Общее название столовых вилок ложек ножей

История появления столовых приборов

Не многие знают, что самым первым столовым прибором считается – нож. Правда изначально этот предмет использовался для охоты и добычи разной пищи. И только в XV веке, впервые на столах появились такие приборы, как ножи, выполненные из золота и дерева. Шло время, и ножи меняли свою форму, их изготовляли из различных материалов и все чаще применяли за столом. И уже в XVII веке появились ножи, которые полностью схожи с современными столовыми приборами. Они были сделаны из бронзы и металла. И имели различные виды лезвий.

Разные виды кухонных ножей

Чуть позже в Европе появилась ложка. Кстати, ученые до сих пор не могут сказать, в каком именно веке этот предмет взял свое начало, ведь ложка изготавливалась даже из скорлупы орехов. Кстати, на Руси деревянная ложка у простых людей появилась намного раньше, нежели в Европе, где жидкую пищу зачерпывали при помощи раковины. А до XIX века ходить в гости на Руси нужно было именно со своей ложкой.

Вилки разных времен

Долго мир не мог определиться, какой формы должна быть ложка, круглой или же продолговатой, но с углублением. Приблизительно в XIX веке появились современные ложки, а на их ручках было можно помещать фигурки апостолов. Позволить себе это могли только обеспеченные люди с определенным статусом. Было принято дарить серебряную ложку младенцу во время крестин, многие до сих пор сохранили такой обычай.

Варианты изготовления старинных вилок

Позже всего появилась вилка. Конечно же, первые прототипы вилок появились давно, только тогда они имели лишь два зубца и длинную ручку. Такими вилками из жаровни доставали мясо или кости из большой дичи. И только в XVII веке появились небольшие вилки, имеющие 3-4 зубца и удобную ручку. Правда, зачастую, такой прибор называли «рогатина». На Руси к вилкам относились с большой осторожностью, считая этот предмет все же опасным.

Современная вилка

И вот уже XX век изменил мир столовых приборов. Начали появляться разнообразные ножи, вилки и ложки. Столы стали сервировать одновременно несколькими приборами, соответствующими для каждого блюда в отдельности. Сейчас, не имея определенных знаний, можно почувствовать себя неловко за правильно сервированым столом с большим набором приборов. Но при желании правильный этикет стола можно быстро выучить.

Современная ложка на стеклянном столе

Как будут меняться столовые приборы со временем, пока не известно, но на сегодняшний день мир готовит столько новых и изысканных блюд, что нужно ожидать появление новых ложок, вилок, ножей и других предметов.

Набор деревянных ложек

Деревянная ложка на Руси появилась гораздо раньше европейских

История столовых приборов

История столовых приборов начинается с самого старого столового прибора – ножа. Есть мнение, что именно костяной или каменный нож, а не палка, стал первым инструментом человека умелого. Много тысячелетий нож использовался как оружие, для охоты и всех видов работ, но уже около 5000 лет назад появились специальные столовые ножи. Вплоть до средневековья люди носили с собой личные универсальные ножи, которыми пользовались не только за столом, но и в работе. В 15-16 веках на столах у знатных особ появляются дорогие ножи из золота с черенками из дорогого дерева. С течением времени в ножах менялись только материалы, появлялись новые формы клинка и рукоятки. Простые бронзовые с деревянной ручкой и изысканные серебряные и золотые с роскошными инкрустированными ручками ножи уступили место универсальным стальным с рукоятками из пластика. Что касается формы ножа, то первые столовые ножи из меди и бронзы лишь незначительно отличаются по форме от современных. До 17 века существовали только ножи с заострёнными лезвиями. Закруглённые основания лезвий, по преданию, появились по приказу Людовика XIV, чтобы предотвратить привычку придворных ковырять в зубах и есть с ножа. Несмотря на то, что складной нож кажется недавним изобретением, он был изобретен римлянами ещё в I веке для использования во время военных походов и путешествий. Появившийся вскоре обычай носить нож в ножнах помешал дальнейшему развитию карманных ножей. В конце 16 века складной нож вновь стал необходим путешественникам и солдатам как оружие, инструмент для защиты и столовый прибор.

Вторым столовым прибором после ножа стала ложка. Неизвестно, когда именно появились первые ложки, потому что делались они из глины, щепок, скорлупы орехов или из раковин. До сих пор в удалённых уголках мира люди пользуются раковинами для зачёрпывания жидкой пищи, а в латинском и древнегреческом слово «ложка» образовано от «раковины улитки». Уже начиная с III тысячелетия до н.э. появились ложки из рога, дерева и рыбных костей. Древнеримская знать уже пользовалась золотыми ложками. В Египте ложки для знати делали из драгоценных металлов, слоновой кости и камня, простолюдины пользовались деревянными ложками, а чаще ели руками. В Юго-Восточной Азии изготавливали красивые ложки из кристаллов и позже – из фарфора. В Европе делали в основном деревянные ложки. Англо-саксонское слово «ложка» (spoon) имеет тот же корень, что и «щепка». История столовых приборов на Руси говорит о том, что ложка вошла в обиход простых людей намного раньше, чем в Европе. Собственную деревянную ложку было принято носить с собой в гости вплоть до 19 века. Существовало множество вариантов деревянных ложек от грубых бурлацких до тонких и резных остроконечных. Первое упоминание о серебряных ложках на Руси датируется 988 годом, когда дружинники Владимира Красно Солнышко потребовали большие серебряные ложки как компенсацию за принятие новой веры.

Хотя римляне, распространившие столовые приборы во все пределы Римской Империи, предпочитали ложки овальной формы с длинной ручкой, в Европе распространились ложки с круглой выемкой и удобной для захвата короткой ручкой, и только в 15-17 веках снова стали появляться удлиненные ложки овальной формы. Значительное удлинение ручки произошло в то время, когда были в моде пышные воротники и жабо. С появлением париков и кринолинов ручки ложек приняли изящную форму и привычную нам длину. В середине 19 века появились ложки с плоской ручкой, потому что их можно было элегантно держать тремя пальцами. В это же время появился обычай помещать фигурки 12 апостолов на ручки дорогих ложек. (Вот почему сервизы формировались на 12 персон.) Младенцу на крестины дарили серебряную ложку с изображением апостола, в честь которого он назван. До сих пор этот обычай сохранился во многих христианских странах. В России, правда, он модифицировался в дарение серебряной ложки в честь первого зуба.

Столовые приборы стали произведением искусства очень давно, о чем повествует история столовых приборов. «Столовое серебро» было символом аристократизма и отличало простолюдинов от знати не только по наличию предметов роскоши, но и по умению пользоваться столовыми приборами и соблюдать этикет. В старом английском журнале можно встретить совет: сделайте отверстие в серебряной чайной ложке, чтобы приучить ребёнка использовать её только для размешивания сахара и вылавливания чаинок, но не для питья чая или насыпания сахара. В конце 18 века металлические ложки перестали быть признаком знати; в любой семье были ложки из бронзы или олова. В начале 19 века был изобретён сплав меди с никелем и цинком, который был очень похож на серебро и назывался аргентаном, альфенидом или мельхиором. Мельхиоровые ложки быстро завоевали популярность в Европе и России. В середине 19 века был период увлечения алюминиевыми приборами, которые сейчас ассоциируются с советским общепитом. За столом Наполеона III алюминиевые ложки подавались только императору и самым уважаемым гостям, всем остальным приходилось есть позолоченными приборами.

Вилка – самый молодой столовый прибор. Прототип современной вилки появился в Древней Греции. Это был довольно большой инструмент с двумя острыми зубцами для вытаскивания мяса из жаровни и сервировки сложных горячих блюд. Кроме двузубых вилок, для сервировки использовались пики и вертела, на которых подавали мясо. Для еды тогда вилки не использовали, а ели руками. На римских пирах было принято надевать специальные перчатки или заострённые наконечники на пальцы, чтобы руки оставались чистыми. В 7 веке небольшие вилки с двумя зубцами появились в Турции, в 10 веке – в Византии, откуда и распространились по Европе. Из-за сходства с дьявольскими рогами и неудобства в использовании вилки были почти забыты во время Средневековья. А в некоторых странах вилки даже были запрещены по указу папы римского. В 14-16 веках вилки считались прихотью богачей. Во Франции в это время как раз перестали есть с ножа и использовали однозубую вилку (шило) для накалывания кусочков пищи. Даже в начале 17 века английские джентльмены считали вилку излишеством и предпочитали использовать пальцы. Согласно этикету того времени, мясо элегантно брали тремя пальцами, после чего ополаскивали их в специальной чаше. Лишь в конце 17 века, когда появились удобно изогнутые вилки с тремя и четырьмя зубцами, они стали неотъемлемым атрибутом высшего общества. Принято считать, что в России вилки появились благодаря Петру I, однако, при дворе его отца, Алексея Михайловича, почётным иноземным гостям уже подавали эти приборы. А первую вилку привезла в Россию Марина Мнишек, жена Лжедмитрия, и это отнюдь не способствовало её популярности в народе. Российские аристократы были приучены использовать вилку как раз во время правления Петра I, который носил свои столовые приборы с собой, не будучи уверенным, что в гостях ему подадут то же самое. В русском языке до 18 века даже не было слова «вилка», а прибор называли рогатиной или вильцами. Русские крестьяне настороженно относились к вилкам до начала 20 века, считая заморский прибор неудобным и лишним за простым крестьянским столом.

Средневековые знатные путешественники имели при себе складные вилки и ложки, так как на постоялых дворах гостям не давали столовых приборов. Дорожные столовые приборы компактно укладывались в красивый чехол и пристёгивались к ремню.

В середине 18 — начале 19 века Европа узнала огромное количество новых продуктов, были разработаны рецепты изысканных блюд, которые требовали к себе должного внимания. В результате появилось множество видов специализированных ножей, ложек и вилок, и соответственно, усложнились правила этикета. В 20 веке началось обратное движение: к упрощению и унификации столовых приборов. Получила распространение изобретённая еще в начале 19 века вилко-ложка (spork). Этот прибор имеет углубление для жидкости и 2 или 3 зубца. Пластиковые вилко-ложки обычно подаются в ресторанах фаст-фуда. Ими удобно есть мороженое и десерты. Другой вариант вилко- ложки: с одного конца ручки находится вилка, с другого – ложка. Существует даже прибор, объединяющий ложку, вилку и нож (splayd). Как и простая вилко-ложка, он совмещает углубление для жидкости с зубцами и кроме того имеет острый правый край, что делает его непригодным для левшей.

Нам кажется естественным, что основные столовые приборы – это нож, ложка и вилка. Однако менее половины населения земли пользуются ими. Оставшаяся часть предпочитает есть палочками, ножом и руками или просто руками. Из этого следует, что палочки – самый распространённый на земле столовый прибор.

Неизвестно, когда появились первые палочки для еды, возможно, их прототипом были веточки, которыми клали горячие камни в завернутые в листья кусочки сырой пищи или переворачивали пищу на огне. Изначально палочки для еды делались из расщепленного бамбука и напоминали щипцы. Военачальники азиатских кочевых племён привязывали футляр с такими щипцами и ножом к поясу. Монгольские племена так и не перешли к использованию раздельных палочек. Самые древние раздельные палочки, найденные в Китае, сделаны из бронзы и датируются 12 веком до н.э. В древние времена палочки для еды использовались в религиозных церемониях и символизировали богатство и высокое происхождение. Только в 8-9 веках н.э. они стали повседневным столовым прибором. Китайское название палочек куайцзу (kuàizi) буквально означает «быстрый бамбук». Бамбук – самый подходящий материал для палочек, так как он не имеет собственного запаха и вкуса, не проводит тепло и относительно дешев. Палочки также делали из сандала, кедра, сосны, тика, нефрита, агата, коралла, слоновой кости и драгоценных металлов. Интересно, что древнее название палочек (zhù) звучало так же, как «стоп», поэтому на кораблях, а позже и повсеместно, его заменили на слово с противоположным значением «быстро».

Неудивительно, что в Юго-Восточной Азии стали популярны именно палочки, а не другие приборы. Ведь в восточных кухнях преобладает приём кратковременной обжарки продуктов в закруглённой сковороде вок, что объясняется нехваткой топлива для долгой обработки. Чтобы прожарить мясо и овощи за несколько минут, их следует мелко порезать. К тому же, рис сорта японика, распространённый в этом регионе, очень клейкий, его удобно есть именно палочками.

За много веков существования палочек появилось несколько их разновидностей. Длинные металлические или бамбуковые палочки (до 40 см) используются при приготовлении пищи, короткие (20-25 см) используются для еды. Палочки, заканчивающиеся тупым концом, предназначены для риса и овощей, так как имеют дополнительную поверхность; заострёнными палочками удобно есть мясо и вынимать кости из рыбы. Палочки из необработанного дерева или бамбука имеют антибактериальные свойства и лучше держат кусочки пищи, так как имеют шершавую структуру; металлическими, фарфоровыми и лакированными палочками из ценных пород дерева или слоновой кости есть сложнее. Такие палочки – настоящие произведения искусства, требующие опыта в обращении. В Китае распространены палочки из необработанного дерева или бамбука с тупыми концами; в Японии принято есть лакированными заостренными палочками хаси, удобными для рыбы, причем палочки для мужчин, женщин и детей различаются по размеру, а детские палочки к тому же ярко раскрашены. В Японии палочки кладутся на подставки острыми концами вверх. Тибетские и тайваньские палочки имеют форму незаточенных карандашей. В Корее делают плоские палочки из нержавеющей стали и дополнительно пользуются глубокой ложкой для лапши. Традиционно корейские палочки делались из серебра и использовались только аристократией. В азиатских ресторанах обычно подают одноразовые палочки, скрепленные перемычкой, которые следует разделить перед использованием.

Согласно этикету, палочками нельзя издавать звуков для привлечения внимания. Ими нельзя протыкать продукты, исключение составляют целые овощи, которые сложно захватить. Нельзя оставлять палочки вертикально вставленными в миску с рисом, так как это напоминает благовония, возжигаемые на похоронах. По той же причине нельзя класть палочки слева от тарелки, ведь так сервируется блюдо для поминания. Даже левшам полагается держать палочки в правой руке. Во время обеда невежливо класть палочки так, чтобы они показывали на соседа. В Китае и Вьетнаме допускается держать миску возле рта и использовать палочки не для захвата риса, а просто для продвижения его в рот, но в Корее такое поведение считается некультурным. В Японии не допускается передавать что-либо с одних палочек на другие. Чтобы перекладывать еду из общей тарелки, используется специальная пара палочек. В крайнем случае можно использовать обратную сторону индивидуальных палочек. После того, как еда закончена, следует положить палочки перед тарелкой концами влево. Китайские и японские дети примерно с годовалого возраста начинают есть палочками. Считается, что это развивает мелкую моторику и влияет на способности ребенка.

Ольга Бородина

История деревянной ложки

  • Димитришина Наталья Михайловна, Воспитатель
  • Зуева Татьяна Петровна, воспитатель
  • Поликарпова Александра Владимировна, воспитатель

Разделы: Внеклассная работа

Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

  • Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
  • Воспитывать чувство любви и гордости к Родине,
  • Продолжать работу по сплочению коллектива детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас приветствовать на нашем мероприятии.

Я принесла вкусное, ароматное варенье и хотела бы вас всех угостить. Угощайтесь, пожалуйста!

Дети: А как?

Ведущий: Ах, я совсем забыла приготовить ложки. Мы ведь не сможем есть без них варенье!

Ученик:

Я ложкой люблю есть пирожное.
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку,
Вот сколько всего можно выхлебать ложкой!!!

Ведущий: Оказывается, ложка — очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была. А Вы, дети, хотели бы узнать что-то интересное о ложках?

Дети: Да.

Ведущий: Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие “В историю ложки”

Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

И обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки.
Даже каша с хлебом краше,
Хлеб – кормилец, пища наша.
Чем же ели на Руси?
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)

Ведущий:

Как вы думаете, какими ложками ели в давние времена на Руси? На Руси ложки начали делать очень-очень рано. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками” Как вы думаете, из чего делали ложки? А из каких деревьев? Ложки на Руси вырезали из дерева — липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники”

Включается аудиозапись песни “Антошка”

Стук в дверь.

Ведущий:

— Ой, кто это к нам в гости пришел? Ребята, это Антошка услышал песню про себя и пришел посмотреть, что мы здесь делаем! Здравствуй Антошка!!!

Антошка:

— Здравствуйте!!!! Я тут встретил одну девочку, и она сказала, что вы умеете делать красивые ложки, а у меня как раз любимая ложка испортились.

Ведущий:

— А что стало с твоей ложкой Антошка???

Антошка: (виновато и грустно):

— Я всегда ходил со своей любимой ложкой. Я люблю кушать везде где меня угощают. Ем я своей любимой ложкой. И вот она сломалась, а я ничего не умею и не люблю делать, и не могу починить свою ложку.

Ведущий:

— Ребята! Так как хитрый Антошка ничего не любит делать, кроме как есть, давайте подарим ему много красивых ложек, и он перестанет грустить.

Вот видите, у нас есть нераскрашенные ложки, и я вам предлагаю украсить эти ложки для Антошки с помощью кистей и красок.

(Показывает образцы ложек с разными орнаментами и узорами).

— Посмотрите, какие красивые ложки, какие на них узоры, давайте мы с вами нарисуем цветочки на наших ложках, а Антошка посидит и посмотрит как мы умеем это делать!

Ученик: Давным-давно, в глухой деревушке, жил-был парень Иван – деревянных дел мастер. Бывало, заготовит он древесины из разных пород деревьев: из берёзы, осины, липы. Возьмёт в руки инструменты: топор, нож, резаки разные и давай мастерить. Умелые руки Ивана то табурет, то лавочку, то саночки, то кадку сладят. А вот из остатков дерева, из обрубочков, резал мастер ложки.

Уж такие у него замечательные ложечки выходили: большие и маленькие, лёгкие и тяжёлые. Были они беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Всем хороши ложки, да вот только сам мастер смотрел на них и вздыхал. Сделает ложку из обрубочка, все неровности, шероховатости снимет, да и уберёт с глаз долой, на полку – пылиться. Долго лежали, скучали ложечки.

Но как- то раз заглянула на чаёк к Ивану Марья – девица Мастерица. А Марья очень рисовать любила. Увидала Марья, что у мастера на полках ложек видимо – невидимо. Позабыты они, позаброшены, лежат, скучают, от пыли, да от времени темнеют. Пожалела девица ложки. Украсила их узорами разными. Все ложки у Ивана преобразились, одна другой краше. Любо – дорого взглянуть, в руки взять.

Быстро разлетелась по округе молва о ложках деревянных – расписных. Понаехало народу со всех волостей, и скупили у Мастера и Мастерицы все ложки.

И до сих пор они вместе ложки деревянные расписные мастерят, дружно живут и нас с вами в гости ждут!

Ведущий: Заготовки для деревянных ложек называли “баклушами”, отсюда и выражение “бить баклуши”. Так как разбивать полено на баклуши считалось работой очень простой. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Ведущий: У меня есть большая деревянная ложка, она волшебная кто её возьмёт должен рассказать загадку, стишок или пословицу.

Дети, передавая ложку друг другу, рассказывают стихи, пословицы, загадывают загадки.

Ведущий: На самый великий, светлый праздник Пасхи среди маленьких детей устраивались игры-забавы с яйцами и ложками: “Пронеси воду в ложке”. “Пронеси яйцо в ложке”. Мы сейчас тоже с вами поиграем в игру “Пронеси – не урони” (дети разделяются в команды, по сигналу бегут и проносят в ложке какой-либо предмет, стараясь его не уронить по пути)

Антошка:

— Ой, ну когда же ребята сделают мне красивую ложку? Пойду –ка я поищу, может найду какую- нибудь другую ложку. Вот, для варенья – нашел, для сахара – нашел, для повидла – нашел, а для каши – нет!

Ведущий:

— Антошка, а зачем ты наши ложки забрал?

Антошка:

— А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует, не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!

Ведущий:

— Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.

Антошка:

— А я и не слышал, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.

Ведущий:

— Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева.

Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И почему ей не только кушают, но и на них играют?

Сейчас я расскажу вам о возникновении русской ложки.

Просмотр презентации “История возникновения ложки”

Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями, наряжали. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех.

Ложками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на Руси, как на средневековом Западе, не было до очень позднего времени. Пищу резали ножом, который обычно носил с собой каждый человек (обычно за поясом, иногда в кожаных ножнах). Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.

Делали ложки из разных пород деревьев. При этом иногда первые этапы — раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне — доверяли детям, а заключительные — скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку — женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки — «баклуши», занимал 20 минут.

С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки. Верили, что тогда нечистая сила сумеет сесть с людьми за один стол. Также нельзя было класть ложку внутренней частью вверх, так как считалось, что злой дух непременно захочет положить в неё отраву; или класть ложку черенком на стол, а головой на край блюда, потому что так нечистая сила может забраться со стола в кушанье. Кроме того, ложки были непременным атрибутом в гаданиях, народном лечении и многочисленных русских обрядах.

В традиционной культуре ложку рассматривали как личную вещь. Свои ложки помечали и избегали пользоваться чужими. Мужской ложкой нельзя мешать пищу, чтобы мужчина не ссорился с женой. Парни и девушки свои ложки применяли в любовной магии. На вечеринках девушка, которая задумала приворожить парня, кормила его из своей ложки. Потом она эту ложку прижигала и никому уже ее не давала. Не разрешалось оставлять ложку на столе или на бортике миски. Это значило открыть доступ для враждебных человеку сил. Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: «Запасливый гость без ложки не ходит» или «Со своей ложкой по чужим обедам»

Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т.д. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости

Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота и киновари на них воспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.

Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

“Ложкарной столицей” России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Сегодня деревянная ложка — чаще всего просто расписной сувенир, однако и есть ими — большая радость. Сегодня есть мастера ложкари, кто вырезает настоящие деревянные ложки, которыми можно есть.

Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.

Ведущий:

— Людей, которые играют на ложках, называют ложкари.

А вы слышали, как играют на ложках? Посмотрите, к нам в гости пришли настоящие ложкари.

(Просмотр видеоролика “Игра на ложках”)

Антошка:

— Хочу также, что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно), какие — то ложки у меня неправильные!

Ведущий:

— Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться.

Ученик:

Была березовая чурка,
Валялась, где лежат дрова.
Потом из чурки вышло чудо,
Точнее не одно, а два.
Два чуда –
Две чудесных ложки!
Округлых, звонких расписных!
Чечетку даже без гармошки,
Я так отплясывал под них!

Ученик:

Бежали по дорожке, собирали ложки.
Ложки не простые, ложки хохломские
Вятские, смоленские, ложки деревенские.
Ложки сосчитаем, в ложки вам сыграем.
Ой, же – говори, заиграем ложкари.

(Группа детей показывает игру на ложках под мелодию “Посею лебеду”)

Ведущий:

— Посмотри, Антошка, какие ложки получились у ребят! Вон теперь сколько их.

Антошка: — Вот молодцы ребята, какая красота! Спасибо вам ребятки, теперь у меня много ложек красивых!

Ведущий:

— А сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить упражнение “Собери загадку”

Загадки

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду —
Мимо рта я не пройду.

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот —
Открывай пошире рот.

Кто такая?
Каши зачерпнёт
И отправит в рот.

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,
Угощение внутри!

По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.

Сама не ем,
А людей кормлю.

Кто такая?
Каши зачерпнет
И отправит в рот.

Я совсем как поварешка,
Но счастливее немножко,
— Людям я милей и ближе,
Ведь меня еще и лижут!

Сама не ест,
А людей кормит.

Ученик: Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: “Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!” Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но найти чудо мастера не смогли.

— Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Ведущий: Да, ребята, ничто не стоит на месте. Идет время, и благодаря знаниям и умениям человека все вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется мебель, изменяется одежда. Сегодня, путешествуя с вами, мы увидели, как появилась русская деревянная ложка.

А на прощание давайте с вами построим “Пирамиду желаний” (дети озвучивают свои пожелания).

Беседа «История деревянной ложки»

Елена Нешатаева
Беседа «История деревянной ложки»

История деревянной ложки

Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

• Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас приветствовать.

Я принесла вкусное, ароматное варенье и хотела бы вас всех угостить. Угощайтесь, пожалуйста!

Дети: А как?

Ведущий: Ах, я совсем забыла приготовить ложки. Мы ведь не сможем есть без них варенье!

Оказывается, ложка — очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была. А Вы, хотели бы узнать что-то интересное о ложках?

Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие “В историю ложки” Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

И обед нам не обед,

Если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

Если хлеба нет ни крошки.

Даже каша с хлебом краше,

Хлеб – кормилец, пища наша.

Чем же ели на Руси?

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка)

Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех.

Ложками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на Руси не было до очень позднего времени. Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.

Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Делали ложки из разных пород деревьев: яблони, липы, рябины. При этом иногда первые этапы — раскалывание чурбана на баклуши (чурки, обтесывание баклуши вчерне — доверяли детям, а заключительные — скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку — мужчинам. Отсюда, кстати, пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки — «баклуши», занимал 20 минут. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники”

С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки. Верили, что тогда придет незваный гость.

Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: «Запасливый гость без ложки не ходит» или «Со своей ложкой по чужим обедам»

Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси ели из деревянной посуды деревянными ложками и были здоровы до самой старости.

Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.

Игра «Виды ложек»:

— столовая, десертная, чайная, кофейная, ложка разливная, ложка соусная, ложка для сахара или икры, для оливок, барная, для заваривания чая

— сувенирные

Материал для изготовления ложек:

— деревянные, мельхиоровые, фарфоровые, пластмассовые, серебряные, алюминиевые, нержавеющая сталь, позолоченные

Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

“Ложкарной столицей” России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится Нижегородской области. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Сегодня деревянная ложка — чаще всего просто расписной сувенир, однако и есть ими — большая радость.

(Просмотр видеоролика “Игра на ложках”)

Ведущий: На самый великий, светлый праздник Пасхи среди маленьких детей устраивались игры-забавы с ложками: “Пронеси воду в ложке”. “Пронеси яйцо в ложке”. Мы сейчас тоже с вами поиграем в игру “Пронеси – не урони”.

А теперь я спрошу вас:

1. Каши зачерпнет

И отправит в рот.

Сама не ест,

А людей кормит.

Кто такая?

2. Как называли специалистов по изготовлению ложек? ложечники

3. Как называется маленькая чурка, из которой изготовляют ложку? баклуша

4. Слушайте внимательно и ответьте на вопрос, Что можно кушать ложкой?

Я ложкой люблю есть пирожное.

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку,

Вот сколько всего можно выхлебать ложкой!

5. Кроме еды, где еще используют ложки?

Ведущий: У меня есть большая деревянная ложка, она волшебная кто её возьмёт должен зачерпнуть конфет и угостить всех ребят за плодотворную работу.

Была березовая чурка,

Валялась, где лежат дрова.

Потом из чурки вышло чудо,

Точнее не одно, а два.

Два чуда –

Две чудесных ложки!

Округлых, звонких расписных!

Чечетку даже без гармошки,

Я так отплясывал под них!

Бежали по дорожке, собирали ложки.

Ложки не простые, ложки хохломские

Вятские, смоленские, ложки деревенские.

Ложки сосчитаем, в ложки вам сыграем.

Ой, же – говори, заиграем ложкари.

Виды кованых подсвечников

Независимо от размеров и представленного образа, все кованые подсвечники делятся на три больших группы:

  • настольные;
  • настенные;
  • напольные.

Кованые подсвечники на стену наиболее востребованы среди всех остальных моделей, они имеют форму бра, плоского панно или приобретают вовсе замысловатые конфигурации.

Пользуются популярностью при оформлении интерьера и настольные экземпляры. Напольные изделия встречаются гораздо реже, так как требуют большого пространства, чтобы была возможность по достоинству оценить в представленной перспективе всю презентабельность кованого шедевра.

Элемент для закрепления свечи может быть выполнен в виде пластины, кольца или полусферического углубления определенного диаметра.

Размеры кованых подсвечников варьируются от самых миниатюрных до крупногабаритных. Маленькие экземпляры обычно предназначены для одной свечи, более массивные позволяются установить от трех свечей и больше. Хотя это не является закономерностью, для оформления интерьера можно выбрать большую оригинальную модель подсвечника, созданную для одной свечи.

Оцените фото, насколько экстравагантно будет выглядеть подобное кованое изделие в интерьере помещения:

Роль подсвечников в интерьере

При выборе формы подсвечника, ориентируются на функциональность комнаты, где планируется его установить. Следующие рекомендации помогут избежать ошибок при оформлении стильного интерьера:

  • Гостиная. Предоставляет широкий вариативный ряд выбора моделей. Здесь органично смотрятся как кованые настенные подсвечники, так настольные и напольные экземпляры. Вполне органично будет выглядеть комбинирование различных видов. Напольный декор обычно берет на себя функции акцентного элемента дизайна, настенные и настольные виды будут служить органичным дополнением и играть роль второго плана.
  • Спальня. В этой зоне предпочтение отдают настенным моделям в форме бра. Мерцание свеч успешно справится с задачей создать в комнате романтическую атмосферу. Украсить интерьер способны и настольные канделябры, которые органично смотрятся на туалетном столике.
  • Рабочий кабинет. Еще одно подходящее место для кованого декора. Здесь лучше остановиться на лаконичном дизайне с настольным расположением. Рабочая атмосфера предпочитает сдержанность, сложные шедевры кузнечного мастерства лучше приберечь для гостиной и прихожей. Следующие фото наглядно демонстрируют подходящие для рабочего кабинета модели.
  • Кухня. Не всякий интерьер кухни станет подходящей базой для установки канделябра или настенной модели. Если есть желание окунуться в атмосферу прошлого или создать романтическую обстановку, то свечи станут надежным помощником для достижения цели. При оформлении интерьера в современных стилях и непременном желании дополнить дизайн подсвечником, к выбору конфигурации подходят с особой тщательностью, выбирая максимально лаконичные формы.
  • Прихожая. Дизайн просторной прихожей заиграет новыми красками, если повесить на стены кованые подсвечники из металла. Обычно останавливаются на моделях, где есть возможность разместить большое количество свечей.

Замечание! Сложность формы определяется исходя из стиля интерьера любого помещения.

В одних случаях останавливаются на простых моделях со строгими линиями, творческие личности ценят эксцентричные образы, хранители традиций зачастую выбирают сложные и замысловатые экземпляры.

Галерея кованых подсвечников на фото даст представления о многообразии дизайнерских решений:

Участки размещения подсвечников

Кованый подсвечник – не единственный декоративный элемент из металла, который способен стать достойным украшением дизайна. Для оформления интерьера специализированные компании в широком ассортименте предлагают изящные люстры, оригинальную мебель, лестничные и оконные решетки. Обстановку органично дополнят отделочные материалы в виде мрамора, натурального и искусственного камня, дерева.

Чрезвычайно эффектно выглядят в интерьере подставки для цветов, декоративное оформление которых выполнено в одной манере с подсвечниками. Предложенные ниже рекомендации помогут сориентироваться с размещением кованых изделий на различных участках жилого пространства:

  • Любителям живописи будет интересно наблюдать, как меняется палитра холста, на которой играют тени от расположенных по бокам свечей.
  • Приблизить атмосферу прихожей к обстановке старинного замка поможет декор из металла, размещенный вдоль лестничного пролета.
  • Интерьер наполниться таинственностью, если повесить настенные модели по бокам зеркала или установив на каминной полке.
  • Подсвечники на стене кухни создадут расслабляющую обстановку, так необходимую за поздним ужином.
  • Предназначение спальни само по себе свидетельствует о необходимости присутствия кованых шедевров. Они могут располагаться над изголовьем кровати, на тумбочке или косметическом столике. Интимная атмосфера будет обеспечена.

Игра света и тьмы завораживает в любом помещении. Пожалуй, единственное место, где свечи не нужны – это детская комната. Насладиться изысканностью кованых настенных подсвечников помогут фото:

Варианты оформления с учетом стиля

Функциональность помещения не единственный фактор, определяющий форму кованого изделия. Стиль интерьера оказывает существенное влияние на выбор модели.

Классические формы

Классический стиль интерьера, модерн и барокко тяготеют к традиционным формам исполнения кованых подсвечников. Относительно месторасположения, здесь приемлемы все варианты – на стене, столике или полу. Характерная черта кованых изделий – плавность линий, богатый декор.

Оцените изящество настенной модели на пять свечей, которая подчеркнет аристократизм классической обстановки:

Невероятную красоту излучает следующая пара подсвечников, мерцание свеч на которой тысячами бликов отражается в позолоченном напылении.

Интерьер барокко украсят сложные кованые канделябры, которые поражают своей изысканностью:

Замечание! Модерн незримо связан с природными мотивами, поэтому для интерьера выбирают экземпляры, где присутствуют листья, цветы, гроздья винограда и другая растительность.

Дизайнерских решений по оформлению кованых подсвечников масса. Создавая подходящий образ, обыгрывается не только форма, но и цветовое решение. Посмотрите на фото, насколько по-разному воспринимается роза, безмолвно свидетельствующая о романтических чувствах и настенное дерево, вызывающее умиротворение и спокойствие:

Логическим продолжением природной тематики станут кованые подсвечники в виде пары веток, которые также идеально подходят для интерьера в стиле модерн.

Для просторной прихожей станет находкой следующая идея, где подсвечники обрамляет целая картина из птиц с клетками.

Просто и со вкусом выглядит модель, актуальная для интерьера, где господствует винтаж:

Национальный колорит

Интерьеров с национальным колоритом множество. Сюда относится:

  • Строгий скандинавский стиль.
  • Пестрый кантри.
  • Романтический прованс.
  • Лаконичный японский.
  • Многоликий восточный стиль.

Поэтому и решения при выборе в интерьер кованых подсвечников разнятся. Представленные фото с комментариями станут подспорьем при оформлении собственного интерьера.

Провансу, как и модерну, свойственно присутствие природных мотивов. Поэтому кованые подсвечники, где в качестве декора используются листья или цветы – оптимальное решение.

Прованс ассоциируется с романтизмом французской провинции, достичь нужной атмосферы призван оригинальный фонарь, как на фото далее:

Кованый подсвечник незамысловатой формы, размещенный на стене с нестандартной отделкой, станет достойным украшением интерьера в стиле кантри.

Скандинавский стиль не терпит ненужных сложностей, поэтому следующее изделие гармонично вольется в практичную северную атмосферу и наполнит жилище уютным мерцанием огня.

Сдержанные японцы последовательны во всем, включая интерьер. Лаконизм представленной на фото модели кованого подсвечника сложно упрекнуть в излишнем декоре.

Очередной пример функциональности, подходящий для интерьера в восточном направлении, демонстрирует фото ниже:

Неординарная современность

Современные интерьеры интересны каждый по своему. Основной упор здесь сделан на лаконичный и функциональный дизайн. Но простота решений вовсе не обязательна. Внести в обстановку нотку экстравагантности и эксцентричности не возбраняется. И помогут в решении этой задачи кованые подсвечники оригинальных форм.

Отражением характера заядлого холостяка или легкого циника может стать кованый подсвечник в форме скорпиона, который вызывает ассоциации с ядовитой натурой.

Женщину могут порадовать следующие кованые подсвечники:

Четко выраженный минимализм прослеживается в следующей модели:

Приверженцам креативного интерьера придется по душе очередное оригинальное исполнение кованых подсвечников.

Просто и одновременно изысканно смотрится незамысловатая полка для большого количества декоративных свечей.

Еще один пример лаконичности, который умело вмещает в себя романтический подтекст.

Сложно подобрать определенный стиль интерьера, куда отнести кованые подсвечники с нетривиальными образами. Но любители всего неординарного существовали всегда, поэтому найдутся желающие стать обладателем осьминога, дракона, арфы и какого-то сказочного дерева.

Творческие натуры смогут органично вписать представленные модели в собственный интерьер или сделать заказ на еще более нетрадиционный образ.

Достоинства решения и рекомендации по выбору

Каждый кованый подсвечник по-своему интересен, даже если представлен простой формой. Специализированные фирмы предлагают широкий ассортимент готовых изделий и могут выполнить индивидуальный кованый экземпляр в соответствии с пожеланиями заказчика. При желании можно стать обладателем грубоватого подсвечника для готического интерьера или изысканного и утонченного шедевра, который украсит аристократическую обстановку классицизма.

Чтобы не ошибиться с выбором, при покупке кованого подсвечника обращают внимание на следующие моменты:

  • Устойчивость настольной и напольной конструкции. Выбранная модель не должна шататься или опрокидываться.
  • Прочная фиксация свечей, которые не должны выпадать.
  • Качество ЛКМ. При нагревании кованого изделия не должно выделяться неприятных запахов.

Интерьер помещения, где присутствует декор ручной работы из металла, всегда интересен и по-своему оригинален. Границ кузнечного мастерства практически е существует, поэтому представленные модели – лишь малая толика возможных решений дизайна.

  • Теплица из старых оконных рам своими руками
  • Делаем садовую скамейку своими руками
  • Размеры будки для овчарки, алабая и других собак
  • Как сделать домашнюю коптильню своими руками

Настенные кованые подсвечники в дизайне интерьера

Кованые подсвечники часто сочетают с коваными оконными решетками, люстрами, отделкой мебели, лестниц и т. д. Применение в интерьере таких материалов, как дерево, камень и мрамор будет только подчеркивать их красоту. В то же время живые цветы и комнатные растения создадут в паре с настенными подсвечниками интересную комбинацию, которая сделает комнату более свежей и яркой.

Предлагаем вам несколько вариантов, как подвесить кованые подсвечники на стену:

  1. Поместите их по обе стороны холста и любуйтесь, как меняется настроение художественного произведения;
  2. Подвесьте несколько подсвечников над лестницей для её романтического освещения;

3. Разместите их по бокам зеркала или над камином, придав интерьеру таинственность;

4. Установите кованые подсвечники на стену на кухне, чтобы наслаждаться ужином в приглушенной и расслабляющей обстановке;

5. Создайте интимную атмосферу в спальне, повесив их над изголовьем и возле кровати.

Но какое бы место вы для них не выбрали, настенные кованные подсвечники в сочетании с ярким пламенем свечи будут создавать в интерьере удивительную игру света и тени, которая поможет вам абстрагироваться от шума и суеты, а также окунуться в мир умиротворенности и романтики.

Смотрите еще 10 фото для вдохновения!

Записи созданы 4315

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх