Ворота своими руками

Содержание

Как сделать сдвижные ворота своими руками

В нашей стране сдвижные ворота получили большую популярность еще в советское время, когда такую систему открывания устанавливали на большинстве предприятий. Сейчас же такие ворота устанавливают на приусадебных участках и оградах коттеджных поселков. Большую популярность сдвижные ворота получили благодаря эргономичной конструкции, которая позволяет экономить пространство.

Как сделать сдвижные ворота

Сделать сдвижные ворота для своего участка может каждый. Это потребует от вас некоторых временных затрат, но изготовленные самостоятельно ворота обойдутся дешевле, чем заказанные в специализированной компании.

Чтобы понять, как устроены сдвижные ворота, достаточно изучить их чертеж. В такой системе нет сложных или хитроумных элементов. Все просто и надежно.

Сдвижные ворота устанавливаются внутрь сварной рамы, в которую уходит полотно открытых ворот. В раме устанавливаются роликовые подшипники закрытого типа, что облегчает открытие и закрытие ворот. При этом каретки роликов, находясь внутри рамы, надежно защищены от осадков и внешнего воздействия, что позволяет сократить обслуживание до минимума (смазывание подшипников только при установке ворот) и увеличить срок службы в среднем до 12 лет.

Для финишной отделки ворот может применяться любой материал –ДСП, вагонка, металлический сайдинг, цельный стальной лист или любой другой.

Схема откатных ворот

От ваших пожеланий и финансовых возможностей зависит, будут ли ворота сдвигаться в ручную или с помощью систем автоматики. Также стоит решить, для каких целей будут использоваться ворота: как парадный въезд, пожарный (эвакуационный) выход или как запасной на случай неполадок основных ворот. Все это определяет размер, внешний вид и стоимость работ по монтажу ворот.

Установка ворот

Установка рамы будущих ворот

Первым шагом в процессе установки является установка проема будущих ворот. Для этого устанавливаются столбы, изготовленные из двух стальных труб, кирпичей или деревянного бруса. Столбы должны уходить в землю минимум на метр, именно на эту глубину зимой промерзает грунт. Столбы устанавливаются в яму этой глубиной, выравниваются и заливаются цементным раствором.

Рама для будущих ворот

На полное высыхание раствору нужно около недели.

Фундамент для самих ворот

Схема бетонирования откатных ворот

Для установки рамы также требуется фундамент. Для его изготовления берем швеллер шириной 20мм и арматуру диаметром 15 мм. Арматура режется на метровые куски и приваривается к швеллеру вертикально. В итоге должна получиться конструкция, наподобие строительных лесов.

Швеллер для воротРама для ворот

Под фундамент роем яму, длина которой ровна половине ширины проема ворот. Ширина ямы 40 см, глубина не менее метра.

Роем яму

В яму помещается конструкция из арматуры и швеллера. Нужно обратить внимание, что уровень расположения швеллера относительно уровня грунта определяет ширину зазора между полотном ворот и дорогой. После размещения каркаса фундамента яму заливают цементным раствором и дают ему застыть.

Размещаем конструкцию из арматуры и швеллера

Если вы сделали все верно, у вас получится ровная металлическая площадка, на которой впоследствии будут установлены направляющие для ворот.

Несущая рама

Для изготовления рамы ворот нам потребуются металлические трубы диаметром от 30 до 60 мм. трубы необходимо очистить от ржавчины с помощью болгарки или шлифовальной машины, обезжирить и прогрунтовать.

Делаем яму для ворот из металлических труб

После того, как обработка труб закончена, приступаем к свариванию рамы. На готовую раму из труб крепится обрешетка, из труб меньшего диаметра (например, 20мм), которые станут основанием для обшивки. Обшивка крепится к полотну ворот с помощью саморезов или заклепок.

Расположение обрешетки внутри рамы определяется тем, как вы хотите обшивать ворота. При одностороннем обшивании обрешетка находится на краю рамы, при двустороннем – в центре.

Делаем раму для ворот

При проведении сварочных работ делайте сварные швы с шагом в 25 см. это оптимальное расстояние для максимальной прочности конструкции.

После окончания сварочных работ все швы сравниваются болгаркой, а полотно ворот заново грунтуется и красится. Когда краска высохнет, можете приступать к обшиванию полотна выбранным материалом.

Установка направляющих

Монтаж самих ворот начинается с примерки направляющих. Выставьте нижние ролики, подшипники и направляющие в открытое положение. Обратите внимание на положение первого и последнего роликов, от них до края воротного полотна еще должно оставаться свободное пространство.

Установка направляющих

На ролики поместите верхнюю направляющую для ворот и выравнивайте ролики по уровню. После этого поместите на ролики раму ворот и вновь выставите все по уровню. Если рама стоит ровно, прихватите платформы роликов сваркой к фундаменту, приварите верхний и нижний уловители.

Установка роликов

Верхняя направляющая крепится к установленным ранее столбам, а ролики крепятся на нее. Если столбы выполнены из металла, у вас не возникнет проблем со сваркой. Если же столбы кирпичные или деревянные, используйте анкера или закладные из арматуры.

Установка створки ворот

Роликовые каретки рекомендуется приваривать в легкодоступных местах, чтобы избежать проблем с ремонтом или заменой в будущем.

Установка створки ворот

Нижние ролики, как уже говорилось, привариваются своими площадками прямо к фундаменту, а верхние ролики крепятся на направляющей с помощью болтов или сварки. Вариант с болтами позволяет заменять ролики в случае необходимости, сварные же соединения придется резать и переваривать заново.

Монтаж верхних роликов от бокового качения

Вместо направляющей балки сверху можно сделать несколько направляющих вертикальных роликов. Они крепятся на П-образном профиле с помощью болтов. Такие ролики не позволят полотну ворот качаться и будут играть роль направляющей балки. Преимущество такой системы в том, что в проеме ворот не создается преграды для проезда высоких автомобилей.

Монтаж верхних роликов

Монтаж нижнего улавливателя

На нижнем краю фундамента следует приварить нижний уловитель, в который будет заходить полотно ворот. Таким образом, создается дополнительная точка опоры, позволяющая освободить от нагрузки ролики.

Монтаж нижнего улавливателя

Опыт показывает, что изготовление сдвижных ворот своими силами позволяет в значительной степени экономить финансы. Изготовление ворот в фирме обошлось бы в два раза дороже. К тому же детали и элементы конструкции не являются дефицитным товаром. При правильном соблюдении технологии монтажа ваши самодельные ворота прослужат вам значительно дольше фирменных.

Сдвижные ворота длительное время использовались только в зданиях промышленного назначения, так как считалось, что их конструкция сложна. С появлением новых технических решений и широкого выбора комплектующих они стали набирать популярность у застройщиков. Сейчас монтаж сдвижных ворот настолько упростился, что их установка доступна для выполнения своими руками.

Устройство сдвижных ворот

Сдвижные ворота

Конструкция сдвижных ворот состоит из плоскости, или панели, которая имеет возможность перемещаться в горизонтальной плоскости по роликам. Такие ворота еще называют откатными или раздвижными.

Подобное сооружение позволяет рационально использовать пространство: отсутствуют габаритные створки, как в распашных воротах. Конструкция перемещается вдоль ограждения, поэтому требуется минимальная площадь для ее функционирования. Устройство не требует укладки рельсов, что исключает контакт с поверхностью грунта. Это имеет значение в зимний период при выпадении снега.

Стандартная конструкция сдвижных ворот предусматривает механическое открывание и доступна для самостоятельного исполнения. Современные конструкции оборудованы автоматизированным приводом, что делает их использование более комфортным, но существенно повышает стоимость.

Простота эксплуатации таких ворот, а также их надежность и долговечность, обуславливают широкую популярность у застройщиков. Конструкция может быть собрана из различных по стоимости и фактуре материалов, что дает возможность создания оригинальных ворот без потери качества и функциональности.

Названия элементов

Если принимается решение о сооружении ворот, оборудованных автоматикой, то без труда можно приобрести готовые узлы в специализированных торговых точках. Управление такими системами происходит в ручном или дистанционном режимах. Устанавливают автоматические выключатели для общей защиты, монтируют сигнализацию, работающую синхронно с приводом.

Выбор деталей ворот

Правильный выбор комплектующих сдвижных ворот при самостоятельном монтаже определяет надежность и долговечность конструкции. Ворота состоят из следующих основных элементов:

  • роликовые каретки;
  • направляющая;
  • держатели и ловушки.

Сдвижные ворота

Перед выбором фурнитуры сдвижных ворот определите пространство, требуемое для отката. На выбор материала влияет нагрузка, она зависит от габаритов и массы изделия.

Сдвижные ворота классифицируют в зависимости от размеров проема и веса:

  • малые (ширина до 4 м и масса до 0,4 т);
  • средние (до 6 м и 0,6 т);
  • большие (от 6 м и свыше 0,6 т).

Если ворота относятся к категории с весом до 400 кг, то допускается использование легких материалов: профнастила или сайдинга. Дополнительных требований к фурнитуре нет. При массивной конструкции ворот должны быть использованы усиленные вспомогательные элементы.

Обязательное требование к каркасу – его жесткость. Это связано с тем, что помимо обычных нагрузок присутствует повышенная парусность. С целью уменьшения массы широко применяется профильная труба, а при выборе материала полотна ориентируются на его способность выдерживать собственный вес без деформации.

Заливка фундамента

Установка сдвижных ворот требует сооружения фундамента. Строительство его начинаются с разметки. Для определения протяженности основания отмеряют от крайней точки половину величины проема. По ширине фундамент принимается около полуметра.

Если конструкция ограждения выполнена капитально, то его столбы могут быть использованы как опоры. В противном случае необходим монтаж ответной опоры. Причем яма для нее делается с примыканием к внутренней части забора, но не сокращая ширину проема.

Если планируется монтаж автоматики, то необходимо предусмотреть укладку силового кабеля. По правилам безопасного ведения электромонтажных работ, он помещается в трубу.

При выемке грунта под фундамент учитывают глубину промерзания: котлован выполняется ниже этого уровня.

Рекомендуется сооружать основание, в основе которого находится закладная деталь. В качестве ее используют швеллер №16, к которому под прямым углом привариваются отрезки арматуры диаметром 12 мм. Затем к конструкции приваривают решетку из арматуры такого же размера.

После сборки закладного элемента его погружают в котлован таким образом, чтобы свободные концы арматуры были направлены вниз. При этом торец швеллера должен плотно соприкасаться со столбом ограждения. Работы ведутся с постоянным контролем горизонтальности положения швеллера.

Монтаж закладной детали происходит с учетом ее положения по отношению к горизонту дорожного покрытия. Если они находятся на одном уровне, то расстояние от низа полотна до покрытия дороги будет около 100 мм. При необходимости, его можно несколько увеличить, используя для регулировки, специальные подкладки.

Уменьшение зазора приведет к недопустимому нарушению технологии крепления.

При ширине проема, превышающем 4,5 м, требуется установка двух опорных столбов. Это обеспечит необходимую жесткость конструкции и даст возможность работать в условиях большой парусности полотна.

Столбы имеют высоту, которая равна расстоянию от фундамента до верхней точки ворот плюс 50 мм. Для повышения жесткости нижняя часть опор и закладная соединяются при помощи сварки.

В ходе заливки бетона закладная деталь должна покрываться не полностью. После этого бетону требуется около трех недель, чтобы он застыл и набрал эксплуатационные свойства.

Пошаговая инструкция по монтажу сдвижных ворот

Каретка с роликами

Сначала обозначают траекторию, по которой будут перемещаться ворота. В качестве маячка выступает натянутый шнур. Его располагают так, чтобы расстояние от дорожного полотна составляло 200 мм, и отступают 30 мм от места расположения ответного столба. В данном случае шнур играет роль ориентира для правильного расположения несущего профиля.

Подготовленные к монтажу каретки с роликами вставляются в несущий профиль и смещаются к центральной части ворот. Затем створку с каретками устанавливают в закладной швеллер. После этого устанавливаются опоры и подгоняются так, чтобы они прикасались к шнуру. При этом должна соблюдаться параллельность относительность обеих поверхностей.

Крепление роликовых тележек к швеллеру

При установке сдвижных ворот ответственным этапом является правильная фиксация роликовых кареток. В ходе этого процесса необходимо соблюдать следующий порядок.

Площадка для регулировки второй каретки соединяются сваркой со швеллером.

После этого, выкатив ворота в проем, действия повторяют и монтируют площадку первой роликовой опоры.

Производится демонтаж роликовых кареток со своих опор, которые затем также снимаются с площадок, предназначенных для регулировки.

После этого закладную сваривают по периметру с регулировочными площадками и к ним монтируют опоры роликов. После этого опоры соединяются и крепятся к полотну.

Чтобы отрегулировать конструкцию по горизонтали, ворота полностью закрывают.

Процесс заключается в завинчивании или ослаблении крепления площадки гаечным ключом, что приводит к изменению и принятию требуемого положения конструкцией.

Роликовые каретки и фурнитура

Регулирование свободного хода

Опоры роликов регулируются путем ослабления гаек, соединяющих деталь с регулировочной площадкой. Ослабив крепление, необходимо несколько раз переместить ворота в направлениях закрывания и открывания. Таким образом опоры находят позицию, которая соответствует их беспрепятственному и легкому перемещению. По окончании регулировки, ранее ослабленный крепеж надежно затягивается.

Монтаж концевого ролика и заглушек

Местом расположения концевого ролика является лицевая сторона профиля. Для его крепления используется болтовое соединение.

В комплекте сдвижных ворот имеется заглушка, которая располагается с тыла профиля. Фиксация ее осуществляется путем сваривания. Функция этого элемента заключается в препятствовании проникновению посторонних предметов и осадков в полость несущей детали, что позволяет достичь безотказной работы механизма.

Для монтажа верхней направляющей необходимо сначала ослабить крепление роликов. После этого кронштейн монтируется с касанием роликов и верхней части полотна так, чтобы крепежные отверстия были обращены к опорному столбу. Детали прижимаются друг к другу и закрепляются резьбовым соединением.

Обшивка полотна ворот профлистом

Завершив все описанные выше мероприятия, можно приступать к установке профнастила на каркас, который представляет собой раму. Перед этим осуществляют разметку и нарезку листов в зависимости от габаритов сдвижных ворот.

Ворота, обшитые профнастилом

За начальную точку крепления профлистов выбирают переднюю кромку ворот. В качестве крепежа применяются саморезы или заклепки. Причем последние предпочтительней, так как они меньше подвержены коррозии. Последовательность укладки профнастила подразумевает наложение волн последующего в предыдущий лист.

Установка уловителей

Заключительным этапом сборки своими руками сдвижных ворот является установка уловителей. Нижний монтируется после полной сборки ворот, то есть при воздействии максимальных усилий. Он воспринимает на себя часть нагрузок, что облегчает работу роликовых опор. Место его установки определяется при полностью закрытых воротах, при этом уловитель и концевой ролик должны быть совмещены.

Задача верхнего уловителя заключается в препятствовании колебаниям полотна вследствие воздействия ветра. Ориентиром для места его установки служит позиция защитных уголков. При этом последние устанавливаются так, чтобы скобы уловителя их касались.

Установка ворот своими руками

Самостоятельная установка автоматики

Для монтажа автоматических сдвижных ворот своими руками необходимы общие знания в области электротехники. Если имеющихся знаний недостаточно, то сопроводительная документация, прилагаемая к приводу, поможет при решении этой задачи.

Еще в период проектирования конструкции ворот определяются с их типом. В случае монтажа автоматических ворот при заливке основания конструкции производят укладку кабелей. С этой целью в швеллере выполняются специальные отверстия.

Детали ворот (автоматика)

На опорах отмечается траектория прокладки проводки и размещения элементов автоматики. Далее провода монтируются в соответствии с обозначенной трассой.

Важным параметром, определяющим качество сборки конструкции, является величина зазора между шестерней и зубцами рейки: она должна соответствовать указанному значению производителем в инструкции.

При монтаже зубчатой рейки следует учитывать то, что она поставляется длиной в один метр. Поэтому при стыковке ее участков необходимо, чтобы в местах соединения получался целый зуб, что не допустит заедания при перемещении полотна.

Ответственным этапом является подключение ворот к автоматике. Рекомендуется по ходу подключения элементов конструкции сразу же контролировать работоспособность системы. Если этого не сделать, то впоследствии возникнут сложности при определении участка, на котором была допущена ошибка.

Преимущества и недостатки подъёмной конструкции

Подъёмная конструкция отлично выполняет возложенную на неё функцию и имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими разновидностями гаражных ворот, но в то же время не лишена недостатков.

Преимущества:

  • Не требуется дополнительное место для открывания. В ход идёт неиспользуемое пространство под потолком.
  • Цельная конструкция полотна обеспечивает надёжную защиту от проникновения.
  • Может использоваться любая внешняя отделка и декорирование.
  • Полотно ворот можно дополнительно утеплять пенополистиролом.
  • Есть возможность поставить оборудование для автоматического открытия.
  • Можно использовать как в одинарных, так и в двойных гаражах.

Недостатки в первую очередь обусловлены особенностями конструкции подъёмного механизма и невозможностью сделать как-то иначе.

Недостатки:

  • Установка возможна только в прямоугольные проёмы.
  • Цельное полотно при порче подлежит замене, так как не предполагает частичного ремонта.
  • При открытом положении ворот уменьшается высота проёма.
  • Механизм ворот рассчитан на определённую нагрузку и при утеплении это следует учитывать.
  • Некоторая сложность монтажа.

Устройство и схема работы складных ворот для гаража

Система подъёмных (щитовых) ворот является довольно простым механическим устройством. Основными и несущими нагрузку элементами, являются рама, направляющие и рычажно-пружинный механизм, перемещающий створку. Управление механизмом может быть как ручным, так и с использованием электропривода управляемого пультом ДУ (дистанционное управление). При открывании ворот задействованы рычаги прикреплённые к нижней части створки, и две направляющие для движения роликов, закреплённых вверху в торцах створки. Открывание осуществляется поднятием за ручку нижней части створки и делается довольно легко, так как в открывании ворот помогают растянутые пружины рычажного механизма.

Схема работы подъёмного механизма

Существует две разновидности механизма для подъёмных ворот:

  1. Рычажно-пружинный — довольно простой и надёжный механизм, пользующийся популярностью среди владельцев гаражей. Особенности монтажа: точное регулирование натяжных пружин и высокое качество и точность монтажа направляющих для роликов.
  2. С противовесами — используется в основном на воротах с большим весом створки. Трос прикрепляется к нижним углам створки и проходит через блок к противовесу, укреплённому на другом крае лебёдки.

Схема подъёмных ворот

Что потребуется для изготовления

Для изготовления рамы створки больше всего подойдут профильные трубы прямоугольного сечения размерами 40*20 и толщиной стенки 2 мм. Для поперечных и продольных лонжеронов также используем профильные трубы, но меньших размеров — а именно 20*20*2 мм, для уменьшения веса конструкции. Для зашивания лицевой и внутренней сторон створки лучше всего подойдёт профильный лист, так как он уже изначально с завода покрыт антикоррозийным составом. Также можно использовать листы оцинкованной жести.

Для направляющих идеально использовать швеллер шириной до 20 см. Размер полки швеллера зависит от ширины используемых роликов в вашем конкретном случае. Коробку, к которой крепится рычажно-пружинный механизм в дверном проёме гаража, можно выполнить из деревянного бруса 100*50 мм. Для этих целей также можно использовать металлический уголок с полкой 50 мм.

Опорно-откатные ролики и рычажно-пружинный покупаются отдельно в магазине, специализирующемся на откатных воротах.

Для теплоизоляции ворот, из соображений цена-качество, целесообразно использовать пенополистирол толщиной 40 мм и плотностью от 15 до 25 кг/м3.

Пошаговая инструкция изготовления

  1. Коробка, устанавливаемая в проёме — основной силовой элемент ворот. На неё приходится основная нагрузка всей системы гаражных ворот. Коробка делается из деревянного бруса 100*50 мм или толстого металлического уголка. Ширина полки уголка должна быть шире в 1,5 раза толщины створки, то есть, если толщина створки 40 мм то уголок берём с полками не менее 60 мм. Детали коробки устанавливаются буквой П, два по бокам проёма, один сверху. Если используем дерево то крепим саморезами 100 мм в предварительно подготовленные деревянные закладные. В случае использования уголка крепёж производим на анкерные болты, впрочем, они отлично подойдут и для первого случая.
  2. Приступим к сборке рамы для створки ворот. Профильную трубу нарезаем по размерам согласно вашему чертежу. Раскладываем элементы рамы на ровной горизонтальной поверхности и проверив прямые углы угольником прихватываем места стыков. Перед полной проваркой стыков необходимо проверить длину диагоналей рамы отрезком шнура или рулеткой. При необходимости можно подкорректировать изделие и приступить к полной проварке стыков. Привариваем косынки по углам рамы, как показано в чертеже, для усиления жёсткости конструкции.

    Сварка стыков элементов рамы

  3. Зачищаем сварные швы от заусенцев и всю раму от ржавчины болгаркой.

  4. Покрываем раму антикоррозионной грунтовкой и красим алкидной эмалью в 2 слоя с промежуточной сушкой.
  5. Привариваем к верхним углам в торец, кронштейны с роликами.
  6. Кладём на раму и прикручиваем профильный лист саморезами со сверлом и резиновой шайбой с шагом 15–20 см. Крепим ручку открывания створки на болты М8-М10. Эту операцию можно делать в конце работ по установке, что значительно сокращает физические нагрузки на работников при проверке работы механизмов.
  7. На потолке крепим направляющие для роликов. Проверяем их параллельность и перпендикулярность проёму.
  8. Временно устанавливаем створку в проём для отметки места крепления рычажно-пружинного механизма. Снимаем створку и крепим рычаги по отметкам к её торцам саморезами.

    Проверка правильности работы ворот

  9. Устанавливаем створку и проверяем работу ворот. Если всё в норме — ворота легко открываются и закрываются, то снимаем створку и крепим рычаги на болтовые соединения.

    Монтирование створки ворот

  10. Установка и регулировка пружин на свои местах и проверка функциональности.
  11. Приклеивание резинового уплотнителя по периметру рамы для герметизации зазоров.
  12. Установка дверного замка.

Как и чем утеплить

Классические утеплители, используемые для этих целей — минераловатные и пенополистирольные плиты. Пенопласт выгодно отличается от минеральной плиты тем, что со временем не даёт усадку. Утеплять створку будем пенопластом толщиной 40 мм и плотностью 20. Сначала пенопласт вставляем без крепления в створку, чтобы отрезать все нужные подрезки по размеру. Листы пенопласта приклеиваются к профильному листу с внутренней стороны между лонжеронов на «жидкие гвозди». Далее прикручиваем внутреннюю плоскость створки листом оцинкованной жести саморезами со сверлом.

Утепление створки ворот пенопластом

Эксплуатация

Для удобства пользования гаражными воротами можно установить к имеющейся системе открывания электропривод с блоком управления, работающим от команд, поступающих с пульта дистанционного управления. Приобретая привод, убедитесь что он подходит к вашему типу ворот.

Зимой резиновые уплотнители необходимо периодически смазывать силиконовой смазкой, во избежание примерзания створки и повреждения уплотнителя при открытии ворот. Также периодически уделяйте внимание смазке рычажной системы и опорных роликов.

Видео: самодельные откидные гаражные ворота

Видео: подъёмно-поворотная конструкция

Система подъёмных гаражных ворот несложная в реализации своими силами, поэтому почти любой автовладелец, обладающий навыками сварки и работы с металлом способен это сделать, главное, быть внимательнее с установкой таких критически важных элементов, как направляющие. С начала работ до полной установки ворот можно управиться за 2 дня если позвать в помощники друзей или знакомых.

Записи созданы 4315

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх