Своими руками стеллаж

Каждый мастер знает насколько важно правильно обустроить свое рабочее место. От работы необходимо получать удовольствие, а потому сама обстановка должна быть удобной, практичной и продуманной. В контексте обустройства мастерской имеет значение каждая мелочь, здесь все зависит не только от того, какую работу вы планируете выполнять, а от ваших личных предпочтений, вашего видения и понимания удобства и практичности.

При необходимости вы должны быстро найти нужный инструмент, а также нужные в конкретный момент времени детали или запасные части. Одним из ключевых элементов в обустройстве любой мастерской являются специальные полки и стеллажи: на них размещают запасные части, комплектующие оборудования, инструмент и различного рода крепежную фурнитуру: болты, винты, гайки и т.п.

В целом может показаться, что полка простой и даже примитивный предмет интерьера, однако это заблуждение. Хорошая и практичная инструментальная полка может быть достаточно сложной конструкцией, в которой сочетается удобство, практичность и некая элегантность.

Достаточно посмотреть в сети на оформление гаражей и иных мастерских: обратите внимание на фотографии полок для инструмента – разнообразие конструкций приятно удивит любого мастера. Как в этом многообразии выбрать или лучше сделать самостоятельно – именно об этом пойдет речь в этой статье.

Краткое содержимое статьи:

Полки для инструмента промышленного изготовления

Промышленность предлагает сегодня достаточно широкий спектр различного вида стеллажей и полок под инструмент, а также под другие повседневные нужды. Можно найти компактные подвесные конструкции, хотя иногда встречаются образцы достаточно объемные, многоярусные, скорее напоминающие открытые шкафы.

Если у вас достаточно большая профессиональная мастерская, вам нужно что-то более вместительное, хотя род деятельности необходимо учитывать в любом случае. Т.е., подбирать необходимо исходя из того, какую работу вы будете выполнять в вашей мастерской.

В этой статье мы не будем рассматривать все многообразие полок и стеллажей как таковых, а остановимся на инструментальных полках. Подбирая конструкцию, учитывайте тип инструмента, его размеры, количество, вес.

Материал, из которого будет сделана полка, должен быть достаточно прочным. Так, для гаража наиболее практичны стальные конструкции, а в мастерских, где производится ремонт бытовой техники, прочность не является первоочередным требованием, поскольку используется более легкий и компактный инструмент.

Все это лишь самые общие моменты, которые необходимо учитывать при выборе промышленного образца инструментальной полки. Для того чтобы в полной мере соответствовать всем вашим запросам, т.е., если вы хотите разложить инструмент именно так, как будет удобно для вас, самая лучшая конструкция – это полка для инструментов сделанная своими руками.

Самостоятельное изготовление инструментальных полок

Прежде чем начинать работы, необходимо определить следующие моменты:

Какой инструмент будет помещен на стеллаже? Сколько единиц этого самого инструмента необходимо разместить?

Где будет установлена сама полка. Если это будет подвесная конструкция – как она будет крепиться к стене. Для полки, которая расположена на верстаке или полу, необходимо предусмотреть возможность ее безопасной установки – в случае чего, она не должна легко роняться.

Не следует на одной полке размещать сразу весь инструмент, а точнее смешивать все вместе: молотки, отвертки, электродрель и т.д. Если вы собираетесь сделать одну полку, лучше предусмотреть различные секции, в которых буде производиться разделение инструмента по типу и назначению.

Определите, в каком месте будет установлена или подвешена полка. Вам необходимо иметь свободный доступ к ней, при этом она не должна мешаться в процессе работы. Стена, на которой будет подвешена полка, должна быть несущей и ровной.

Предварительно подготовьте поверхность при необходимости. Если будет производиться установка на пол, удостоверьтесь в том, что в этом месте пол достаточно прочный и ровный.

Просмотрите специализированные сайты, на них можно найти готовые варианты, это поможет найти оптимальное решение и соблюсти требования практичности, удобства при достаточно привлекательном внешнем виде.

Особенно тщательно подойдите к выбору материала, из которого будет сделан ваш инструментальный стеллаж. Здесь многое зависит от ваших навыков, возможностей, доступности инструмента и оборудования.

Итогом подготовительной работы должен стать чертеж, на котором будут обозначены размеры, внешний вид и взаимное расположение деталей. Продумайте, как все элементы конструкции будут скреплены друг с другом, что для этого необходимо. Если это подвесная полка — система ее крепления к стене должна быть абсолютно надежной.

Когда чертёж готов, необходимо подумать о том, как мы будем делать полку для инструмента. Определите всю последовательность ваших действий. После того, как все элементы будут готовы, крепежные и технические отверстия и пазы сделаны, можно приступить к сборке.

Самыми сложными в изготовлении являются выдвижные полки для инструментов – все трущиеся поверхности должны быть тщательно обработаны и подогнаны друг к другу. После сборки необходимо убедиться в отсутствии заеданий в работе ящиков и других движущихся элементов.

После сборки необходимо покрасить конструкцию. Если это полки для инструментов в гараже и сделаны из металла, лучше предварительно загрунтовать поверхности, а после покрыть автомобильной эмалью.

После полного высыхания, установите стеллаж на его место. Если это навесная полка для инструмента, необходимо надежно закрепить ее на стене и убедится в качестве выполненных работ.

Как сделать стеллаж своими руками?

8 September, 2013

Разбросанные игрушки – это самое распространенное явление в детской комнате. У нас, к сожалению, комната только одна на всех, но в ней тоже много игрушек и они также зачастую разбросаны по квартире. Однако, по методике раннего развития Марии Монтессори приучение малышей к порядку начинается с самого раннего детства. Нужно только помочь малышу. Вот мы и решили своими руками сделать Монтессори стеллаж для хранения детских игрушек, материалов для творчества и занятий.

Стеллаж для игрушек 🙂

За образец взяли популярный стеллаж фирмы “IKEA” из серии “Expedit”. Скачали инструкцию по его сборке на икеевском сайте, детально рассмотрели её. Благодаря этому мы увидели, как он устроен, из каких деталей состоит и как собирается.

Затем мы замеряли пространство, которое запланировали выделить под самодельный “Экпедит”, и распланировали его сначала в уме и на бумаге. Потом Костя нарисовал его в Corel Draw и 3Ds Max. Таким образом, мы обдумали самую удобную для нас конфигурацию с 12 маленькими и 3 большими секциями.

Чертежи для самодельного стеллажа:

Варианты расположения полок

Чертеж с размерами

3d модель

Раскрой деталей

По полученным размерам в магазине пиломатериалов и мебельной фурнитуры Костя купил по 1 листу МДФ и ДВП и там же заказал порезку материала на необходимые детали. В общем, домой приехал почти стеллаж 🙂

Кстати, подвесную люльку мы собираемся снять, так как Сима уже выросла и стала очень активной.

Распиленные готовые детали из МДФ и ДВП

Теперь нужно сделать отверстия для креплений, собрать, разобрать, покрасить и опять собрать. Про это мы написали большой подробный мастер-класс с фотографиями. Надеемся он поможет вам решиться на новую мебельную авантюру.

Кстати, наш стеллаж стал возможным благодаря советам и наставлениям профессионального мебельщика Никиты Максимова, который живет и работает в Петербуге. Спасибо, Никита!

Итак, как сделать стеллаж своими руками?

1. Первым делом рисуем шаблон для разметки отверстий. Это делается для того, чтобы не отмерять каждую метку отдельно n-количество раз. У нас получилось 3 метки: 2 по краям, 1 ровно по середине. По ним мы будем сверлить отверстия под шканты и конфирматы.

Отмечаем места под шканты

2. По меткам сверлим в каждом углу конструкции по 2 отверстия для конфирматов. Вкручиваем конфирматы.

Сверлим отверстия под конфирматы

Закручиваем конфирматы

3. С помощью угловой струбцины фиксируем коробку из 4 самых длинных деталей на время монтажа полок. Это нужно для того, чтобы конструкция имела жесткость, не разваливалась и соблюдался прямой угол.

Закрепили основные детали стеллажа

4. Подобрали сверло по диаметру шкантов. При помощи шаблона отмечаем места для отверстий. Делаем керном углубления. Сверлим отверстия. Шкант имеет длину 35 мм, поэтому в торцах деталей делаем отверстия глубиной 25 мм, а в плоскостях 10 мм.

Подбираем сверло нужного размера

Отмечаем места под шканты

Наносим метку для сверления

Выставляем глубину засверливания

Сверлим отверстия под шканты

5. В полученные отверстия вставляем не шканты, а маркеры для шкантов. При помощи них ставим метки на второй детали. Это нужно для того, чтобы центры двух отверстий (в которых будет размещен шкант) совпадали. По полученным меткам сверлим отверстия под шканты.

Вставляем в отверстия маркеры для шкантов

В качестве шаблона используем полку

Наносим метки, ударяя по полке сверху

Метки хорошо видно при боковом свете

Делаем углубления в местах меток

Сверлим отверстия под шканты

6. Забиваем шканты. Вставляем деталь на место. По такому же принципу делаем весь первый ряд.

Забиваем шканты в отверстия

Сажаем деталь на место

Нижний ряд готов

7. Для второго ряда нам потребовалось сверлить отверстия глубиной 46 мм, поэтому дощечка для выставления глубины сверления была немного усовершенствована при помощи бумажной линейки. Спонсор переделки бесплатные линейки строительного супермаркета Leroy Merlin 🙂

Гаджет для замера глубины засверливания 🙂

8. Чтобы соединить 3 детали, мы использовали 2 шканта. Для этого в верхней детали, как и раньше, мы сверлили отверстие глубиной 25 мм. А 2 нижние просверливали одновременно (24 мм+22 мм=46 мм).

Образец соединения деталей

Второй ряд собран

9. Для сборки последнего ряда сняли верхнюю детали длиной 2 м. По принципу 1-го ряда сделали все отверстия под шканты, вставили шканты. Закрепили верхнюю деталь на место.

В каждом торце стеллажа сделали по 4 отверстия (по 2 на полку) под конфирматы, закрутили конфирматы. Это делает всю конструкцию крепче.

Стеллаж полностью собран

10. Готовимся к покраске: постелили газеты, поставили деталь на баночки, чтобы проще было красить торцы и ничего не прилипало. Все детали красили акриловой краской (Komposit Емаль Profi) и акриловым лаком (Sadolin Celco Aqua), они не токсичны. Максимально открыли окна, чтобы краска быстрее сохла, а испарения не задерживались в комнате. Все детали покрывали 2-мя слоями краски и 1 слоем лака.

Подготовка к покраске

Акриловые краска и лак

Красим 1-м слоем

Сушим на баночках

Все детали покрашены

11. Собираем заново уже покрашенные детали вместе. На дно приклеиваем войлочные подушечки.

На дно наклеили войлочные подушечки

12. К собранному своими руками стеллажу крепим заднюю стенку. Она придаст ему не только законченный красивый вид, но и дополнительную прочность. Чтобы правильно разместить заднюю стенку, мы с двух сторон приподняли её на одинаковые небольшие подставочки.

Подставочка для задней стенки

Заднюю стенку крепили по нивелиру

Шуруп с шайбой

13. Перемещаем свежесобранный стеллаж на законное место рядом с детским стулом, который мы не так давно переделывали.. Наполняем барахлишком 🙂

Гаджет на колесиках для перемещения мебели

Стеллаж занял свое место

Стеллаж готов и наполнен

Желаем Вам вдохновения, свежих идей и детского позитива!

Эта статья опубликована Kuchers в раздел Создаём

Как самому дома собрать стеллаж с нужными размерами

Недавно передо мной встала задача приобретения стеллажа для книг. Примерно такой конструкции, как на фото ниже. 180 см. в высоту, 80 см. в ширину и 30 см. в глубину. Естественно, первым делом я отправился в магазины, однако минимальная цена без доставки в 2700 рублей меня удивила: уж очень дорого. Мне казалось, что подобный стеллаж можно приобрести в районе 1000 рублей.
И тут мне подсказали идею самостоятельной сборки. Сказано — сделано. А ещё оказалось, что это не только легко, но и и интересно!
Дело в том, что основной материал для подобных стеллажей — ламинированная древесно-стружечная плита (ЛСД ЛДСП), толщиной 16 мм. Соответственно первым шагом было определение размеров деталей и поиск места, где всё это можно напилить.
Размеры стеллажа
Нетрудно увидеть, что необходимый мне стеллаж состоит из 9 крупных деталей: 2 боковые стенки, 6 поперечных полок и белой стенки. Цвет — светлый бук.
Как я уже написал выше, мне нужен был стеллаж 1800*800*300 мм. Соответственно размеры деталей были такими:
2 боковые стенки — 1800*300 мм.
6 поперечных полок — 80*30 см (советую заказывать именно так, а не повторять мою ошибку: я заказал 4 из 6 полок размером 798*300 мм.)
1 стенка из белого ДВП — 1750*830 мм.

Место, где всё это можно купить
В принципе, достаточно в поисковике набрать «распил ЛДСП» и понять где лучше и дешевле. В Петрозаводске этим занимается например компания «Ламинат Монза» на Кооперативной, 6 — http://mzptz.ru/.
Туда я и поехал. К сожалению, сразу они распил не делают, надо ждать несколько дней.
Приехав через пару дней с приятелем на машине (ведь детали достаточно большие и нелегкие), я заплатил за перечисленное выше 1485 рублей.
Но это были ещё не все траты. Дополнительной нужно было купить:
16 полкодержателей по 5 мм. Лучше купить побольше на запас. 1 шт = 35 копеек.
8 стяжек шестригранных 6,3*50 мм — тоже лучше больше купить на запас. 1 шт = 67 копеек
И самоклеющиеся заглушки, чтобы место, где мы сверлили, можно было заклеить.
Также на складе у ребят я купил 10 метров кромки цвета «светлый бук». 1 метр = 7 рублей.
Итого дополнительные детали обошлись мне в 100 рублей.
Итого по стоимости материалов стеллаж обошелся в 1585 рублей. При необходимости, сюда можно добавить стоимость доставки материалов. Таким образом, по материалам выходит почти в два раза дешевле, чем в магазине!
Сборка
А теперь — самое интересное. Сборка стеллажа. Вот, собственно, сами плиты.

Если посмотреть ближе, то выглядят они так: спрессованная древесная стружка с боков. Чтобы этого не было видно — клеим кромку.

Первый этап сборки стеллажа — проклеиваем кромку. Сначала делаем это с полками. Здесь достаточно проклеить только одну сторону, т.к. остальные будут скрыты. Советую сначала потренироваться. Итак, крепко устанавливаем плиту, чтобы она не шаталась.

Далее берем…. утюг! Да-да. Оказывается, кромка клеится утюгом (теплом). Отрезаем необходимый кусок кромки, ровно устанавливаем.

И аккуратно, постоянно следя, чтобы кромка не съехала, проводим утюгом. В результате химической реакции кромка плотно приклеивается к торцу плиты.

Поскольку она шире, чем плита, берем тонкий нож и срезаем лишнее. Важно сделать всё ровно. На самом деле это самый сложный этап, но быстро понимаешь как нужно держать нож. Позже можно взять мелкую наждачку и убрать неровности.
С двумя боковыми стенками делаем тоже самое, только обклеиваем две стороны: лицевую и верхнюю.
Крайне советую посмотреть видео как клеится кромка — http://www.youtube.com/watch?v=R2oL9Jaq62I

Второй этап — сверлим углубления для полкодержателей. Для этого подбираем подходящее по толщине сверло и намечаем углубления (т.е. сверлим не насквозь, а на длину полкодержателей). По сути — они означают расстояния, на которых будут наши полки. В этом и прелесть самостоятельной сборки — ты сам решаешь что тебе и как нужно.
То, что сделали на одной стенке — также делаем на второй.

Третий этап — сверлим отверстия для стяжек. Стяжки соединяют боковые стенки с верхней и нижней полкой (по желанию — можно и в середине сделать). Рекомендую для самой нижней полки отступить сантиметров 5-10.

В верхней и нижней полки сверлим отверстия для стяжек и закручиваем.

В итоге у нас получается такой каркас.

Четвертый этап — прикрепляем заднюю стенку.Это не сложно. Просто по периметру кладется белый лист ДВП и прикрепляется к каркасу. Я пробовал прикрепить на строительный степлер, но держалось плохо, поэтому прибил небольшими гвоздиками,

Пятый этап — вставляем в углубления полкодержатели, устанавливаем полки, клеим заглушки и радуемся 🙂

Вот, собственно, и всё. А этот стеллаж послужит основой для нашего интернет-магазина — http://marketlicey.ru
В принципе, при желании, подобным способом можно сделать всё, что вздумается и так, как захочется!

>Лодка из одного листа фанеры

Проект, чертежи, эскизы и описание технологии изготовления
лодки из одного листа фанеры

Основные данные фанерной лодки
Длина, м 2,7
Ширина, м 1,15—1,20
Высота борта на миделе, м 0,30
Масса, кг 29
Грузоподъемность, кг 150
Пассажировместимость, чел. 1—2

Предлагаю вашему вниманию проект, эскизы и описание технологии изготовления лодки из одного листа фанеры. Конструкция и технология разработаны мной на основе опыта постройки и эксплуатации более 50 подобных лодочек. Если делать так, как написано, избегая больших перекуров, то построить эту лодку можно за две недели, а то и быстрее. В общем, это рыболовная лодка для «небогатенького Буратино», к тому же не обладающего опытом мастера-столяра, которым славился его папа Карло. Стоимость основных материалов (лист фанеры размером 3х1,5 м; рейки, краска и эпоксидка) составила всего 625 рублей.

Основные материалы, необходимые для постройки лодки:

  • монетка (неважно какого достоинства и какой страны);
  • фанера водостойкая марки ФСФ — 1 лист размером 1500х3000 мм и толщиной 4 мм;
  • рейки для бортов: 3-метровые сечением 10х40 мм — 4 штуки;
  • метровые сечением 25х50 мм — 2 штуки;
  • рейки для днища: 2,5-метровые сечением 20х40…50 мм — 2 штуки;
  • 90-сантиметровые сечением 10х40 мм — 6 штук;
  • доски: полупереборка — упор под банку (размеры 1200х125х15 мм) — 1 штука;
  • банка (размеры 1200х250х25 мм) — 1 штука;
  • обвязка транца (размеры 1000х140х20 мм) — 1 штука;
  • упор под ноги гребца (размеры 1000х50х25 мм) — 1 штука;
  • эпоксидный клей — 5 кг;
  • краска;
  • стеклоткань — 3 м (при ширине 0,9 м);
  • проволока медная диаметром 1,5 мм, гвозди, шурупы.

Рис. 1. Конструкция уключины.

Инструмент: пила, дрель со сверлами, струбцины, рубанок, наждачная шкурка.

P. S. Необходимо приобрести уключины (рис. 1). Я делаю такие сам из нержавейки. Пока никаких нареканий на их качество не было.

Технология постройки лодки из одного листа фанеры

Сразу хочу сказать, что строить мы будем лодку с плоским дном. Такая конструкция проще и надежнее.

1. Берем лист фанеры и размечаем по эскизу с помощью рейки линию скулы и часть транца одного правого борта (линия АБВ на рис. 2). Можно в «реперные» точки забить гвоздики. Размеры даны в миллиметрах по привычке, можно было привести их и в сантиметрах. Да и точность размеров тут особенно не нужна. Чуть больше-меньше… Главное, чтобы выкройка днища оказалась симметричной.

2. Выпиливаем часть транца и правую скулу по линии АБВ (см. рис. 2).

Рис. 2. Разметка деталей плоскодонки на листе фанеры
увеличить, 1652х928, 561 КБ

3. Укладываем образовавшуюся обрезанную часть (на рис. 2 — правый борт) на левый борт, крепим последний там струбцинами или гвоздями, чтобы он не сдвинулся с места, и с его помощью, как по шаблону, размечаем отдельно днище и отдельно транец. В этом случае симметрия днища и транца будет соблюдена полностью. Заметим, что в результате проделанных операций по выпиливанию от листа фанеры у нас остались два куска, которые пойдут на изготовление бортов, и транец.

4. По краю кормы, днища и соответствующему краю транца сверлим отверстия диаметром 1,6 мм через каждые 150 мм.

5. Проволокой прикручиваем транец к днищу (используя отверстия).

6. Устанавливаем днище на табуретку и три стула (рис. 3). С помощью классических приемов и классической литературы («Королева Марго», «Война и мир») создаем требуемый прогиб днища в 100 мм и нужный наклон транца. (Хорошо при этом подложить под днище рейки, которые пойдут потом на борта, особенно если фанера толщиной 4 мм).

Рис. 3. Лодка-плоскодонка на стапеле из трех стульев и табуретки.

7. На одном из оставшихся кусков фанеры размечаем контуры борта с учетом наклона транца. Для этого заготовку для борта прижимают к скуле днища. Для удобства в транце вверху можно просверлить отверстия и прикрутить к нему заготовку проволокой, но все равно для разметки борта потребуется помощник, который будет держать носовую часть заготовки будущего борта, и прочертить карандашом оставшуюся на его долю линию соприкосновения заготовки с днищем и линию форштевня.

8. Выпиливаем борт, а затем, используя его в качестве шаблона, выпиливаем и другой борт. Образовавшие неровности удаляем рубанком или, что лучше, шкуркой погрубее, обернутой вокруг деревянного брусочка. Борта стараются сделать как можно более одинаковыми.

9. По краям днища и соответствующим краям бортов сверлим отверстия с шагом 150 мм, промазываем лодку жидкостью против гниения, например, «Сенеж», что значительно увеличит срок службы лодки особенно, если фанера березовая, и сшиваем лодку медной проволокой диаметром 1,5 мм. Скрутки формируем снаружи. Учтите, что борт при стыковке с днищем ставят на днище. Транец тоже ставят на днище и располагают внутри бортов.

10. Осаживаем и обстукиваем молотком проволоку скрепок.

11. Вставляем банку и переборку, временно укрепив их шурупами, и приклеиваем планки по бортам. Короткие планки, в середине которых будут отверстия под уключины, предварительно прострагивают на ус и вклеивают между внутренней бортовой рейкой и фанерным бортом. Центр отверстия под уключины отстоит от банки (сиденья) на 300 мм. Вклеиваем кницы (элементы конструкции корпуса судна для соединения отдельных частей корпуса, расположенных под углом одна к другой), фиксируя их временно струбцинами, гвоздями или шурупами на «Мухах». «Муха», или «Сухарик» — это деревянная или фанерная шайба произвольной формы под временный гвоздь (шуруп), чтобы потом легче было его удалить.

12. Проклеиваем стыки днища и бортов изнутри стеклотканью в три слоя. При этом ширина внутренней полоски составляет 25 мм, средней — 40 мм, наружной (верхней) — 50 мм. Перед оклейкой этих стыков снаружи скрепки следует откусить. Рубанком и шкуркой подрабатываем неровности, скругляем скулу снаружи. В кницах сверлим отверстия, чтобы к концам можно было бы привязать якорный канат, швартов, садок и т. п. Вклеиваем окончательно банку, а на днище на клею крепим монетку «на счастье». Хотя я в приметы не верю, но заметил, что «монетка» помогает даже тем, кто этому не верит. Приклеиваем упор и планочки под ноги и на днище, чтобы сберечь краску и соответственно фанеру от потертостей и намокания. Планочки эти внутри корпуса располагаем поперек, снаружи — вдоль.

13. Вырезаем и приклеиваем доску на транец.

14. Во все отверстия, оставшиеся от «временных» шурупов и гвоздей, забиваем нагеля (деревянные гвозди), смазанные эпоксидкой. Когда эпоксидка отвердеет, лишнее срезают, а место расположения нагеля шпаклюют и зачищают. Красить лодку лучше пентафталевой краской для наружных поверхностей. Проверьте только, сочетается ли использованная жидкость против гниения с этой краской. И вообще, полезно прочитать, что на банке с краской написано.

15. Расстояние от кромки банки до отверстия для уключины, как уже говорилось, равно 30 см. Сверлим отверстие диаметром 17 мм в толстой рейке. Если нет сверла диаметром 17 мм, то можно просверлить отверстие меньшего диаметра, после чего расширить его какой-нибудь подходящей железкой. В полученное отверстие вставляют подходящую по диаметру трубку из нержавейки или латуни (алюминий быстро сотрется, железо поржавеет) длиной примерно 70 мм с толщиной стенки не менее 1,5 мм. Перед тем, как вставлять трубку в отверстие, ее обматывают стеклотканью, смоченной в эпоксидке. Сверху трубку утапливают заподлицо с бортом, чтобы леска или сеть не цеплялась за нее. Если трубка большего диаметра, чем надо, внутреннюю рейку придется взять потолще. Желательно, чтобы эти трубки были единственными деталями из металла во всей конструкции (не считая, понятно, скрепок). Можно поднять подуключину повыше с помощью «подушки» — брусочка толщиной 30…40 мм, который придется приклеить к планширю и закрепить нагелями. Трубочку тогда следует взять подлиней. Грести будет удобнее, но те, кто пользуются сетями утверждают, что такая «подушка» мешает.

Весла. Есть множество вариантов изготовления весел. Их делают из цельных досок, реек, труб. Англицкие шлюпочники рекомендуют собирать веретено весла из 14 реек ясеня, выросшего на открытом участке южного склона, причем годятся только рейки, напиленные только из северной части ствола! Я получал удовлетворивший меня результат, выполнив веретено и рукоятку весла из 2-метрового бруса сечением 50х50 мм. Правда, лучше оказался такой же брус, но склеенный из доски-дюймовки. В качестве лопасти я вставил в прорезь веретена фанерку размером 400х200 мм и толщиной 6 мм. У лопасти веретено прострагивают до диаметра 35 мм. Перед рукояткой я оставлял сечение квадратным. С веслом проще управляться, если центр тяжести весла находится ближе к уключине. Иногда для этого в рукоятки даже запивают свинец. Весло получается длиной 220 см, лопасть в прорези крепят клеем и двумя самодельными (из проволоки диаметром 4 мм) алюминиевыми заклепками. Не делайте весла короче 2 м, так как выгрести против ветра и течения такими веслами будет очень трудно. Можно весла купить, мне попадались в магазине весла с пластиковыми лопастями, но стоили они 750 руб., а материалы на всю лодку — всего 625 руб.

P. S. Не забудьте монетку приклеить.

Что и для чего можно изменить при постройке лодки

Днище. Если плыть не далеко, волны на водоеме не бывает, а каждый см осадки имеет значение, днище вообще можно сделать прямым (без кривизны). Но на такой лодке корма начнет тянуть за собой воду и грести будет тяжело. В этом случае днище у лодки шириной 120 см лучше сделать пошире (примерно 1 м) при ширине транца 80 см.

Если придется пробираться сквозь камыши, можно сделать днище поуже, но при его ширине менее 70 см уже «не стрельнешь» и спиннинг забрасывать придется осторожно. Особенно, если вода холодная!

Для желающих построить себе лодку из одного листа фанеры, по форме напоминающую обычную деревянную килевую лодку, на рис. 4 приведена конструкция «киля», который образуется при формировании днища из двух заготовок из фанеры, соединяемых под углом 100°…120°.

Рис. 4. Так стыкуют половинки днища при образовании «киля».

Нос. Если у лодки сделать нос прямоугольным, как у «оптимиста», ее грузоподъемность и остойчивость возрастут. На ней можно будет плавать и втроем, если вести себя осторожно. Но грести против волны и ветра, а также пробираться сквозь камыши будет труднее. Еще понадобится подыскать для носа кусок фанеры или дощечку, что к тому же увеличит массу лодки.

Мотор. Если транец подкрепить, можно на нем подвесить и моторчик мощностью 5 л. с., но гораздо безопаснее использовать моторчик мощностью не более 2 л. с. или электромотор «Снеток», например. Но опять же — это дополнительный вес.

Кормовая банка. Постоянная кормовая банка, понятно, увеличит вес лодки, а ведь после долгой гребли и рыбалки каждый лишний грамм лодки кажется килограммом. В банках в виде ящичков можно кое-что хранить, но помните, чтобы что-то достать оттуда, с банки надо встать, а это не всегда безопасно.

Киль. Подобный плавник в кормовой части лодки (его размеры: длина 1 м, высота 7 см, толщина 25 мм) поможет, особенно неопытному гребцу, удержать лодку на курсе, но окажется помехой при отходе лодки от берега с отмелью. Вообще-то киль советую сделать, а если он будет мешать, то рубанок уже изобрели, а вот подрабатывать киль топором не советую.

Паруса. Для нашей лодки вполне допустим парус, руль и шверт от «оптимиста». В результате получится маленькая «Очаковская шаланда».

Однако, принимаясь за модернизацию лодки, помните, что любые усовершенствования и приспособления тянут за собой целый воз проблем и дополнительных материалов. Может проще будет подыскать проект другой лодки. На сайте vodnyimir.ru, например, их очень много, хороших и разных. Достоинства же этого проекта: минимальная стоимость и трудоемкость, отсутствие особых требований к квалификации мастера-исполнителя и очень даже удовлетворительные (!) потребительские качества лодки.

Что и чем можно заменить при строительстве лодки

Фанеру марки ФСФ вполне заменит фанера марки ФК, только последнюю после склейки придется проолифить горячей олифой и прокрасить тщательнее. Известны примеры, когда при аккуратном уходе лодки из такой фанеры служили многие годы. Если для реек нет древесины хвойных пород, то вполне для подобных целей подойдет и древесина лиственных пород. Ведь вам не вокруг мыса Горн идти, а за несколько лет авось и рейки из березы не сгниют. Вспомните, долбленки делают из мягких осины и тополя, а служат они долгие годы. Правда, из лиственных пород лучше взять ясень (рейки) и липу (дощечки).

Если нет фанеры нужного размера, те или иные детали лодки можно собрать из отдельных кусков. При этом возможны варианты. Например, если длина днища получается короче нужной всего на 20 см, а ваш собственный вес менее 90 кг, можно этой длиной и ограничиться. Замечу, что заусовывать соединяемые края фанеры не надо, проще и надежнее склеить их просто встык. С внутренней стороны корпуса на стык потребуется положить планку толщиной 10…15 мм и шириной 5…7 см, а снаружи полоску стеклоткани. Далее стык сшивают проволокой, а если нет проволоки, можно и ниткой или бечевочкой (лучше синтетикой). Отверстия для проволоки можно просверлить или выполнить трехгранным шилом, например. И если получатся отверстия диаметром не 1,6 мм, а больше, ничего страшного, все равно эпоксидка их залепит.

На чем можно сэкономить

При дефиците стеклоткани полоски из нее можно нарезать поуже, но все-таки шириной не менее 3 см, а надежно загерметезировать стык позволят и два слоя. В случае необходимости эпоксидку вполне заменит любой водостойкий клей, но при этом внизу по скуле надо будет приклеить рейку сечением 30х25 мм и организовать крепление днища с бортами на шурупах, располагая последние с шагом 100…150 мм. В этом случае рейку приклеивают сначала к борту (с выпуском за кромку примерно на 5 мм), а потом «снимают малку», то есть прострагивают ее для плотного прилегания к днищу.

Рейки к бортам можно прикрепить и без клея (только гвоздями или шурупами, предварительно промазав их краской). Но тогда придется увеличить размеры сечения реек примерно на треть, а размер книц — в два раза, вырезав их из доски толщиной не менее 30 мм (известно, что клееная деталь работает, как одно целое, а из сколоченных частей, как колхозники в колхозе (вроде бы и вместе, а…).

Неплохие подуключины получатся и из стальной трубки, которую надо будет приварить к планке и прикрутить болтами М8. Если есть трубки слишком большого диаметра, то в них следует вставить вкладыши из пластмассовых бутылок. С такими вкладышами уключины не скрипят, и мне кажется, что с ними даже грести становится легче. Диаметр осей уключин больше 12 мм делать не стоит, а меньше 10 мм — как-то не совсем практично.

Фанеру (если нет нужного формата), как уже говорилось, можно стыковать не заусовывая, а просто встык, положив снаружи одну полоску стеклоткани, а изнутри планку 20х50 мм.

Ошибки при постройке лодки

Если ваш вес 90 кг или больше, рейками, предусмотренными проектом, днище не удержишь. Оно будет прогибаться под ногами вниз, а водой выгибаться вверх (осадка-то увеличилась). Срок службы лодки уменьшится весьма значительно, так что в этом случае придется взять фанерку на днище потолще (хотя бы 6-миллиметровую). Или потребуется приклеить на дно поперечные рейки (флоры) сечением минимум 20х50 мм. Приклеивают такие рейки ребром с шагом 30 см. Хотя один мой знакомый (вес нетто — 105 кг) два года назад, взяв у меня лодку, клятвенно обещал сесть на диету и сбросить вес до 80 кг. Соврал, конечно. Тем не менее, лодка служит до сих пор, но он редко рыбачит.

Понятно, при разметке днища и бортов рейку невозможно уложить — изогнуть одинаково, используя всего три отправных точки. Поэтому, чтобы лодка не получилась кривой, соблюдайте предложенную технологию раскроя. Конечно, кривая лодка тоже будет держаться на воде, но…!

Применять гвозди при строительстве лодки быстрее и дешевле, а с помощью шурупов работу удается выполнить аккуратнее, если не забывать сверлить под каждый шуруп отверстие и сам шуруп смазывать каким-либо маслом (хоть растительным). Иначе потом этот шуруп не выкрутить. При креплении реек для их фиксации в нужном положении желательно использовать хотя бы две струбцины, например, от обычной мясорубки. Ведь руками удержать рейки как надо трудно. Для крепления планок лучше брать шурупы длиной 20…25 мм покрупнее с полукруглой головкой под отвертку с плоским жалом. И подкладывать под них «мухи» или металлические шайбы.

Крепить планки начинают от какой-либо выбранной точки, действуя в дальнейшем обязательно в одном направлении (мне кажется, что удобнее наружные рейки начинать крепить от середины, а внутренние — от транца). При этом гвозди (шурупы) устанавливают подряд, так как иначе могут получиться «пузыри». А чтобы лодка не оказалась кривой, при креплении на бортах симметричных реек поочередно забивают гвозди то в рейку на одном борту, то в рейку на другом.

Нельзя «экономить» эпоксидку, нанося на склеиваемые поверхности слишком тонкий слой смолы. В этом случае эпоксидка просто впитается в дерево и на клеевой слой ничего не останется. Напомню, что ориентировочный расход смолы должен составлять около 200 г на 3-метровую рейку или полоску стеклоткани такой же длины. Наносят эпоксидку кистью или шпателем, если после сжатия склеиваемых деталей избыточная смола выдавится наружу, значит все правильно. Кстати, «лишнюю» смолу, если поторопиться, можно использовать, чтобы проклеить швы, нанести на корпус вместо лака, зашпаклевать отверстия от сучков. Основываясь на собственном опыте, могу утверждать, что обычно больше 200 г смолы за раз использовать не удается (и это при том, что все готово к сборке). Словом, поспешайте! Иначе смола затвердеет или закипит. Летом на солнышке смола в баночке твердеет или даже закипает за несколько минут. Особенно ЭД-16. На стандартной упаковке эпоксидки написано, что работать с ней надо в перчатках, так что не экономьте на них. Ну а если перчаток нет, тогда руки предварительно намажьте маслом, лучше растительным, и присыпьте их порошком, например, тальком или мукой, чтобы не пачкать жирными руками склеиваемые детали. Или можно руки просто намылить, после чего дать мылу высохнуть. Оттирать руки от смолы тоже лучше с помощью растительного масла и тряпки, да и растворители для этого годятся почти любые (ацетон, 646, сольвент). Перчатки тоже дольше послужат, если их намылить, высушить, а после работы вымыть водой опять же с мылом.

Ваша безопасность при постройке лодки и потом!

Берегите лицо и глаза от смолы, а главное, от отвердителя. Как известно, отвердители бывают разные, но в состав тех, что мне попадались, входили цианиды. Надеюсь, про свойства цианистого калия слышали все.

Фанера, конечно, не тонет, но запас ее плавучести минимален, и понятно, что лодка, заполненная водой, не удержит вас с грузом на плаву. Так что полезно иметь в лодке куски пенопласта или пластиковые бутылки вместимостью не менее 10/7. Разместить их лучше всего под банкой со стороны носа в мешке, который следует надежно привязать к лодке — на спасательных шлюпках под сиденьями раньше имелись запаянные бачки (из оцинкованной жести) с воздухом. В корме хорошо иметь плиту из пенопласта толщиной 5…10 см и размером 40х50 см в качестве сиденья для пассажира, ну и еще для плавучести. И удобно положить на нее что-то, требующее сухого места. Можно банку сделать пониже, высотой, например, 100 мм, что позволит при хорошей погоде сесть повыше, подложив на банку ту же плиту из пенопласта (на которой, кстати, и сидеть теплее). Чтобы пенопласт не крошился, сшейте для плиты мешок из старой рубашки. Мешок с этой плитой необходимо привязать к банке. А кормовую плиту удобнее привязать к упору для ног.

Расстояние от кромки банки до упора для ног средне-стандартное и составляет 70 см, но разумнее вклеить упор на расстоянии, которое удобно вам.

Помните также, лодочка в два раза легче вас, и перевернуть ее при неосторожном обращении очень даже просто. Вообще-то лодка достаточно остойчивая, поэтому со временем возникает ощущение, что она вообще не в состоянии перевернуться. Однако это совсем не так.

Стеклоткань, чтобы с нее не летела стеклянная пыль, на заводе-изготовителе пропитывают (промасливают). Поэтому, чтобы надежнее ее приклеить, ткань необходимо обезжирить, что я и делаю с помощью электроплитки с открытой спиралью. Грею ткань, пока не перестанет идти дым. Можно ткань обжигать и в духовке электрической плиты, но дыму в кухне будет! Специальную судостроительную ткань отжигать не нужно, состав, которым она пропитана, адгезии не мешает, но вряд ли вы ее достанете. На всякий случай сообщаю марку этой ткани — Т-11-ГВС-9.

В. Поздняков.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Отдых на воде – одно из самых популярных способов провести выходные, который выбирают не только любители рыбалки, но и поклонники активного отдыха. Некоторые предпочитают бороздить водные просторы, занимаясь плаванием, однако этот способ не всегда уместен – полноценное удовольствие от присутствия водной стихии можно получить только посредством плавательного средства

К сожалению, приобрести лодку не всегда представляется возможным. Цена на качественное плавательное средство будет весьма существенна – в среднем она составляет около 35000 тысяч рублей. Единственным выходом в данном положении является изготовление лодки своими руками.

Вот по такому чертежу собираются лодки

Чертежи лодки

Чтобы сделать лодку из фанеры своими руками, необходимо подготовить чертеж, по которому будут изготовлены все составляющие детали плавательного средства. Как таковые чертежи фанерных лодок содержат в себе данные о размерах и форме всех деталей, которые предстоит собственноручно перенести на фанерный лист – это наиболее трудоемкий и важный процесс, от которого будет зависеть правильность структуры лодки.

На данный момент наиболее простым является американские проекты лодок из фанеры “Stitch and glue”, в которой чертежи выкроек предоставляются в натуральную величину, тем самым упрощая процесс переноса деталей на заготовку. Выглядят они таким образом:

Проект лодки из фанеры своими руками

Выкройки лодок из фанеры данного типа рассчитаны на приобретение бумажной версии, в которой, как говорилось выше, все детали предоставлены в натуральную величину. Однако если вы решили составить чертеж фанерной лодки своими руками, готовые проекты вам также могут пригодиться – в них предоставлена общая информация о размерах всех необходимых деталей.

Дрэскомб из фанеры

Мотолодка «Аралия»

Выбор материала

Фанера

Тонкая бакелитовая фанера инструкция сборки

В качестве материала для лодки необходимо использовать “морскую” бакелитовую фанеру толщиной около 4 – 5 мм. Данный тип фанеры является высокопрочной и полностью влагостойкой продукцией – при условии, если клеевой состав имеет спирторастворимую структуру. Так как бакелитовая фанера изготавливается только из лиственных пород то, скорее всего вам придется приобретать березовую продукцию.

Сорт листов должен быть либо элитным, либо первым – более низкие сорта обладают различными структурными дефектами, присутствие которых в данном случае недопустимо. Длину и ширину листов следует рассчитывать исходя из размеров выкройки фанерной лодки – желательно чтобы все части будущей конструкции имели цельную структуру.

Обратите внимание! Бакелитовая фанера, это наиболее тяжелый аналог среди фанерной продукции — ее листы тонут в воде. Однако в данном случае лодка держится на воде за счет водоизмещения, в связи с чем, данный фактор не имеет большого значения.

Стеклоткань

Стеклоткань в рулонах

В проектах лодок данного типа часто присутствует наличие слоя стеклоткани, которая исполняет роль армировочного покрытия. Стеклоткань лучше приобретать в рулонах, так как в них она имеет ровную однородную структуру, в то время как продукция в пачках неизбежно будет иметь различные неровности и перегибы, которые будут давать о себе знать в процессе наклеивании.

Клей

В качестве клеевого состава используется двухкомпонентный эпоксидный клей, которым проклеиваются швы и полностью покрывается поверхность лодки, как изнутри, так и снаружи. От качества клея будут зависеть надежность и внешние данные лодки – чем прозрачнее будут компоненты после застывания, тем меньше будет искажение текстуры древесины.

Эпоксидная смола с отведителем

Существует два варианта приобретения: за рубежом и соответственно отечественные аналоги. Плюсом западных производителей являются высокое качество ингредиентов и удобная фасовка – вы можете приобрести столько клея, сколько вам необходимо. Огромным минусом является чрезвычайно высокая цена.

Отечественные производители выпускают продукцию либо в очень большой таре емкостью 50 кг либо в через-чур маленькой – 250 грамм, что является существенным недостатком. Найти более или менее приемлемую фасовку не всегда возможно, однако ее цена вполне демократична, по сравнению с зарубежными аналогами. Также имеет место низкое качество клея, которое может негативно отразиться на внешнем виде лодки.

Сборка

  • Первоначально необходимо осуществить перенос чертежа на фанеру – выкройки данного типа выпускаются в натуральную величину, достаточно просто обвести конур каждой детали и начинать распил. Для этой цели можно использовать шило, посредством которого наносятся риски и первоначальные линии;

Чертеж в натуральную величину

  • По сделанным отметкам осуществляется выпиливание необходимых деталей – для этой цели лучше использовать ручной лобзик, так как фанера достаточно тонкая и сделать ровный распил прямых линий электрической пилкой будет сложно;

Обратите внимание! Желательно сохранить опилки, оставшиеся после распила фанеры – в дальнейшем они пригодится в качестве наполнителя для проклейки швов.

Сборка корпуса

  • После того, как основные детали выпилены — можно приступать непосредственно к сборке. В первую очередь собирается нижняя часть лодки — части корпуса стягивается посредством медной проволоки, а чтобы внутренняя часть сохранила свою форму — одновременно вставляются носовые и кормовые поперечины;

Обратите внимание! Для получения ровности стыков можно использовать полиэтиленовые строительные крестики, которые периодически располагают на протяжении соединительного шва и фиксируются посредством проволоки.

Крепление посредством проволоки и крестиков

  • Зафиксированные части склеиваются посредством эпоксидного клея. Чтобы проклеить швы — необходимо добавить в него опилки, полученные в результате распила фанеры. Таким образом, клей практически не даст усадки и швы получаться ровными. Одновременно вся внутренняя поверхность оклеивается стеклотканью таким образом, чтобы структура ткани была полностью пропитана клеем;

Склеивание швов и пропитка поверхности стеклотканью

  • По истечению срока высыхания клея, наружная часть корпуса подвергается обработке – закруглению и шлифовке швов, удалению временных креплений и тд. Затем осуществляется оклейка корпуса стеклотканью снаружи;
  • Верхняя палуба собирается из реек, материал и толщина которых — указаны в проекте. В качестве временной фиксации можно использовать клеевой пистолет. После сборки поверхность палубы покрывается стеклотканью и пропитывается смолой. После высыхания внешнего слоя палуба оклеивается стеклотканью изнутри;

Обратите внимание! Так как проще всего осуществлять пропитку палубы “на месте” – следует проследить за тем, чтобы корпус и палуба преждевременно не склеились друг с другом. Чтобы избежать этого — необходимо оклеить кромки малярным скотчем.

Сборка палубы из реек

    • Перед соединением корпуса и палубы осуществляется монтаж пяточных упоров – чаще всего это осуществляется путем приклеивания деталей к корпусу;

  • В первую очередь корпус и палуба склеивается изнутри смесью клея и стружки. Затем оклеивается наружная сторона шва – после высыхания клея швы шлифуются, и собирается кокпит, материалом для которого могут послужить остатки фанеры;

Склеивание палубы и корпуса

Записи созданы 4315

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх