивирующие слои и грунт. В качестве завершения, нижняя сторона модуля окрашивается защитной краской, а на верхнюю наносится полимер – полиэфир, пурал, пластизол и др.

Битумная черепица – материал иного вида, это – узкие ленты (гонты) с вырезами в виде прямоугольников, ромбов, лепестков и т.п. Уложенные на кровлю, эти детали составляют основу уникального рисунка, присущего конкретному типу изделия.

Гибкая черепица также имеет многослойную структуру, в основе которой стеклохолст, «обернутый» в оболочку из модифицированного или окисленного битума. На лицевой слой нанесена каменная крошка-гранулят, на нижний слой – битумно-полимерный клеющий состав, позволяющий склеивать гонты между собой без использования мастик.

Таким образом, оба этих материала претендуют на схожесть с натуральной черепицей, имеют многослойную сложную структуру, обеспечивающую долговечность и надежность.

Самое время приступить к сравнению, используя для ориентира наиболее значимые характеристики.

Критерий #2 – область применения

Оба материала применяются на скатных кровлях с минимальным углом уклона около 12-14°. Причем мягкая черепица по-настоящему универсальна. Она подходит для крыш любых, даже самых сложных форм – с куполами и башенками. Битумные гонты имеют совсем небольшой вес и размер, поэтому ими можно легко покрывать поверхности с изломами и изгибами. В ендовах и углах достаточно подогнуть гонт, чтобы он принял нужную форму. Отходов при таком монтаже получается совсем мало, как правило, не больше 3-4%.

К металлочерепице – другой подход, ее, как правило, укладывают только на самых простых кровлях, с прямыми линиями скатов. Если форма крыши имеет много изломов и деталей, то выбор металлочерепицы для нее может оказаться настоящей головной болью для застройщика. Во-первых, предстоит много подрезки, в некоторых случаях в остатке может оказаться до 30% материала. Во-вторых, бесконечная резка поднимет стоимость кровли, но закономерно снизит ее качество по причине образования открытых кромок, которые необходимо будет закрашивать во избежание коррозии.

Вывод: мягкая черепица более универсальна и позволяет покрыть крышу любой формы, сложности и конфигурации с минимальным количеством отходов.

Критерий #4 – сложность монтажа

Монтаж металлочерепицы считается более простым, так как листы крупные и позволяют за короткое время перекрыть большие площади кровли. Причем процесс монтажа не связан с большим количеством профессиональных секретов, поэтому мастера-самоучки часто решаются на эту работу самостоятельно, показывая отличные результаты.

С мягкой кровлей дело обстоит сложнее. Любая оплошность при монтаже тут же скажется на качестве, иногда приводя к полной потере эксплуатационных характеристик. Поэтому для укладки мягкой черепицы рекомендуется обратиться к кровельщикам с квалификацией и опытом.

Если говорить о трудозатратах, то, в среднем, процесс покрытия крыши мягкой кровлей длится в 3 раза дольше, чем монтаж металлочерепицы. Хотя существует и вторая сторона медали. Для кровельщика с опытом монтаж металлочерепицы может стать более сложным, по причине «неповоротливости», громоздкости листов.

Чтобы транспортировать их на высоту к месту монтажа, используют специальные деревянные опоры, по которым выполняют поднятие в вертикальном положении. Для этого процесса требуется как минимум двое рабочих. Более удобны в этом плане битумные гонты, небольшие размеры которых дают возможность одному кровельщику поднимать их на крышу и монтировать, без применения транспортных приспособлений.

Безоговорочно легким можно назвать монтаж металлочерепицы, выполняемый только на простых скатных кровлях. Различные изломы усложняют этот процесс за счет множественной обрезки. В этом случае трудозатраты увеличиваются до максимальных пределов, нередко превышающих аналогичные показатели для мягкой кровли.

Вывод: на простых одно- или двускатных кровлях, при наличии бригады из 2-х и более человек, более простым является монтаж металлочерепицы. И, наоборот, на сложных, волнистых или многоскатных крышах либо при выполнении монтажа одним кровельщиком, для упрощения работ лучше выбрать мягкую черепицу.

Критерий #5 – звукоизоляционные свойства

Металлочерепица имеет существенный недостаток – «шумность», которая проявляется во время дождя и града. Для устранения этой проблемы под металлочерепицу укладывают теплоизолирующий слой (толщиной не менее 150-200 мм), дополнительно играющий роль звукоизоляции. Подобные мероприятия особенно необходимы при обустройстве жилой мансарды, конечно, если звуки барабанной дроби от отскакивающих капель дождя не вписываются в ваше представление о комфорте.

Битумная черепица абсолютно бесшумная, для нее специальных звукоизолирующих слоев укладывать не нужно. Поэтому она отлично подойдет для обустройства любых кровель, в том числе и тех, где утепление конструктивно не предусмотрено, например, на летних мансардах, беседках, гаражах и т.п.

Вывод: если для вас важна бесшумность кровли, но толстый слой утеплителя (несомненно, удорожающий конструкцию) не вписывается в ваши планы, выбирайте битумную черепицу. Для теплой кровли, пирог которой содержит утепляющий слой, можно выбирать любой материал – он не будет играть существенной роли в плане звукоизоляции.

Критерий #6 – возможности дизайна

Оба материала, будучи уложенными на крышу, смотрятся великолепно.

Металлочерепица имитирует классическую керамическую черепицу, поэтому выглядит очень натурально. Причем существует большое количество профилей с различными размерами волн и их геометрией. Одни из самых популярных профилей – Монтерррей, Супермонтеррей, Каскад, Джокер.

Кроме разнообразия профилей, ассортимент металлочерепицы поражает и количеством цветовых решений. Их около 100! А это значит, что крыша из металлочерепицы может иметь практически любой оттенок, вписывающийся в архитектурный ансамбль или лично ваши предпочтения.

Мягкая кровля совершенно не уступает по возможностям дизайна, благодаря которым можно воплотить в жизнь почти любые архитектурные идеи. Внешний вид мягкой кровли, в первую очередь, зависит от формы нарезки битумных гонтов. Самые известные из них – ромбовидная, шестигранная, прямоугольная, овальная, «бобровый хвост», «дранка» и др.

Что касается расцветок, то в этом плане также царит огромное разнообразие. Существует как монохромный материал, лепестки которого окрашены одним цветом, так и многоцветный – с использованием разнообразных цветов и оттенков (обязательно сочетающихся друг с другом).

Большим достоинством внешнего вида мягкой кровли является скрытый крепеж. Гонты крепятся на основание с помощью самоклеющегося нижнего слоя и мелких гвоздей, перекрываемых верхним рядом черепицы. Модули металлочерепицы закрепляются на обрешетке специальными саморезами, которые, несмотря на шляпки, окрашенные в тон кровельного покрытия, остаются видны.

Вывод: ассортимент обоих материалов огромен, причем как по формам, так и по расцветкам. Выбор конкретного изделия – дело личного вкуса.

В заключение – что же все-таки лучше?

По одним параметрам более подходящей оказывается металлочерепица, а по другим – битумная кровля. Выбирать нужно, взвесив и оценив важность каждого фактора для конкретного случая. Например, низкая звукоизоляция металлочерепицы может не играть роли на крыше сарая, хозблока или другого нежилого объекта. А на мансардной крыше, наоборот, стать весомым аргументом в пользу битумной черепицы.

Предлагаем посмотреть видео-сюжет, в котором рассказывают про основные особенности и отличия металлочерепицы и мягкой кровли, – это поможет вам сделать окончательный и правильный выбор.

Целью общепринятых методов испытания качества битумов является определение их консистенции, чистоты и теплостойкости. Для определения консистенции предложено много методов, позволяющих установить ее зависимость от вязкости. Битумы характеризуют и сравнивают по степени текучести при определенной температуре или по температуре определения некоторых свойств.
К таким показателям, характеризующим свойства твердых битумов, относятся глубина проникания стандартной иглы (пенетрация), температура размягчения, растяжимость в нить (дуктильность), температура хрупкости. Эти исследования, строго говоря, не эквивалентны прямому определению вязкости, но находят широкое практическое применение, потому что позволяют быстро характеризовать консистенцию битума. К основным показателям, характеризующим свойства битумов, можно также отнести адгезию, поверхностное натяжение на границе раздела фаз, когезию, тепловые, оптические и диэлектрические свойства. К числу сопоставимых показателей, кроме того, можно отнести потерю массы при нагревании и изменение пенетрации после него, растворимость в органических растворителях, зольность, температуру вспышки, плотность, реологические свойства.
Некоторые показатели определяют как для исходного битума, так и для битума после прогрева, который имитирует процесс старения. Стандартами задаются определённые значения показателей качества, что отражает оптимальный состав битума. Этот состав может быть различным для разных областей применения битумов.

Пенетрация

Пенетрация — показатель, характеризующий глубину проникания тела стандартной формы в полужидкие и полутвердые продукты при определенном режиме, обусловливающем способность этого тела проникать в продукт, а продукта — оказывать сопротивление этому прониканию. Пенетрацию определяют пенетрометром, устройство которого и методика испытания даны в ГОСТ 11501—78; за единицу пенетрации принята глубина проникания иглы на 0,1 мм. Пенетрация дорожных нефтяных битумов различных марок при 25 °С, нагрузке 100 Г, в течение 5 сек составляет 40—300*0,1 мм, а при 0 °С, нагрузке 200 Г, в течение 60 сек— от 13 до 50*0,1 мм. Таким образом, в зависимости от температуры, нагрузки и длительности проникания иглы значение пенетрации существенно изменяется. Поэтому условия ее определения заранее оговаривают. Пенетрация косвенно характеризует степень твердости битумов. Чем выше пенетрация битума при заданной температуре размягчения и при заданной пенетрации — температура размягчения битума, тем выше его теплостойкость. Получить битумы с высокой теплостойкостью можно соответствующим подбором сырья, технологического способа и режима производства.

Температура размягчения

Температура размягчения битумов — это температура, при которой битумы из относительно твердого состояния переходят в жидкое. Методика определения температуры размягчения условна и научно не обоснована, но широко применяется на практике. Испытание проводят по ГОСТ 11506—73 методом «кольцо и шар» (КиШ), а также иногда методом Кремер — Сарнова.
Индекс пенетрации — показатель, характеризующий степень коллоидности битума или отклонение его состояния от чисто вязкостного. По индексу пенетрации битумы делят на три группы.
1) Битумы с индексом пенетрации менее -2, не имеющие дисперсной фазы или содержащие сильно пептизированные асфальтены (битумы из крекинг-остатков и пеки из каменноугольных смол). Эластичность таких битумов очень мала или практически равна нулю.
2) Битумы с индексом пенетрации от — 2 до +2 (остаточные и малоокисленные).
3) Битумы с индексом пенетрации более +2 имеют значительную эластичность и резко выраженные коллоидные свойства гелей. Это окисленные битумы с высокой растяжимостью.

Температура хрупкости

Температура хрупкости — это температура, при которой материал разрушается под действием кратковременно приложенной нагрузки. По Фраасу — это температура, при которой модуль упругости битума при длительности загружения 11 сек для всех битумов одинаков и равен 1100 кГ/см2 (1,0787-108 н/м2). Температура хрупкости характеризует поведение битума в дорожном покрытии: чем она ниже, тем выше качество дорожного битума. Окисленные битумы имеют более низкую температуру хрупкости, чем другие битумы той же пенетрации.
Температура хрупкости дорожных битумов обычно колеблется в пределах от —2 до — 30 °С. Для ее определения применяют метод, описанный в ГОСТ 11507-78 с дополнением по п. 3.2.

Дуктильность

Растяжимость (дуктилъностъ) битума характеризуется расстоянием, на которое его можно вытянуть в нить до разрыва. Этот показатель косвенно характеризует также прилипаемость битума и связан с природой его компонентов. Дорожные нефтяные битумы имеют высокую растяжимость — более 40 см. Повышение растяжимости битумов не всегда соответствует улучшению их свойств. По показателю растяжимости нельзя судить о качестве дорожных битумов, так как условия испытания (растяжение со скоростью 5 см/мин) отличаются от условий работы битума в дорожном покрытии.
Растяжимость битумов при 25 °С имеет максимальное значение, отвечающее их переходу от состояния ньютоновской жидкости к структурированной. Чем больше битум отклоняется от ньютоновского течения, тем меньше его растяжимость при 25°С, но достаточно высока при 0°С. Битум должен обладать повышенной растяжимостью при низких температурах (0 и 15°С) и умеренной при 25°С.
Методика и устройство прибора для определения растяжимости битумов приведены в ГОСТ 11505—75.

Вязкость

Вязкость битумов более полно характеризует их консистенцию при различных температурах применения по сравнению с эмпирическими показателями, такими, как пенетрация и температура размягчения. Ее легко и в более короткий срок можно измерить при любой требуемой температуре производства и применения битума. Желательно, чтобы битум при прочих равных показателях обладал наибольшей вязкостью при максимальной тем¬пературе применения и имел как можно более пологую вязкостно-температурную кривую. При температуре ниже 40 °С битум подобен твердообразным системам, при температурах от 40 до 140 °С — структурированным жидкостям, при температуре выше 140 °С — истинным жидкостям. Битумы ведут себя как истинная жидкость, когда их вязкость понижается до 102— 103пз.
Вязкость битумов определяют в вискозиметрах Энглера, Сейболта и Фурола, методом падающего шара, в капилляре Фенске, на ротационном вискозиметре, реовискозиметре, консистометре и др.
Дорожные битумы разделяют на вязкие и жидкие.
Вязкие битумы используют в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных покрытий. Основное количество таких битумов вырабатывается в России в соответсвии с ГОСТ 22245-90.
Жидкие битумы предназначены для удлинения сезона дорожного строительства. В соответствии с ГОСТ 11955-82 их получают смешением вязких битумов БНД с дистиллятными фракциями — разжижителями. После укладки покрытия разжижитель постепенно испаряется.

Реология битумов

Реология (от греч. rheos — течение, поток), наука о деформациях и текучести вещества. Реология рассматривает процессы, связанные с необратимыми остаточными деформациями и течением разнообразных вязких и пластических материалов (неньютоновских жидкостей, дисперсных систем и др.), а также явления релаксации напряжений, упругого последействия и т.д.
Реология битумов изучена недостаточно. Основными показа¬телями, определяемыми при исследовании реологических свойств битумов в диапазоне температур приготовления и укладки смеси, а также эксплуатации покрытия, являются вязкость и деформативные характеристики битума (модуль упругости, модуль деформациии др.). Поведение битума под действием внешних деформирующих сил определяется комплексом механических свойств, к которым относятся вязкость, упругость, пластичность, хрупкость, усталость, ползучесть, прочность. Каждое свойство зависит от температуры и характера напряженного состояния и связанно с межмолекулярными взаимодействиями и наличием структуры. Реологические свойства не должны значительно изменяться при нагреве битума в битумных котлах, приготовлении и укладке смеси и в течение длительного времени службы.
По реологическим свойствам битумы делятся на три типа:
1) вещества, течение которых под действием постоянного напряжения сдвига подчиняется закону Ньютона, когда напряжение снимают, наступает состояние неэластичной упругости. Сюда можно отнести вязкие неколлоидные жидкости, неэластичные или слабоэластичные золи.
2) Вещества, у которых при постоянном напряжении сдвига скорость сдвига после начала деформации снижается и через некоторое время становится почти постоянной, когда напряжение снимают, эластичность частично восстанавливается, коллоидное состояние битумов этого типа золь-гель.
3) При постоянном напряжении сдвига в начале деформации скорость течения снижается до минимума, а затем повышается, если приложенное напряжение сдвига больше некоторого определенного значения, после того как напряжение снято, упругость восстанавливается, битумы этого типа имеют структуру геля.

Растворимость

В основе большинства существующих методов анализа битумов лежит различие в растворимости их компонентов в ряде органических растворителей. Впервые деление, основанное на этом принципе, предложил Ричардсон, раз¬деливший битумы на растворимые в бензине мальтены и нерастворимые в этом растворителе асфальтены. Впоследствии Маркуон с помощью адсорбции на фуллеровой земле разделил мальтены на масла и смолы. В основном эта ме¬тодика сохранилась и до настоящего времени, но появилось большое количество ее разновидностей, позволяющих получить более узкие, но менее представительные фракции.

Требования к качеству

Применение битума как одного из наиболее известных инженерно-строительных материалов основано на его адгезионных и гидрофобных свойствах. Область применения битума достаточно широка: он применяется при производстве кровельных и гидроизоляционных материалов, в резиновой промышленности, в лакокрасочной и кабельной промышленности, при строительстве зданий и сооружений и т.д. Кровельные битумы применяют для производства кровельных материалов. Их разделяют на пропиточные и покровные (соответственно для пропитки основы и получения покровного слоя). Изоляционные битумы используют для изоляции трубопроводов с целью защиты их от коррозии.
Главным же потребителем битума является дорожное строительство (около 90 %), в первую очередь, из-за того, что нефтяной битум является самым дешевым и наиболее универсальным материалом для применения в качестве вяжущего при устройстве дорожных покрытий. Использование битумов в дорожном строительстве позволяет покрытию дорог выдерживать повышенные статические и динамические нагрузки в широком интервале температур при сохранении длительной жизнеспособности и погодоустойчивости.
Вязкие битумы, применяемые в дорожном покрытии, используются как вяжущее между каменными материалами. Долговечность дорожного покрытия во многом зависит от марки применённого битума и его качества. При строительстве и ремонте дорог битум может быть разжижен растворителем (керосиновая фракция). Разжиженные битумы разделяются на быстро-, средне- и медленно затвердевающие марки. Для предварительной обработки поверхностей применяют битумные эмульсии, которые готовят с применением коллоидных мельниц, добавляя к битуму воду и эмульгаторы. Более подробно рассмотрим битумы различного назначения.

Дорожный

Качество дорожного битума в основном определяет долговечность дорожных покрытий. Появление трещин на дорожном покрытии означает, что оно на 85% исчерпало срок службы. Установлено, что показатель «температура хрупкости» битума характеризует время до начала интенсивного трещинообразования дорожного полотна, так как его определение показывает наиболее опасное состояние дорожного покрытия при резких перепадах температур в зимнее время. Соотношение физико-химических показателей битумов БНД обеспечивает дорожному покрытию наибольшую сдвигоустойчивость, трещиностойкость, длительную водо- и морозостойкость.
Долговечность дорожного покрытия во многом зависит от марки применённого битума и его качества. С требованиями, предъявляемыми к качеству дорожных битумов, можно ознакомится в таблице ниже.

Требования к качеству дорожных битумов (ГОСТ 22245 – 90)

Показатель

БНД
200 / 300 130 / 200 90 / 130 60 / 90 40 / 60
Пенетрация, 0,1 мм при температуре:
25 0С, не менее 201-300 131-200 91-130 61-90 40-60
0 0С, не менее 45 35 28 20 13
Температура, 0С:
размягчения, не ниже 35 40 43 47 51
хрупкости, не выше -20 -18 -17 -15 -12
вспышки, не ниже 220 220 230 230 230
Дуктильность, см, при температуре:
25 0С, не менее 70 65 55 45
0 0С, не менее 20 6 4 3,5
Изменение температуры размягчения после прогрева, 0С, не более 7 6 5 5 5
Индекс пенетрации От -1,0 до +1,0

Источник: ГОСТ 22245-90

Дорожные битумы нормируются также по ТУ 38.1011356-91 (см. табл. ниже).

Требования к качеству дорожных битумов (ТУ 38.1011356-91)

Показатель

БДУ
130 / 200 100 / 130 70 / 100 50 / 70
Пенетрация при 25 0С 131-200 101-130 71-100 51-70
Т, 0С, не ниже
размягчения 40 43 47 51
вспышки 220 230 230 230
Дуктильность при 25 0С, см, не менее 100 100 100 100
После прогрева
изменение массы, %, не более 0,3 0,3 0,3 0,3
пенетрация при 25 0С, % от исх., не менее 50 65 65 60
Дуктильность при 25 0С, см, не менее 100 100 100 65
Температура хрупкости, 0С, не выше -20 -17 -15 -12

Источник: ТУ 38.1011356-91

Битумы, нормируещиеся по ТУ, отличаются значительно большей дуктильностью (не менее 100 см), т.е. большей эластичностью, и в том, что в ТУ введены значения тех же показателей после прогрева.

Строительный

Битумы строительных марок БН, применяемые для гидроизоляции фундаментов зданий, отличаются малой пенетрацией и дуктильностью и высокой температурой размягчения (от 37 до 105 0С), т.е. они тугоплавкие и твёрдые. Строительный битум нормируется по ГОСТ 6617 – 76 (см. табл. ниже).

Требования к качеству строительных битумов (ГОСТ 6617 – 76)

Показатель

БН
50 / 50 70 / 30 90 / 10
Пенетрация при 25 0С, 0,1 мм 41-60 21-40 5-20
Т, 0С
размягчения 50-60 70-80 90-105
вспышки 230 240 240
Дуктильность при 25 0С, см, не менее 4 3 1

Источник: ГОСТ 6617-76

Кровельный

Примерно такие же показатели качества установлены и для кровельных битумов БНК, но для них нормируется ещё и температура хрупкости. Их используют как пропиточные (для получения толя и рубероида) и для покрытия крыш.

Требования к качеству кровельных битумов (ГОСТ 9548 – 74)

Показатель

БНК
40 / 180 45 / 190 90 / 30
Пенетрация при 25 0С, 0,1 мм 160 — 210 160 — 220 25 — 35
Т, 0С:
размягчения 37 — 44 40 — 50 80 — 95
хрупкости, не выше -10
После прогрева:
изменение массы, %, не более 0,8 0,8 0,5
пенетрация при 25 0С, % от исх., не менее 60 60 70
Примечание. Для всех: температура вспышки — не ниже 240 0С; для БНК 45 / 190 содержание парафина — не более 5 % мас.

Источник: ГОСТ 9548 — 74

Изоляционный

Изоляционные битумы БНИ применяются для изоляции трубопроводов с целью предотвращения их от коррозии. При малой пенетрации и малой дуктильности они должны быть достаточно тукоплавкими (особенно для аккумуляторных мастик). Кроме того, для мастик нормируется растворимость в толуоле или в хлороформе (не менее 99,5 %, т.е. почти полная растворимость). Доскональная информация по нормированию качества изоляционных битумов приведена в таблице ниже.

Требования к качеству изоляционных битумов (ГОСТ 9812 – 74)

Показатель

БНИ
IV — 3 IV V
Пенетрация, 0,1 мм, при температуре:
25 0С 30 — 50 25 — 40 20 — 40
0 0С, не менее 15 12 9
температура, 0С:
размягчения 65 — 75 75 — 85 90 — 100
вспышки, не ниже 250 250 240
Дуктильность при 25 0С, см, не менее 4 3 2
Изменение массы после прогрева, %, не более 0,5 0,5 0,5
Массовая доля парафина, %, не более: 4

Источник: ГОСТ 9812 – 74

Хрупкие

Существуют две марки хрупких битумов, которые размягчаются при 100 – 110 0С и 125 – 135 0С, имеют мизерную пенетрацию и более жёсткие нормы по растворимости. Они используются в лакокрасочной, шинной и электротехнической промышленности (см. табл. ниже).

Требования к качеству хрупких битумов

Показатель

Б Г
Температура размягчения, 0С 100 — 110 125 — 135
Пенетрация при 25 0С, 0,1 мм, не более 2-10 0 — 5
Температура вспышки, 0С, не ниже 240 260
Применчание. Для марок Б и Г: содержание веществ, нерастворимых в толуоле, — не более 0,15 % (мас.); зольность — не более 0,20 %; растворимость в льняном масле и смеси битумов с льняным маслом в уайт-спирите — полная.

Битум для заливочных аккумуляторных мастик

Ниже приведена характеристика битума для заливочных аккумуляторных мастик по ГОСТ 8771 – 76:
Температура размягчения, 0С …………………………………….. 105 – 115
Пенетрация при 25 0С, 0,1 мм………………………………………. 10 – 16
Дуктильность при 25 0С, см, не менее …………………………….. 1
Растворимость в толуоле или хлороформе, %, не менее …………. 99,50
Изменение массы после прогрева, %, не более …………………… 0,50
Температура вспышки, 0С, не ниже ………………………………. 260
Индекс пенетрации, не менее ……………………………………… 4

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка нефтяных битумов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок нефтяных битумов в России».

Об авторе:
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях — проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.
• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70
E-mail: mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru

Индекс пенетрации вязкого битума

Индекс пенетрации — это характеристика термочувствительности битумных компонентов. Для оценки также применяется более простой параметр — интервал пластичности. Он определяется как разница температур размягчения и хрупкости.

Индекс пенетрации можно получить по следующей формуле:

ИП = 30/(1+50А),

где А = (2,9031-lgП25)/(tp-25)

П25 — глубина проникания иглы в битум при 25°C, 0,1мм;

tp — температура размягчения, °C.

Для возведения дорог больше всего подходят битумы с ИП в промежутке от -2 до +2 при диапазоне пластичности 55 — 75°C. Материал с показателем меньше -2 имеет большую погодоустойчивость, при одновременно более низкой температурой размягчения и высоким температурным параметром хрупкости. Битумы с ИП более +2 не так теплочувствительны, однако проявляют малорастяжимость и меньшую стойкость к погодным условиям. Нахождение индекса пенетрации основано на связи температуры размягчения и глубины проникновения иглы.

Определение нахождения водорастворимых веществ

Дождь, снег и другие осадки способствуют вымыванию соединений, растворимых в воде, находящихся в асфальтовом покрытии дорог. Поэтому высокое содержание данных веществ способствует быстрому разрушению дорожного полотна. Для нахождения количества данных соединений в битуме образец помещается в водную вытяжку, где начинается выпаривание воды. Отношение первоначальной массы образца к битумным составляющим и определяет результат исследования.

Сцепление с минеральной подложкой

Интенсивность сцепления показывает, насколько вяжущее вещество способно удерживаться на поверхности минерального материала. Способность минералов удерживать битумную пленку выявляется в ходе кипячения. Чем больше смеси осталось на минералах, тем лучше их качество. Битумы с наилучшими параметрами сцепления обеспечивают сохранность дорожного полотна, менее подвержены влиянию эрозии, появлению трещин.

Температура вспышки

Параметр определяет температурный показатель, при котором газообразные соединения, смешавшиеся с воздухом, вспыхивают на непродолжительное время при действии открытого огня. Данный показатель важен для процессов установления безопасного технологического плавления вяжущих материалов, а также для перемешивания их с наполнителями. Он рассчитывается с помощью специального прибора с тиглем.

Узнать больше о различных свойствах битумов и их марках можно, связавшись со службой поддержки. Мы всегда рады ответить на все интересующие потенциального клиента вопросы и дать рекомендации как по телефону, так и с помощью формы обратной связи.

Поделиться в социальных сетях:

Записи созданы 4315

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх