Горизонтально и вертикально

FAQ: Фотография, горизонтальная или вертикальная?

Наверняка каждый, кто держал хоть раз в руках фотоаппарат, выбирал между двумя положениями – горизонтальным и вертикальным. Только вот не всегда получается быстро сориентироваться, как лучше сфотографировать. Поэтому хорошо бы знать пару-тройку быстрых приемов, которые помогут выбрать наилучший ракурс.

Немногие знают, что изначально фотокамеры предназначены для горизонтальной съемки, так как она совпадает с естественным положением глаз человека и тем, как человек видит мир. Ведь глаза расположены на лице так, что мы видим скорее вширь, нежели ввысь. Положение камеры, горизонтальное или вертикальное, помогает фотографу преднамеренно ограничить обзор объектов в кадре и заострить внимание зрителя на желаемом объекте.

Так горизонтально или вертикально?

Горизонтальные фотографии лучше всего делать,

  1. если сам объект вытянут в длину, а не в высоту
  2. если объект съемки находится в движении, и вы хотите показать это движение на снимке
  3. если фотографируемый объект, будь то человек, животное или памятник, направлен в сторону. Свободное пространство на фотографии поможет как бы продолжить взгляд объекта. Например, как на этом фото всемирно известного фотографа Стива Маккарри.

4. если вы хотите подчеркнуть обширность пространства, например, снимая пейзаж. Например, как на пейзаже с бегущими лошадьми Уильяма Альберта Алларда.

Вертикальные фотографии менее естественны для человеческого взгляда, но есть случаи, когда хорошо использовать именно такой ракурс. Например,

  1. если объект съемки расположен в пространстве скорее вертикально, нежели горизонтально
  2. если вы хотите заострить внимание зрителя, так как на вертикальном снимке вы сильно сокращаете функцию бокового зрения. Такова логика портретов и других композиций с одним объектом. Усилить впечатление можно применяя правило третей или поместив объект в центр кадра

Как этот портрет, сделанный фотографом Стивом Маккарри.

3. если объект съемки находится в движении по направлению вниз или вверх, и вы хотите показать это движение на снимке. Такое положение камеры добавит динамику снимку. Помните, что если объект приближается к камере или удаляется от нее, то на снимке 2D это рассматривается как движение вверх и вниз.

Хороший пример — фотография авторства уже упомянутого выше Стива Маккарри.

Итак, поехали!
Речь в первом выпуске пойдёт о вертикальных и горизонтальных линиях.
Я постарался сохранить основной смысл, немного сократив исходные тексты и по-возможности упростив описание. Если всё же встретите незнакомые слова, спросите в комментариях, особенно если это мешает понять идею. Ничего зазорного в этом нет, мы все тут новички.
Настоятельно рекомендую пойти и почитать сами источники, особенно Майкла Фримана (ссылки в конце поста). Это займёт 10-30 минут. Некоторые мысли и идеи, а главное авторские иллюстрации, не попали в выпуск.
P.S: Картинки в посте видно?

Линии

Все изображения состоят из совокупности линий, форм и очертаний. В фотографии линии проявляются менее явно, чем в изобразительном искусстве, и обычно они воображаемые. Роль линии часто играют края видимых предметов или последовательность объектов.

При визуальном определении линий наибольшую роль играет контраст — между светом и тенью, участками разного цвета, текстурами и формами. Поскольку рамка фотографии сама состоит из линий, это побуждает глаз сравнивать угол и длину линий рамки и линий изображения.
Линии характеризуются динамическими свойствами — направлением и движением. С помощью линий, автор может направлять взгляд зрителя по пространству кадра к объекту.
Линии обладают и выразительными свойствами. Мощные чёткие линии могут выражать смелость, тонкие изгибающиеся линии намекают на деликатность и т.д.
Разные формы линий вызывают определённые ассоциации. Горизонтальные и вертикальные линии порождают ощущение силы и мощи и некой статичности. Диагональные линии создают впечатление движения неподвижного изображения.
Горизонтальные, вертикальные и наклонные линии (диагонали), вносят свой вклад в создание настроения, вызываемого изображением. Угол наклона и соотношение с размером рамки определяют влияние линии на восприятие изображения. Большое влияние имеют тон и цвет линии по отношению к остальному изображению, а также её повторяемость.
Как и любой приём, линии могут помочь создать или наоборот разрушить образ.

Вертикальные линии

Вертикаль — второй основной компонент рамки.
Для единичной вертикали более подходит вертикальный формат. Однако группа вертикальных форм может служить основой горизонтального кадра.
Вертикальная линия обычно является главным компонентом изображения человеческой фигуры или дерева. Её направление совпадает с направлением вектора силы тяжести или противоположно ему.
Без ассоциации с поддерживающей основой, характерной для горизонтальной линии, вертикальная линия обычно в большей степени даёт ощущение скорости и движения — либо вверх, либо вниз.
Видимые отвесно с низкой точки съёмки вертикали при подходящих обстоятельствах словно противостоят зрителю. Изображение содержащее выраженные вертикальные линии как правило вызывает ощущение высоты и значительности.
Несколько вертикальных форм могут вызывать ассоциации с барьером — например, столбы или шеренга людей, стоящих лицом к объективу. В какой-то степени они могут олицетворять силу и власть.
Как и в случае с горизонтальными линиями, здесь очень важно выравнивание. На фотографии и те и другие сразу сопоставляются взглядом с краями рамки, и даже незначительное несоответствие моментально бросается в глаза.
Горизонтальные и вертикальные линии перпендикулярны и действуют как ограничители друг друга, уравновешивая композицию. Также они могут создавать ощущение баланса, так как возникает ассоциация с прямым стоянием, поддерживаемым на плоской поверхности.
Композиция, основанная на вертикальных и горизонтальных линиях вызывает ощущение надёжности, удовлетворения.
Материал возмутительным образом скопирован из:
Майкл Фриман. Дао цифровой фотографии (pdf)
Эксель, Бетдорф и др. Искусство фотографии: сила композиции (pdf)
wikipedia.org: Composition_(visual_arts)
Иллюстрации, на мой взгляд, подобраны не сильно удачно, но общую идею вроде удалось показать.
Добро пожаловать в комментарии, там можно обсудить описание, задания и способности автора 🙂
Также категорически приветствуется обсуждение всего что касается выполнения задания, непонятных моментов и прочего. Это едва ли не главное, ради чего стоит обучаться вместе!
Спасибо за внимание!
Задания к выпуску
Другая сторона практики — пересмотрите любимые работы фотографов и живописцев. Обратите внимание, как используются описанные приёмы. Поделитесь вдохновением с соучастниками :)

Записи созданы 4315

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх