Стекло для фьюзинга

Описание и особенности фьюзинга

Техника «фьюзинг» отличается прямым сплавлением кусочков цветного стекла. В витражах прошлого они закладывались в металлический каркас. Напоминает перегородчатую эмаль в ювелирном деле. Масса переплавленного кремнезема крепится к простенкам из драгоценных или бижутерных сплавов. Это позволяет работать при температуре около 800-от градусов.

Стекло для фьюзинга спекается почти при 1000 градусоах. Цветные фрагменты должны соединиться напрямую, стать одним целым. Для этого композицию из кусочков выкладывают на лист-подложку. Он тоже стеклянный, производится по технологии «флоат».

Лист формируется на расплаве олова. Металл плавает в ванной с защитным слоем из смеси водорода с азотом. Туда поступает расплав стекла, растекаясь по оловянной подушке ровным, тонким слоем. Остается остудить.

Флоат-стекло бывает бесцветным, окрашенным. Цвет добавляют поверхностно, или в процессе подготовки массы. В последнем случае подложка прокрашена по всей толщине.

Стекло, используемое для рисунка, может быть любым. Даже фрагменты бутылок в ход идут. Важен лишь коэффициент расширения материала. Обозначается показатель цифрами с буквами СОЕ. Витражи фьюзинг делают из стекла с отметкой 90 и выше.

Первым предприятием, специализирующимся на выпуске таковых, стало Bullseye. Это американская фирма. Специализация предприятия на фьюзинге дала миру совместимое стекло. Стали вторить сторонние фирмы. Они производят образцы «одной крови» подходящие друг другу при спекании.

В России фьюзингсовместимые стекла стали доступны не сразу, а когда появились, пугали ценником. Отечественные мастера отрабатывали технику на продукции брянского завода. Он специализируется на светофильтрах.

В витражах размером 40 на 40 сантиметров их кусочки спекаются удачно, особенно, при использовании красных, желтых и оранжевых фрагментов. Синие и голубые схватываются хуже. Если витражи больше указанных размеров нужны только специализированные стекла, проходящие тест совместимости на стрессометре.

Высокая температура, необходимая для фьюзинга, ограничивает его распространение. Для творчества приходится закупать промышленные печи. Формой они походят на чемодан или шкатулку. В крышке есть солидное углубление.

В нем – нагревательные элементы. За счет их прижима к крышке, печь для фьюзинга спекает стекла толщиной более 1-го сантиметра. Композицию на подложке загружают в нижний отсек агрегата.

Экономя, некоторые делают фьюзинг в микроволновке. Для этого даже выпускают специализированные наборы стекла. Печь предварительно отмывают от загрязнений.

Время плавления приходится подбирать экспериментальным путем. Одно стекло соединяется за 4 минуты, а другое – за 9. Однако, специализированные фьюзинг-стекла микроволновкам поддаются плохо.

Применение фьюзинга

В техники фьюзинг изготавливают украшения, аксессуары, предметы декора и интерьера. Витражи из спекшегося стекла вставляют в дверные полотна, створки душевых кабин, ковку лестничных перил. Домашний фьюзинг выражается, так же, в стеклянных столешницах, люстрах и фрагментах зеркал.

В технике фьюзинг выполняют настенные картины, стенки аквариумов, вазы, посуду, шкатулки. В последние можно положить стеклянные украшения. Фьюзинг позволяет делать браслеты, бусы, подвески, серьги, кольца.

В общем, технике подвластны все известные виды украшений. В образе их дополняют аксессуары. Так, на рынке «набирают обороты» часы фьюзинг. Контролеры времени, кстати, могут быть и настенными, напольными. Стекло украсит любые модели. Они, к слову, не всегда пестрят. Технология спекания цветного стекла вовсе не обязывает соединять все краски.

Концептуально, к примеру, смотрятся круглые, черные часы с синим диском в середине и изогнутыми белыми линиями нотного стана. Получается виниловая пластинка. Стрелки на ней как бы напоминают об ушедших годах, которые теперь именуют «ретро».

Часы – не единственный аксессуар, где появляется фьюзинг. Он, так же, красуется на бляшках ремней, на сумках, кепках, туфлях. Дополняют сплавленным стеклом и брелки для ключей, замки для молодоженов. Такие вешают в памятных местах, закрывают, а ключ выбрасывают. Это становится знаком нерушимости отношений.

Технология нанесения фьюзинга

Раз кусочки стекла укладываются на подложку, а та в печь с горизонтальным основанием, витражы могут получаться исключительно плоскими или в несколько параллельноспеченных слоев. Это ограничивает фантазию дизайнеров.

Поэтому те придумали разновидность фьюзинга – моллирование. Это растекание размягченного стекла по объемной форме-болванке. Растекается масса под давлением собственной массы. Температуры достаточно в 700 градусов.

Дабы при моллировании стекло эффективно стекало вниз, нужен приемлемый радиус кривизны матрицы. Он составляет 15 сантиметров. Стандарт установлен для стекла толщиной в 10 миллиметров.

Поскольку в моллировании используется единый фрагмент стекла, назвать технику спеканием не совсем верно. Поэтому, вернемся к классическому фьюзингу. Материал для него режут обычным стеклорезом.

Кусочки подбирают в соответствии с заранее нарисованным эскизом. В соответствии ему вырезают и лист-основу. Если формы криволинейные, работают лобзиком.

Предварительное скрепление выкладываемой композиции из стекла делается с помощью специального клея. Он крепит фрагменты к основе. Если композиция сложная и велика по ширине, прибегают к сэндвичу, накрывая флоатом еще и сверху.

Вариант приемлем для одноуровневого фьюзинга. Если в каких-то местах есть наслоение элементов, два листа-основы укладываются один на другой снизу картины.

Спекание фьюзинга производят медленно. Сначала, неспеша нагревают до 900-от градусов. После, от 30-ти минут до нескольких часов выдерживают заготовку при максимальной температуре.

Быстро фьюзинг лишь охлаждают, распахивая крышку печи. Это позволяет снизить планку до температуры отжига – следующего этапа спекания. Он проводится при 580-ти градусах. К раскрасневшемуся до этого стеклу возвращаются первоначальные краски. Форма изделия уже устоялась. Остается естественным путем охладить до комнатной температуры.

Напоследок заметим, что кроме листового стекла для фьюзинга изготавливают палочки, бусины. Есть даже стеклянная крошка. Посыпка ею композиций дает цветовые всполохи, сравнимые со звездами, слезами, бликами солнца.

Все зависит от задумки автора и цветового набора витража. Проще всего начинающим мастерам даются абстракции. Для них даже эскизы не обязательны. Так что, решив заняться домашним фьюзингом, стоит начинать с абстрактных сюжетов.

Фьюзинг в домашних условиях

В домашних условиях фьюзинг выполняется по промышленной схеме, или вольной. О последней упоминалось в первой главе. Вместо печи для спекания в ход идет микроволновка. Стеклянную тарелку из нее удаляют. Можно перевернуть поддон, дабы обездвижить.

Вместо флоата основой для фьюзинга в микроволновке служит термостойкая бумага. Остальные принадлежности для работы совпадают с промышленными. Стекло под микроволнами можно обрабатывать любое.

Берут как матовые, так и прозрачные, дихроические образцы, разноцветные фритты, миллефиори. Последнее понятие употребляется для заводского стекла-мозаики. Оно изначально выпускается с разными рисунками.

В домашнем фьюзинге, как и в промышленном, важно подбирать стекла с одинаковым показателем спекания. Нарушение правила приводит к хрупкости изделий. В местах спекания они могут трескаться и «расходиться».

Важно понимать, что в микроволновой печи возможно сделать лишь небольшие витражи. Обычно, в домашних условиях изготавливают рамочки для фото, небольшие часы, кулоны, серьги, да браслеты. Если планируется масштабный фьюзинг, купить промышленную печь все же придется.

Из мер предосторожности во время домашнего фьюзинга используют очки и перчатки. Так же, важно избегать масляных стеклорезов. После них рабочий материал лопается во время спекания.

Процесс фьюзинга в микроволновке начинается с помещения в печь термостойкой бумаги. Вырезают фрагмент, немногим больше изделия и укладывают на дно «топки». Рисунок из стеклышек выкладывается в печи. Если переносить заготовку с рабочего стола, понадобится клей, крепящий мозаику к бумаге.

Выложив витраж в микроволновке, нагревают ее дно. После, печь включают на максимальный режим. Время устанавливают опытным путем. Обычно, хватает 2,5-3-ех минут.

Этого достаточно для одно-, двухслойных изделий. Если в витраже стекло лежит в 3 слоя, потребуются минимум 4 минуты обработки. Цифры верны для микроволновок мощностью в 1000 ватт.

О плавке стекла в микроволновке свидетельствует оранжево-красное свечение сквозь дверцу. Если изделие готовится многослойное, важно не передержать. В этом случае верхнее стекло стечет вниз, слившись в единый пласт с остальным материалом. Нужно дождаться лишь подплавления верхнего стекла. Это даст нужную сцепку, сохранив фактуру.

Остужают фьюзинг в домашних условиях постепенно, не открывая печь. Резкие перепады температуры могут привести к растрескиванию стекла. Выжидают примерно полчаса. Остается наслаждаться готовым изделием или доработать витраж до кулона, или другой поделки.

Фьюзинг

Скульптура, изготовленная высокотемпературной обработкой стекла в печи.

Фьюзинг (англ. fusing от fuse — спекание, плавка) — относительно новая технология изготовления витража. Фьюзинг — техника спекания стекла в печи, в таком витраже отсутствуют металлические соединения между стеклами, стекло спекается в печи при температуре 800 °C и становится однородным, вплавляется друг в друга. Применяется, например, для изготовления межкомнатной перегородки или раздвижных дверей в помещении.

Технология берёт своё начало в 1990 году. Первый фьюзинговый витраж был сделан в Германии, где и получил наибольшее распространение. Фьюзинг продолжил многовековую технику горячей эмали, позволив отказаться от металлической пластины-основы.

Основой витража служит стеклянный лист, он является своеобразным «живописным холстом», на котором художник-витражист «пишет» при помощи высокотемпературной печи и кусочков специального стекла для фьюзинга своё произведение. Термическая обработка стекла в печи позволяет создать художественное стекло с оригинальной фактурой и очень широкой цветовой гаммой. Изображение на витраже можно сделать объемным и выпуклым или оставить отдельные участки его плоскими, контуры рисунка воздушны и прозрачны, как у акварели. Имеется возможность создавать желаемую толщину и рельеф витража. Преимущества фьюзинга особенно проявляются при создании абстрактного или «акварельного» рисунка.

Стеклянная эмаль на прозрачной, пропускающей сквозь себя свет, основе придает древней технике эмалирования ранее не виданную чистоту, и яркость красок, ажурность графики. Стеклянная основа позволяет получить иллюзию перспективы, объем и глубину, отсутствующий у работ на металлической пластине-основе. Произведение из эмали превращается в настоящую «картину из стекла».

Фьюзинг имеет ряд преимуществ перед более старыми технологиями изготовление витражей, таких как тиффани (англ. Tiffany glass):

  • позволяет делать витраж многослойным
  • на витраж не влияет вода, так как нет швов между элементами стекла
  • витраж может быть рельефным

Использование высокотемпературной обработки стекла позволяет создавать художественное стекло, неподверженное старению и изменению цвета, с уникальной фактурой и широчайшей цветовой гаммой. Можно сделать рисунок объёмным и выпуклым, а также добиться обратного, — сделать его почти плоским. В результате появляется желаемая фактура, образуется нужная толщина и рельеф стеклянного изделия.

Однако, фьюзинг не позволяет получить чётких контуров изображения: цвета наплывают друг на друга, создавая эффект, напоминающий акварель. Для того, что бы витраж в технике фьюзинг приобрел чёткие контуры и по степени проработки деталей изображения приблизился к живописи, прибегают к совмещению техники фьюзинга с технологией ранее известной лишь ювелирам — технике перегородчатой эмали (филигрань и финифть). Таким образом изготавливают витражи — картины из стекла, но картины имеющие глубину, объём и многослойность в отличие от своих живописных аналогов.

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.

> См. также

  • Моллирование
  • Накладной витраж
  • Триплекс
  • Lampwork

Компоненты для изготовления стекла

Так ли на самом деле было изобретено стекло, или, как гласит другая версия, оно получилось в ходе экспериментов с обжигом глиняных горшков – но люди овладели секретом его приготовления довольно давно.

Для того, чтобы изготовить стекло, требуется три основных компонента.

Кварцевый песок – это чистый речной песок, состоящий из оксида кремния. Доля песка в смеси для варки стекла составляет около 75%. Он плавится при очень высокой температуре: его нужно нагревать до 1700 градусов Цельсия. От качества песка во многом зависит прозрачность и качество будущих стеклянных изделий. Венецианские стеклодувы, изготавливавшие наиболее знаменитое в средневековой Европе муранское стекло, специально привозили песок из провинции Истрия, а для богемского стекла мастера измельчали в мелкий песок куски кварца.

Сода (или поташ) необходима для того, чтобы расплавить песок при более низкой температуре. Добавив в песок соду в нужной пропорции, температуру нагрева стеклянной смеси снижают практически вдвое.

В процессе нагрева сода разлагается до оксида натрия или калия, который и служит катализатором плавления. В древности ее получали путем выщелачивания золы после сжигания водорослей или хвойных пород дерева. Доля соды в смеси для стекла составляет около 16-17%.

Известь, или окись кальция, делает стекло нерастворимым большинством химических веществ, крепким и блестящим. Впервые добавлять ее в стекло начали богемские стеклодувы в семнадцатом столетии, применяя для этого известняк или мел.

Кроме того, сегодня в массу для приготовления стекла добавляют сульфат натрия, таламит и нефелиновый сиенит. Для получения разноцветного стекла в качестве добавок используют окиси различных металлов: меди, железа, серебра и т.д.

Этапы производства листового стекла

Все ингредиенты, из которых производится стекло, загружают в печь и нагревают до образования жидкой однородной массы.

Расплавленную массу загружают в гомогенизатор и перемешивают до полной однородности.

Стеклянную массу выливают в длинную емкость, где находится расплавленное олово. На его поверхности стекло разливается ровным слоем одинаковой толщины, постепенно остывая.

Застывшая стеклянная лента поступает на конвейер, где производится контроль толщины и нарезка на стандартные куски стекла. Обрезанные неровные края и брак, не прошедший контроль качества, поступает на переплавку.

Готовое листовое стекло проходит последнюю проверку качества и отправляется на склад готовой продукции.

Аналогичным образом изготавливается стекло для производства посуды, измерительных приборов, елочных игрушек и другой продукции. Состав стекла может изменяться в зависимости от свойств, которые оно должно иметь.

Кроме того, для повышения прочности оно может подвергаться процедуре закаливания, приобретая способность выдерживать сильные удары по поверхности.

Популярны сегодня дуплексные и триплексные стекла, склеенные специальными составами из двух или трех слоев тонкого стекла. Однако основу каждого из них составляют золотой кварцевый песок, питьевая сода и обычная известь.

Поделки в технике фьюзинг: тарелка

Для того чтобы создать яркую тарелочку с нотками лета, нужно лишь следовать следующей инструкции:

  • Для начала нужно создать трафарет. В данном случае в его роли будет выступать двенадцатиугольник. Хотя форма прямо зависит от того, какую форму мастер хочет придать будущему изделию.

Трафарет для будущей тарелки по фьюзинг-технике

  • Этот трафарет прикладывается к молочно-белому стеклу.
  • Теперь маркером трафарет обводится по контуру.

ВАЖНО: Предпочтительно остановить выбор на перманентном маркере, который используется для надписей на CD-дисках.

Контур будущей тарелки по технике фьюзинг

  • Теперь, вооружившись стеклорезом, можно создавать стеклянную копию трафарета. При желании можно вытереть метки маркера с помощью спирта. Но это совсем не обязательно – маркер при нагревании стекла испарится, скорее всего, сам.

Заготовка для фьюзинг-тарелки

  • Далее можно заняться украшением будущей тарелочки. Из кусочков цветного стекла вырезаются заготовки для окантовки и узора. Учитывая летнюю тематику, узором будут цветочки.

Украшенная заготовка для фьюзинг-тарелки

  • При желании можно посыпать узоры крошкой из стекла. Получается такой чудесный элемент декора благодаря специальной машинке.

Слегка посыпанная стеклянной крошкой заготовка для фьюзинг-тарелки

  • Теперь лещадка посыпается разделителем. На нее помещается заготовка под тарелочку – и в печь!

Будущая тарелка-фьюзинг в печи

  • Осталось придать тарелочке объем, чтобы она не напоминала стеклянный блин. Можно приобрести готовую основу для моллинга, а можно и изготовить самостоятельно из соображений финансовой экономии. Итак, для подобного понадобятся 4 кирпича.

ВАЖНО: Кирпичи необходимо подобрать огнеупорные и легкие.

Вот такие кирпичи нужны при изготовлении фьюзинг-тарелки

  • По периметру композицию из кирпичей стоит зафиксировать листовым железом.

Композиция для моллинга при изготовлении фьюзинг-тарелки

  • Вооружившись циркулем, стоит нарисовать очертания дна и края будущей тарелочки.

Заготовка для моллинга для изготовления фьюзинг-тарелки

  • Окружность-дно очищается стамеской. Все это легче, чем кажется, так как огнеупорный кирпич достаточно мягок.

Сюда поместится будущая фьюзинг-тарелка

  • Дно и края нужно соединить скосом. Отшлифовать заготовку под моллинг наждачной бумагой тоже нужно не забыть.

Моллинг-заготовка для фьюзинг-тарелки

  • Но так как края тарелочки будут волнообразные, нужно соответствующим образом подготовить и миллинг-основу.

ВАЖНО: Лучше всего с этим поможет справиться использованный ранее трафарет тарелки. Поэтому не стоит спешить его выкидывать!

Наметки для волнистой тарелки-фьюзинг

  • Теперь нужно сформировать лепестки. Инструмент для этой цели – обернутая наждачной бумагой палка.

Вот так выглядит моллинг-заготовка тарелки-фьюзинг

  • Моллинг-основа готова! Нужно ее посыпать разделителем – и можно размещать в печи стеклянную заготовку.

Будущая тарелка-фьюзинг помещается на моллинг-основу

Получается такая тарелка-фьюзинг

Поделки по технологии фьюзинг: украшения

Как посуда, так и украшения по технологии фьюзинг изготавливаются мастерами достаточно часто. Попробуем в этом мастер-классе разобраться в том, как создать кулон:

  • Первым делом, стоит начертить эскиз.
  • Согласно наброску вырезаются кусочки стекла. Помимо стеклореза, рекомендуется воспользоваться ломателями – ими легче отделить кусочки по линии разреза.
  • Можно сложить полученные стеклянные кусочки вместе и посмотреть, как будет выглядеть узор на украшении. Если что-то не устраивает, можно изготовить дополнительные детальки.

ВАЖНО: Если используется масляный стеклорез, который идет по стеклу более легко, нужно обязательно позаботиться о очистке стекла от масла.

Масло, а также соринки и ворсинки нужно убрать, чтобы они не попали во фьюзинг-изделие

  • После обработки стекла в мыльной воде нужно заняться подготовкой печки – на ее дно выстилается термобумага. Стекло в результате этой нехитрой процедуры не прилипнет к печи, а обратная поверхность кулона останется ровной и красивой.
  • Теперь на термобумагу выкладывается композиция из стекол. Не беда, если на них после мытья остается немного воды – это не повредит поделке. Если нужно выровнять композицию, можно воспользоваться обычным пинцетом.
  • Если хочется получить объемное толстенькое украшение, нужно заготовку накрыть сверху прозрачным стеклом.

Заготовка для будущего фьюзинг-кулона

  • Осталось поставить всю композицию в печку. Сколько выпекать кулон? Все зависит от печки – более подробную информацию можно прочитать в инструкции к печи. Также нужно учитывать качество стекла и, собственно, саму задумку.

ВАЖНО: В любом случае рекомендуется периодически проверять состояние поделки. Через каждые 3 минуты, например. Но проверка должна происходить быстро.

Кулон-фьюзинг в печи

  • Как только поделка обработается в печи, нужно оставить ее остывать на 2 или 2,5 часа.
  • Поделку лучше обработать теплой водой – так остатки термобумаги исчезнут окончательно.

Вот такая получится заготовка для фьюзинг-кулона

  • Теперь нужно взять бейл – деталь для крепления украшения с шнуром или цепочкой – и приклеить к стеклу. На некоторое время бейл зажимается. В течение нескольких минут, пока клей еще не высох, можно выровнять при необходимости деталь.
  • Поделку стоит оставить примерно на сутки – за это время клей высохнет окончательно.

Кулон-фьюзинг готов — осталось только подобрать подходящий шнурок

Часы по технологии фьюзинг: фото, мастер-класс

Изящные часики из стекла украсят стену любой комнаты. Итак, что же нужно для их изготовления?

  • Для начала – создать эскиз. Он должен быть в пропорции 1:1 по отношению к оригинальному размеру.

Эскиз фьюзинг-часов

  • Теперь можно приступить к нарезанию стекла. Часы планируются в форме цветка, и лепестки к нему лучше создавать из близких оттенков. Можно заготовить и несколько деталек из прозрачного стекла – они придадут готовому изделию объем и красивые блики.

ВАЖНО: Что касается основы под часы, то ее тоже лучше сделать из прозрачного стекла – так получится создать визуальную перспективу, глубину.

  • Теперь под стекло-основу кладется эскиз, а на стекло – кусочки-заготовки. Их местоположение должно соответствовать пометкам на эскизе. Цветные кусочки приклеиваются к основе, но клея нужно немного, чтобы избежать разводов после запекания.

Детали из стекла для будущих фьюзинг-часов стоит для удобства пронумеровать

  • Осталось запечь поделку – и примерно спустя сутки после запекания и остывания стеклянная заготовка для часов будет готова!

Вот так выглядит заготовка под часы-фьюзинг

  • Но работа еще не завершена окончательно, ведь изготавливается не просто красивый круг, а часы. То есть нужно сделать отверстие для часового механизма. И поможет этому дрель, снабженная специальным сверлом для работ по стеклу. На место, которое будет обрабатываться, стоит капнуть немного воды – и можно приступать к сверлению.

ВАЖНО: Главное в этом процессе – не торопиться и не давить на стеклянную поверхность.

  • Теперь осталось лишь установить часовой механизм. О том, как это сделать, можно прочитать в инструкции, которая должна прилагаться к механизму.

Вот такие красивые получаются часы-фьюзинг

Абажур в технике фьюзинг: мастер-класс, фото

Стеклянное обрамление лампы на прикроватном столике – что может быть уютнее в домашнем интерьере? Как изготовить абажур?

  • Итак, для начала нужно специальную термостойкую доску покрыть праймером. На этой поверхности и обозначаются контуры будущего абажура. Прорисовать их можно обычным карандашом.

Такой самый простой эскиз можно составить для будущего фьюзинг-абажура

  • Теперь нужно заняться разрезанием стекла на полоски. Полоски могут быть различного размера. Из инструментов пригодятся ломатель для стекла, плоскогубцы и, конечно же, стеклорез.

Такими инструментами и на такие кусочки разрезается стекло для будущего фьюзиг-абажура

ВАЖНО: Щипцы для мозаичных работ – великолепное приобретение. Ими чрезвычайно удобно регулировать размер заготовок.

Щипцы для мозаики — хороший инструмент для изготовления фьюзинг-абажура

  • Далее начинается сбор абажура. Кусочки укладываются в зависимости от фантазии и эскиза.

Заготовка для абажура-фьюзинг

  • Теперь идет второй слой.

Второй слой стеклянных полосок для будущего фьюзинг-абажура

  • На концы лучиков предпочтительно положить по кусочку стекла – так они получатся утолщенными.

Еще кусочки стекла для абажура-фьюзинг

  • Заготовка укладывается в печь. Пока не поздно, можно еще доложить стекол.
    Теперь около 5 часов поделку необходимо выпекать. И еще 10 часов она должна медленно охлаждаться в печи.

ВАЖНО: Нельзя резко открывать печь – стекло вполне может покрыться трещинами.

Заготовка для фьюзинг-лампы помещается в печь

Так выглядит испеченная хаготовка для фьюзинг-абажура

  • Но это еще не все, ведь заготовку нужно моллировать – обработать ее заново жаром, придав иную форму. Для этого стеклянный круг укладывается на специальную основу.

Так выглядит заготовка для фьюзинг-абажура на основе для моллирования

  • Такая заготовка помещается в печку. Около 15 часов придется подождать.

Так выглядит фьюзинг-абажур

Фьюзинг: что это такое?

В переводе с английского языка «фьюзинг» означает «сплав», «нагрев». Проще говоря, множество кусочков стекла различного цвета спекаются между собой, образуя какое-либо изделие.

Такие изделия и находили в египетских гробницах. Очертания будущей поделки создавались благодаря специальной форме, в которую помещался материал. Тот же принцип так называемой «горячей эмали» используется и в наши дни.

Фьюзинг применялся еще в Древнем Египте

Долго мучиться со склеиванием стекла также необходимости нет, как и в случае с формированием очертаний. Как мы знаем, любой материал можно расплавить при определенной температуре.

ВАЖНО: В случае со стеклом диапазон составляет 600-900 градусов. Иногда он расширяется и до 1100 градусов.

Нередко фьюзинг путают с витражом. Эти виды искусства и правда настолько похожи, что незнающий глаз может их запросто принять за одно и то же явление. В действительности фьюзинг – это разновидность витражного творчества.

Отличия следующие:

  • Если присмотреться к витражу внимательнее, станет очевидно, что основой ему служит металлический каркас. Фьюзинг же совершенно исключает использование металлического профиля – при такой технологии стеклышки не нуждаются в связывающей основе, напрямую сплавляясь друг с другом.
  • В мозаичных полотнах четко различимы отдельные кусочки. Даже издалека можно определить их границы. Фьюзинг позволяет добиться эффекта акварели, когда силуэты размыты, а очертания мягкие.

Классический витраж — в нем видны, в отличие от фьюзинга, четкие границы цветных стеклышек

Картина, выполненная по фьюзинг-технологии — видно, что некоторые границы более размыты, чем у витража

  • Также следует отметить то, что изделия, изготовленные в технике фьюзинг, получаются объемными. Если хочется создать рельефную вещь, определенно стоит присмотреться к фьюзингу.

Картина-фьюзинг получается рельефной

  • Помимо отличий в эстетическом плане, имеются и практические. Так, отсутствие швов делает фьюзинг-изделия устойчивыми к воде.

Фьюзинг в домашних условиях: как подобрать оборудование и инструменты

Только что услышавшим о таком рукоделии может показаться, что изделия из спеченного стекла под силу сделать лишь на специальном громоздком промышленном оборудовании. Но это не так! Фьюзингом можно заниматься даже в домашних условиях.

ВАЖНО: Впрочем, без специальных приспособлений все равно не обойтись.

Итак, какие же это инструменты, оборудование?

  • В продаже можно найти специальные печи. Причем совершенно не громоздкие, без проблем размещающиеся в жилом помещении. Такую печку вполне можно подключить к стандартной электросети, мощность которой не превышает 220 Вольт. Печка использует, как правило, 3 кВт – этого вполне хватает для работ со стеклом. Особенность нагревания в таких печах заключается в том, что тепло окутывает стекло равномерно – в результате трещин не возникает.

Печь для фьюзинга

  • Можно еще больше упростить домашний фьюзинг, приобретя мини-печь для микроволновки. Она термоустойчивая, поэтому подходит идеально. Благодаря покрытию стенок изделия создаются намного быстрее, нежели в более крупной печке. Конечно, крупные изделия изготовить в такой миниатюрной печи не получится, но для создания маленьких шедевров она подходит отлично. Подобное оборудование считается наиболее безопасным и подходящим для новичков.

ВАЖНО: Создавать поделки просто в микроволновке без мини-печки нельзя!

Белый небольшой цилиндр — это и есть печь для фьюзинга в микроволновке

  • Лещадки или, как их еще называют, «печные полки» — необходимы в том случае, если нужно работать с печкой большего размера. Чаще всего мастерами приобретаются лещадки из керамики – они наиболее удобные и доступные по стоимости.

Лещадки для домашнего фьюзинга

  • Печные подставки – предпочтительны в том случае, если имеется крупная печь, и желание равномерно прогреть и так же равномерно охладить поделку.
  • Фильтры поляризационные – помогают определить внутреннее напряжение стекла. Некоторые мастера используют фильтры от фотоаппарата или обычные стекла очков, но предпочтительно все же приобрести специальные приспособления.
  • Стеклорезы – крайне желательно покупать инструмент, имеющий карбидный наконечник. Они качественные и, согласно наблюдениям, служат даже дольше стальных.

ВАЖНО: Если стеклорез относится к тем, которые смазываются сами, нужно учесть один нюанс. Масло лучше удалить сразу, иначе потом придется удалять его со стекла.

Стеклорез при фьюзинге — вещь нужная

  • Плоскогубцы – они бывают полезны при отламывании кусочков стекла желаемого размера.
  • Шлифовальная машинка, которой можно обработать стекло – красивых аккуратных краев изделия без нее добиться сложно. Медная либо свинцовая фольга не скроют изъяны. Что касается шлифовальных кругов, стоит подобрать несколько экземпляров, различных по степени зернистости, и размерам.
  • Шпатель – он пригодится для нанесения разделителя, в роли которого может выступать архитектурный гипс.
  • Жесткая щетка – ею можно разделитель удалять.
  • Кисть – для того, чтобы была возможность удобно наносить жидкий разделитель. Она должна быть широкой и обладать мягкой щетиной.

ВАЖНО: Предпочтительно выбрать кисти «Хейк», «Сумм».

  • Пульверизатор – самый обычный, но способный пропустить крупные частички разделителя. Этим инструментом лучше всего наносить разделитель на печные полочки, формы.
  • Круглогубцы тонкие – без них не обойтись, если планируется изготовление украшений и крючков к ним. Идеальны круглогубцы-кусачки.

Круглогубцы во время фьюзинга тоже могут пригодиться

  • Предметы защиты – без них не стоит мастерить даже опытному рукодельнику. Без асбестовых или кожаных перчаток, например, открывать печь не рекомендуется категорически. Защитные очки для сварочных работ помогут уберечь глаза от инфракрасного излучения, неизменно образующегося при нагревании специального оборудования для техники фьюзинга. Также нелишне запастись огнетушителем, учитывая специфику хобби.
  • Разделительная бумага из керамического волокна – может послужить аналогом разделителя между самим стеклом и полочкой печи.

ВАЖНО: Необходимо проследить за тем, чтобы керамическое волокно не попадало в дыхательные пути. Для этого важно обеспечить хорошее проветривание помещения.

  • Проволока из меди – ее можно вплавить между слоями стекла, чтобы они не разрушались. Главное – проследить, чтобы проволока была изготовлена именно из меди, а не из сплава.
  • Формочки – они помогают определить очертания будущей поделки. Выбираются согласно индивидуальным предпочтениям.

Формочки для фьюзинга могут быть различными

Фьюзинг в домашних условиях: как подобрать материал?

Стекло – это отдельная тема. Дело в том, что любой приглянувшийся кусок не подойдет. Требуется именно специальное стекло для фьюзинга. Чем же оно отличается от обычного?

  • Яркими оттенками и разводами
  • Великолепным блеском
  • Самое главное – одинаковым КТР (коэффициент температурного расширения). Благодаря этому в процессе рукоделия стекло не дает трещин и не разваливается. Дело в том, что одна часть обычного стекла при обработке будет меняться в размерах сильнее, нежели другая – это и приведет к деформации, разрушению.

Популярные производители стекла для фьюзинга – это «Uroboros», «Moretti», «Spectrum». Новичкам рекомендуется обратить внимание на последний вариант – он и по цене приемлем, и качеством порадует.

ВАЖНО: Но самое, пожалуй, основное – это обратить внимание на коэффициент, обозначающий значение КТР. К примеру, пометка может выглядеть как «System 96».

Специалисты по фьюзингу утверждают, что спекать между собой необходимо стекла лишь одинакового коэффициента. При этом производители могут быть разными.

Выбор стекол для фьюзинга достаточно широк

Какие еще материалы, кроме стекла, предпочтительно приобрести?

  • Специальный аэрозоль – при работе с некоторыми стеклами предпочтительно наносить его тонким слоем. Тогда стеклянная поверхность сохранит блеск и гладкость. Предпочтительно приобретать аэрозоль «А».
  • Разделитель – без него не обойтись, так как нагретое стекло довольно липкое, а прилипать к печной полке ему позволять нельзя. Работа со стеклом предопределяет использование специального разделителя. Он должен наполовину состоять из гидрата алюминия и наполовину – из каолина. Либо можно воспользоваться архитектурным гипсом.

ВАЖНО: Разделитель для керамики не подходит категорически. Он может, наоборот, вызвать прилипание и возникновение пузырей.

  • Клей – он используется перед процессом спекания для скрепления кусочков стекла. Главное, чтобы клей был нетоксичным. Подходит, к примеру, марка «Bohle». Наносить его нужно немного, так как весь клей не исчезнет, а пузырьки никому не нужны.

Этот клей может быть использован для фьюзинга

Техники фьюзинга: виды

Техник фьюзинга, несмотря на общие алгоритмы работ, существует несколько:

  • Плостностное спекание – наиболее популярно. На выходе получается, как понятно из наименования, плоское изделие. Оно может послужить как самостоятельным украшением, так и основой для какой-либо более объемной продукции. На лист-подложку из стекла выкладывается композиция, а затем запекается. Казалось бы, техника очень легкая. Но свои нюансы у нее имеются – так, она не допускает ни малейших ошибок. Каждый шаг от выбора стекла и до запекания должен быть выверен тщательно.
  • Комбинированное прочесывание – поклонники этой техники изменяют форму изделия с помощью специального инструмента на той стадии, когда поделка еще горячая. Изменения производятся вручную. Преимущество в том, что мастер может устранить проблемы, в прямом смысле слова, «по горячим следам».
  • Огневое полирование – с помощью данной техники изделию придается гладкость, оно становится блестящим. Как правило, метод рекомендуется в тех случаях, когда края изделия нужно сделать округлыми.

ВАЖНО: Изделие важно вынуть из печи до того, как оно сильно расплавится.

Декоративная тарелка, изготовленная по фьюзинг-технике огневое полирование

  • Моллирование или, как еще называют эту технику, «формование» — повторная термическая обработка. В результате изделию придается желаемая форма. Отличный способ переделать то, что уже не нужно, в нечто более полезное и красивое.
  • Пате де вэр – метод заключается в отливке в формы с добавлением соды. В итоге поделка при спекании покрывается небольшими пузырьками.

Комплект украшений, изготовленных по фьюзинг-технике пате де вэр

Фьюзинг в домашних условиях: советы и рекомендации

Как и все мастера, поклонники фьюзинга имеют в запасе несколько рекомендаций для новичков:

  • Некоторое время заготовку обязательно нужно подержать на максимальной температуре, сразу ее убавлять нельзя. Так называемая «стадия выдержки» позволяет достичь максимальной гладкости и плоскости.
  • Снижать температурные показатели предпочтительно резко. Постепенное снижение может обернуться почернением изделия. Достичь резкого охлаждения можно просто открытием печной дверки.
  • Как только стекло приняло свой естественный оттенок, необходимо снять его напряжение. То есть произвести отжиг. В результате изделие и форму нужную примет, и прочность сохранит.

ВАЖНО: Отжиг производится при достижении 580 градусов.

  • Изделие некоторое время обязательно должно находиться в печке во время остывания. Можно вынуть мини-печь для фьюзинга из микроволновки и установить ее на керамическую либо металлическую поверхность. Так постоять печка с содержимым должна около получаса. Этот шаг позволит предотвратить образование хрупкости стекла.

Если блюдце-фьюзинг сделать правильно, оно будет прочным, выдерживая вес фруктов

Популярность фьюзинга не угасает достаточно длительное время. Это неудивительно: изделия получаются изящными, яркими, уникальными. Хочется надеяться, что данная статья помогла проникнуться такого рода творчеством.

Спекание стекла в печи. Ликбез в стиле заметок на полях.

Для любых подобных работ со стеклом нужна спец. печь — «печь для фьюзинга» или «печь для спекания и моллирования стекла». Они бывают чемоданными (как у меня) или муфельными.
Свою печь, как уже упминалось, я заказывала у преподавателя в собственном ВУЗе. Если интересно — http://www.feryaev.ru/
Вот моя печь:

На первом фото на ней стоит емкость с умершими во время спекания гипсами. И пусть вас не смущает близость занавески т кровати — это все результат ремонта в квартире! На самом деле так работать нельзя, ессно. А вот близость балкона сказывается положительно.
Прибор, контролирующий программу — «Поликон 814»

Максимальный нагрев до 900град, мощность — 2,5кВт, подведен дополнительный кабель, как для стиральной машины или электроплиты.
Греется, воняет, но все в пределах разумного. Размещать ли такое в квартире — дело ваше, советовать тут ничего не буду. Ессно, что все это на грани фантастики — такую печь лучше заводить в мастерской или на даче.
О стекле.
Стекло бывает разное (жидкое и газообразное))))), температура плавления различно. Есть один момент: не все декоративные стекла применмы для спекания (вспомним опыт с американкой).
Опясывать все здесь тоже бессмысленно, поройтесь по сайтам торговых компаний — они сами по себе кладезь информации. Например: http://www.stekloimir.ru/browse.php
Технологические моменты.
Дно печи слегка присыпают гипсом при помощи ситечка (как муку) — это предотвращает прилипание стекла ко дну печи, а так же придает стеклу фактуру.
Стекляшки для спекания просто кладут на дно печи — они не прилипнут и не растекутся, если температура подобрана верно.
Формы для моллирования располагают рядом или вплотную. Вплотную — удержат друг друга, если начныт трещать, но могут препятствовать прогреванию, отчего стекло может хуже расплавиться.
Форма может быть выпуклой или вогнутой (в предыдущем посте как раз показывала формы и то, что из них получается).

Температура.
Балансировка температуры относится к тайнам мастерства. Не только потому, что никто не расскажет вам об этом из-за соображений конкуренции, но и потому, что график зависит от массы причин:
— вид стекла
— размер форм
— толщина стеклянного слоя
— загруженность печи
-…
Т.е. предугадать результыт сложно, все это постигается методом проб и ошибок — и это непреложная истина. Один раз стекло расплавится так, другой раз — иначе.
Вот, например, результаты спекания одного и того же кусочка брянского красного при разных условиях: красное, красное непрозрачное, оранжевое,…

Подобное соединяется с подобным. Нельзя смешивать много разноцветных стекол сразу на готовом изделии — сначала надо это проверить. Вот, например, результат сплавления камешков для аквариума: зеленые и голубые равномерно растеклись, прозрачное с синими нитями только склеилось, не так сильно потеряв форму, а ряд с голубыми нитями внутри, потрещал, а затем и отделился, сматировался, да к тому же приобрел какие-то тканеподобные складки на поверхности.

Пример температурного графика:
— плавный нагрев от комнатной температуры до 850 град за 4-5 часов
— выдержка на 850 в течение 15 мин — 1,5 часа
— отключение печи для естесственного остывания
Такой температурный график подойдет, например, для моей маленькой печки, полностью загруженной тонкими гипсовыми формами, набитыми брянским стеклом. Весь цикл занимает около суток (4-6 часов подключена, 18-20 отключена, охлаждается)
Чего делать нельзя:
— ставить в печь недосушенные гипсы
— класть мокрое стекло
— открывать при температуре выше 100 град. (максимум — 180 град)
Стекло боится охлаждения больше, чем нагрева! Оно трещит при понижении температуры на 35 град.!
Ну вот, вобщем, и все, что можно об этом сказать…
Если возникнут «странные» вопросы — сначала погуглите и посмотрите ссылу на тот магазин, что указана в начале поста — там и стеклорезы есть, и разное стекло, и печи, и вообще все.
Все, что не описано в данном посте — стра-а-ааашшшшный секрет 😀

Записи созданы 4315

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх